География
Геогра́фия (от гео... и ...графия), комплекс естественных и общественных наук, изучающих структуру, функционирование и эволюцию ландшафтной сферы Земли, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных сфер: верхней части литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы, социосферы и техносферы, природных и природно-общественных геосистем и компонентов. Географические исследования проводятся в целях изучения природы континентов, их свойств и функций, научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и различных видов его деятельности, эффективного использования природных ресурсов, географического прогноза, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества. Важнейший предмет исследований географии – процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта изучения обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин. Поэтому современная география представляет собой сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально- и экономико-географические), прикладные географические науки и науки, носящие интегральный (пограничный) характер. Термин «география» введён Эратосфеном (3 в. до н. э.), термин и понятие «физическая география» – В. Н. Татищевым (1-я половина 18 в.), сущность современной комплексной физической географии (изучение взаимных связей между отдельными компонентами природы земной поверхности) заложил А. фон Гумбольдт (Космос. Т. 1. 1845). Термин «экономическая география» (синонимы – «статистика», «коммерческая география») предложен М. В. Ломоносовым (1760).
Структура географии
Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом – землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались специальные научные дисциплины, изучающие отдельные компоненты географической оболочки, – геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию), гляциология, география почв, биогеография.
В социально-экономическую географию входят социальная география, экономическая география (иногда именуется «география хозяйства») и политическая география. Ряд учёных придерживаются мнения, что термин «социально-экономическая география» не полностью отражает содержание этого раздела географических знаний, и используют термин «общественная география». За рубежом для обозначения совокупности общественных географических наук применяется термин human geography. В социально-экономической географии (наиболее устоявшийся термин отечественной географии) выделяются специальные научные дисциплины: география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география сферы услуг, рекреационная география, география туризма.
К интегральным географическим наукам относятся картография, геоинформатика, страноведение, историческая география, география Мирового океана. Развитие географии привело к формированию прикладных географических наук и направлений – медицинской географии, военной географии, мелиоративной географии и др. Они выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Стремление выявить общегеографические закономерности в развитии всех или многих компонентов ландшафтной сферы и биосферы, создать их модели привело к становлению теоретической географии. К. К. Марков обосновал выделение в физической географии сквозных направлений и методов.
Единство географии обусловлено естественно-историческим единством объекта исследования, общностью используемых методов, предметной взаимодополняемостью при решении территориальных комплексных проблем. Принципиальное различие двух ветвей географии – в самой сущности естественных и общественных законов и закономерностей, в разных методологиях исследований.
География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших отдельных географических наук, а в результате развития некогда единой географии и её разделения на специализированные научные дисциплины – по объектам изучения, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям. Поэтому все географические науки сохранили общие черты географического подхода: территориальность, комплексность, конкретность, глобальность и общий специфический язык науки – географическую карту. На рубеже 20 и 21 вв. проявились характерные тенденции развития географии: компьютеризация методов сбора и обработки данных с широким использованием математических методов (построение геоинформационных систем и моделей), экологизация, гуманитаризация, социологизация, глобализация географических наук.
География формировалась в тесной связи с другими науками. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической среды углублялись связи с физикой, химией, геологией, биологией и филологией (через топонимику), а при исследовании социосферы – с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащала и обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками динамично развивающихся научных направлений – геоэкологии, демогеографии, этнической географии, ландшафтного планирования, региональной экономики и др.
Методы географических исследований
Методы географических исследований включают в себя:
общенаучные методы – сравнительный географический (описательный), математические, физические, химические, картографические, моделирования, системный подход и анализ, геоинформационные, эволюционно-исторический и др.;
конкретно-научные методы – геофизические, геохимические, палеогеографические, технико-экономический, экономико-статистический, социологический и др.;
рабочие приёмы и методы получения информации – полевые наблюдения, дистанционные (в том числе аэрокосмические), лабораторные (спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод и др.), анкетирование, выборки и др.;
эмпирические и теоретические методы обобщения информации – индикационные, оценочные, аналогов, классификаций, районирования и др.;
методы обработки и хранения информации (в том числе на электронных носителях).
Для становления и развития сравнительного метода в физической географии многое сделано А. фон Гумбольдтом, К. И. Арсеньевым, К. Риттером, П. П. Семёновым-Тян-Шанским. В основе метода лежит географическое описание природных зон, регионов, местностей, элементарных природных территориальных комплексов и т. д., в котором выделяют типичное, главное и особенное. Важнейшее требование – унификация описания. Формами обобщения географического описания служат научная классификация географических объектов и районирование. Картографический метод заключается в применении географических карт для научного познания, анализа и прогноза явлений. Он используется для исследования закономерностей пространственного размещения, взаимосвязей, зависимостей и развития географических объектов. Карта – результат географического изучения и одновременно средство получения нового географического знания. Эволюционно-исторический метод, направленный на установление законов и закономерностей развития во времени природных и антропогенных ландшафтов, природно-хозяйственных систем, систем расселения и т. д., позволяет прогнозировать состояния географических объектов в фиксированные моменты будущего. На эволюционно-историческое направление в географии большое влияние оказали эволюционное учение в биологии Ч. Дарвина, российских учёных-эволюционистов К. Ф. Рулье и Н. А. Северцова, идеи актуализма геолога Ч. Лайеля. Важное место в рамках исторического подхода занимает диахронический подход – изучение истории географических объектов с момента их образования и доныне, установление их генезиса и всех стадий развития. Истоки математической географии как самостоятельного направления относятся ко временам Фалеса Милетского и Эратосфена. В это понятие на протяжении длительного периода (вплоть до начала 20 в.) вкладывался иной, чем сегодня, смысл. В область интересов математической географии как части физической географии входило изучение формы и размеров Земли, систематизация сведений о её движении, решение астрономо-геодезических задач. Развитие количественных, а затем математических методов началось в 1950-х – начале 1960-х гг. К этому времени сформировались две крупные школы Вашингтонского (США) и Лундского (Швеция) университетов, давших миру лидеров формально-математического направления – Б. Берри, В. Бунге, У. Тоблера, П. Хаггета и др. На основе использования математических и количественных методов в 1960-х гг. сформировалась теоретическая география, изучающая общие пространственные закономерности распределения географических объектов (как природных, так и общественных) и эволюции геосистем. Лидирующая роль в использовании математических методов исторически принадлежит гидрометеорологическим наукам, использующим длинные ряды наблюдений. Интенсивно внедряются математические методы (теория вероятностей, одномерный и многомерный статистический, многомерный параметрический и непараметрический, фрактальный, кластерный, спектральный математический анализы и т. д.) и в другие географические науки. Геохимический метод исследования Земли и её ландшафтов, с помощью которого изучаются распределение, процессы миграции и концентрации химических элементов и их соединений, развивается в рамках геохимии ландшафта, основы которой были заложены в середине 20 в. Б. Б. Полыновым, А. И. Перельманом, М. А. Глазовской и развиты Н. С. Касимовым. Сопряжённый геохимический анализ позволяет определять содержание химических элементов в элементарных природных геосистемах и в ландшафте в целом. Значение метода резко возросло в связи с проблемами загрязнения окружающей среды. Геохимический метод – неотъемлемая часть геоэкологического мониторинга.
Физический метод активно используется в метеорологии, климатологии, океанологии, гидрологии суши, геокриологии и др. Благодаря стационарным комплексным физико-географическим исследованиям развивается геофизика ландшафта, опирающаяся на построение балансовых моделей вещества и энергии природных ландшафтов, изучение трансформации солнечной энергии по цепям питания.
Основные методы социально-экономической географии: экономическое районирование; выявление пространственной дифференциации экономических, социальных и политических явлений; типизация (типология) стран, регионов, населённых пунктов и других объектов исследования; математико-статистический (в том числе центрографический метод); пространственный анализ размещения социальных, экономических и политических явлений; изучение процессов социально-экономического освоения территорий.
Очерк развития науки
География – одна из древнейших наук. На протяжении многих веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель. Стремление фиксировать индивидуальные явления на поверхности Земли привело к становлению страноведения и региональных подходов. Вместе с тем попытки выявить и объяснить черты сходства и различия, объединить в сходные категории, классифицировать факты, явления, природные тела, народы и т. д. закладывали основы общей, или системной, географии, приводили к формированию теории географической науки. Географическое знание возникло на ранних ступенях развития человечества. Отдельные племена, народы и государства в процессе своего развития формировали собственные представления об окружающем мире. По мере того как развивались контакты между народами и государствами, географические знания становились всё совершеннее. Знания народов друг о друге проверялись и уточнялись благодаря расширению торговых отношений, а также во время захватнических войн, при освоении достижений разрушенных цивилизаций.
Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами Востока. Достаточно достоверные географические сведения (древнейшие карты и планы, сведения о путешествиях) датируются 4–3-м тыс. до н. э. и относятся к Вавилону, Древнему Египту и Древнему Китаю (где были известны свойства магнитной стрелки, изготовляли карты с деревянными клише).
Античная средиземноморская цивилизация известна фундаментальными достижениями в области географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреческим философам милетской школы Фалесу Милетскому и Анаксимандру. Аристотель ввёл представление о шарообразности Земли, заложил основы дифференциации географических наук (метеорологика). Эратосфен довольно точно определил длину окружности земного шара, были введены понятия «параллели» и «меридианы» (Гиппарх). Идеи широтной зональности сформулированы Посидонием, выделившим 7 географических поясов. У истоков сравнительного географического метода стояли древне-греческие учёные Геродот и Страбон – родоначальник эволюционной географии и страноведения, обобщивший в 17 томах страноведческие знания; Клавдий Птолемей в «Руководстве по географии» (8 книг) систематизировал знания древних народов и заложил основы построения карты Земли. Предвестниками преобразовательного (мелиоративного) направления в географии послужили гидротехнические работы. Археологические, исторические и палеогеографические исследования показали, что орошение и дренаж применялись на территории Туркмении, Узбекистана, Армении в 4–2-м тыс. до н. э. В низовьях Сырдарьи и Амударьи – с 8–7 вв. до н. э.
Известны географические исследования Византии. Около 535 г. Иерокл составил «Синекдем» – опись 64 провинций и свыше 920 городов, послужившую основой многих более поздних географических сочинений. В 10 в. Константин VII Багрянородный в сочинении «О фемах» представил имевшуюся в его время информацию об областях Византии. Географическая литература Византии включает также описания путешествий купцов (итинерарии), паломников. Анонимный итинерарий 4 в. содержит подробную информацию о Средиземноморье с указанием расстояний между портами, товаров, производимых в тех или иных местах, и пр. Сохранились описания путешествий: купца Космы Индикоплова (около 547, «Христианская топография»), где, помимо общих космологических представлений, имеются живые наблюдения, достоверные сведения о разных странах и народах Аравии, Африки и др.; Иоанна Фоки (12 в.) – в Палестину; Андрея Ливадина (14 в.) – в Палестину и Египет; Канана Ласкариса (конец 14 – начало 15 вв.) – в Германию, Скандинавию и Исландию. Византийцы умели составлять географические карты. Значительную роль в развитии географии сыграли мусульманские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественники Ибн Батутта, Идриси. Европейский путешественник Марко Поло совершил путешествие в Китай и дал описание стран Центральной, Восточной и Южной Азии. Тверской купец Афанасий Никитин ходил по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям, достигнув берегов Индии, описал природу, жизнь и быт населения этой страны.
Эпоха Великих географических открытий расширила географические представления о мире, утвердила представления о его целостности и единстве Мирового океана. География стала одной из важнейших отраслей знаний. Картография этого периода характеризуется выдающимися достижениями: созданием Г. Меркатором цилиндрической равноугольной картографической проекции и составлением им Атласа (1595), где показаны реальные очертания материков и береговых линий; появлением рукописного атласа – вершины русской картографии – т. н. Старого чертежа (1597–1598). Во многих копиях сохранилось его обстоятельное описание – «Книга Большому чертежу» (1627), сам же чертёж утрачен. Наряду с продолжением географических открытий и описания Земли развивается теоретическое направление. Основы физического мышления в географии заложил Б. Варениус во «Всеобщей географии» (1650), где объектом географии выступал «земноводный шар», который можно изучать как единое целое (сейчас это общее землеведение) и по отдельным частям (аналог современного страноведения или краеведения), выделялась также хорография, описывающая большие по площади территории, и топография, изучающая малые территории; а также И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687). Крупные географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке осуществлены землепроходцами: В. В. Атласовом, П. И. Бекетовым, Е. П. Хабаровым, В. Д. Поярковым, С. И. Дежнёвым, первым обогнувшим морем крайнюю северо-восточную точку Евразии и доказавшим существование пролива между Северным Ледовитым и Тихим океанами.
География 18–19 вв.
В 1-й половине 18 в. Ш. Л. Монтескьё в работе «О духе законов» (1748) развил идеи Ж. Бодена об определяющем влиянии природных условий, прежде всего климата, на государственное и общественное устройство, быт, нравы, психику населения. «Власть климата есть первейшая власть в мире» – формула географического детерминизма Монтескьё и его последователей.
Существенный вклад в развитие методологии географии внёс В. Н. Татищев. В работе «О географии вообще и о русской» он разделил географию на универсальную, или генеральную, охватывающую Землю или её крупные части; специальную, или частную, описывающую разные страны; топографию, или пределоописание, изучающую части страны и отдельные города. Татищев делил географию и «по качествам» – на математическую (астрономо-геодезическое направление), физическую и политическую. Физическая география изучает территории «от места к месту», природные «довольства и недостатки», причём ведущая роль отводилась климату; политическую географию интересуют занятия населения, города, селения и др. Классификация географических наук у Татищева характеризуется историзмом, вниманием к природным ресурсам и хозяйству.
С открытием в России Географического департамента в Петербургской академии наук (1739) существенно повысилась роль академии в организации систематических географических исследований. Этому способствовало приглашение в страну ряда известных учёных-естествоиспытателей (Ж.-Н. Делиля, Л. Эйлера, Д. Г. Мессершмидта, И. Г. Гмелина и др.). Составлены первое статистико-географическое описание России И. К. Кириллова «Цветущее состояние Всероссийского государства» (1727), первый «Атлас Российский» (1745), выпущенный Петербургской академией наук. М. В. Ломоносов в середине 18 в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и указал на важность развития экономической географии. По инициативе Петра I (значительная часть реализована уже после его смерти) были организованы экспедиции в Сибирь под руководством Д. Г. Мессершмидта (1719–1727), Первая Камчатская экспедиция. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1755) и П. И. Рычков в «Топографии Оренбургской» (1762) предоставили классические образцы комплексного описания природы регионов. 1-я половина 18 в. выделяется успехами в картографировании. С основанием Московского университета (1755) география как общеобразовательная дисциплина была введена в программу обучения студентов в 1757 г. Событием стало издание в 1776 г. книги Х. А. Чеботарёва «Географическое методическое описание Российской империи с надлежащим введением к основательному познанию земного шара и Европы», которая стала учебным пособием по географии.
В 1765 г. манифестом было объявлено Генеральное межевание «земель всей империи». «Экономические примечания» Генерального межевания содержали информацию о размерах угодий, качестве земель, характере землепользования и т. д. Генеральное межевание стимулировало развитие экономической географии.
Обобщение данных полевых экспедиций привело А. фон Гумбольдта к разработке сравнительного метода в географии, классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности. Он стал идеологом комплексного подхода в географии, поставил перед физической географией задачу исследования общих законов и взаимосвязи земных явлений, прежде всего между живой и неживой природой. В России в 1-й половине 19 в. началась дифференциация естествознания, в том числе и географических наук, произошло размежевание между географией экономической («статистикой») и географией физической, которая разрабатывалась физиками и рассматривалась как часть физики. В Императорской военной академии в Санкт-Петербурге (открыта в 1832) была создана первая научная географическая школа, где преподавалась военная география, изучались географические особенности территории с точки зрения возможности их использования в стратегических и тактических целях. В 1845 г. по инициативе Ф. П. Врангеля, И. Ф. Крузенштерна, Ф. П. Литке, К. И. Арсеньева, К. М. Бэра, В. И. Даля и др. в Санкт-Петербурге было образовано Русское географическое общество. В 1884 г. в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (географии и этнографии), которая послужила основой формирования анучинской физико-географической школы. Формирование географической школы в Санкт-Петербургском университете связано с идеями В. В. Докучаева и А. И. Воейкова.
К концу 19 в. в науках о природе обозначился кризис в изучении сложных систем, не познаваемых путём разложения на элементарные части. В физической географии одним из первых это осознал В. В. Докучаев, который, опираясь на разработанное им учение о почве как естественно-историческом теле, в работе «Наши степи прежде и теперь» (1892) призвал изучать «всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные её части» (с. 119). В этой работе он изложил основные идеи и принципы ландшафтоведения как интегральной географической науки, главнейшие из которых: анализ компонентов природы как единого целого; изучение не только природной, но и антропогенной эволюции природы; исследование как природных, так и природно-хозяйственных комплексов; естественно-историческое обоснование мероприятий по созданию культурных ландшафтов. Изучение соотношений и взаимодействия между факторами и компонентами природы составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии. Развитие идей Докучаева его последователями (Г. Н. Высоцким, Л. С. Бергом, Г. Ф. Морозовым, А. А. Борзовым, Р. И. Аболиным, Л. Г. Раменским) привело к обоснованию понятия географического ландшафта как функционально-генетического единства.
Во 2-й половине 19 в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в жизни людей, развитии народов и стран. Этих идей ранее уже придерживался крупнейший немецкий географ К. Риттер. Он ввёл термин «землеведение», вплотную подошёл к определению ландшафта, пытался доказать определяющее влияние природы на судьбы народов, создав предпосылки для формирования геополитики (География по отношению к природе и истории человечества... 1822–1899). Ярким представителем детерминизма был Л. И. Мечников, автор фундаментальной работы «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). С усилением воздействия человека на окружающую среду эти идеи утрачивают свою притягательность; ныне их отголоски сохранились в инвайронментализме. На рубеже 19 и 20 вв. возникли концепции географического поссибилизма, рассматривающего географическую среду как ограничивающее и изменяющее деятельность людей начало, и хорологический подход А. Гетнера, последователя И. Канта, к географии как к науке, изучающей в основном лишь пространственные отношения предметов и явлений на земной поверхности, не углубляясь в исследование внутренней сущности этих явлений и их развития. В это же время В. И. Вернадским была обоснована планетарная роль антропогенного фактора и развиты представления о том, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведёт к становлению ноосферы.
Отечественная география 20 в.
Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений В. В. Докучаева о природных зонах, В. И. Вернадского о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и в её эволюционно-стадиальном развитии, А. А. Григорьева о динамических процессах в ландшафтах, Л. С. Берга, Н. А. Солнцева о ландшафтном устройстве земной природы, Н. Н. Баранского о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических районов.
Советский период развития географии оказал огромное влияние на мировую географическую и экологическую науку. Планом электрификации России (ГОЭЛРО) перед географами были поставлены задачи изучения природных ресурсов, экологического обоснования создания тепло- и гидроэлектростанций, мелиорации земель, выполнение которых потребовало широких гидрологических исследований, проведённых с участием гидрологов В. Г. Глушкова и Е. В. Близняка. В 1920–1930-х гг. как самостоятельная географическая дисциплина оформилась гидрология суши. В 1929 г. создан Гидрометеорологический комитет СССР, на который возлагалось проведение метеорологических и гидрологических наблюдений и исследований, созданы оригинальные конструкции актинометрических приборов, изобретён радиозонд (П. А. Молчанов, 1930). В 1931 г. начались работы по составлению Водного кадастра СССР – систематизированных сведений о режиме рек, озёр, морей, ледников, подземных вод, которыми на первом этапе руководил Л. К. Давыдов. В. Г. Глушковым, Б. А. Аполловым, М. А. Великановым, С. Д. Муравейским, Б. В. Поляковым, Е. В. Близняком и др. были разработаны теоретические основы географического направления в гидрологии суши. В связи с активным участием СССР во 2-м Международном полярном годе (1932–1933) проведены широкие исследования на горных и полярных ледниках под руководством С. В. Калесника. Поставлены задачи создания первого национального атласа, карты миллионного масштаба на всю территорию СССР, освоения Северного морского пути и расширения географических исследований в Арктике. Постоянно функционировали дрейфующие научные станции «Северный Полюс», первую из которых возглавил И. Д. Папанин. С октября 2022 г. действует экспедиция дрейфующей полярной станции СП-41. В формировании основных направлений океанологии большую роль сыграли капитальные труды В. В. Шулейкина, Н. Н. Зубова, В. Ю. Визе. В 1920–1930-х гг. АН СССР организовала большие комплексные экспедиции по изучению производительных сил страны. В 1937–1939 гг. был издан Большой советский атлас мира.
В 1930-е гг. разработка теоретических основ физической географии шла по двум направлениям – общеземлеведческому и ландшафтоведческому. А. А. Григорьев ввёл понятия о географической оболочке и физико-географическом процессе, инициировал внедрение количественного и геофизического методов исследования, применение методов теплового и водного балансов. Ландшафтное направление развивали Л. С. Берг, С. В. Калесник, Л. Г. Раменский.
Сложнее шло развитие социально-экономической географии. Важные ориентиры её развития были указаны в работе В. И. Ленина «Набросок плана научно-технических работ» (1918) и конкретизированы в плане ГОЭЛРО. В 1920–1930-х гг. наблюдалась острая дискуссия между представителями отраслево-статистического и районного (регионально-комплексного) направлений. Развитие экономической географии пошло по второму направлению (Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, М. П. Алампиев и др.), но конструктивные положения отраслевого направления были также востребованы. Разработаны понятия экономико-географического положения, территориального разделения труда, методы анализа районов. В годы Великой Отечественной войны экономикогеографы сыграли важную роль в размещении эвакуированных предприятий в восточных районах страны.
После Великой Отечественной войны начался новый этап развития географии, характеризующийся становлением и развитием крупных географических школ в научных институтах и вузах. К середине 20 в. оформилась современная система географических наук. В 1955 г. была организована Советская антарктическая экспедиция. В начале 1970-х гг. по инициативе К. К. Маркова стала интенсивно развиваться география океана, итогом чего было издание «Географии Мирового океана» в 7 выпусках. Вышли в свет Физико-географический атлас мира (1964), Атлас океанов (т. 1–3, 1974–1980), Атлас Арктики (1985) и др., серия региональных и специализированных атласов.
Выделяется несколько ведущих отечественных географических школ и направлений. Физико-географическое страноведение (региональная комплексная физическая география) – Н. А. Гвоздецкий, Б. Ф. Добрынин, Ю. К. Ефремов, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, Э. М. Мурзаев, В. А. Николаев, М. П. Петров, В. С. Преображенский, Г. Д. Рихтер, А. М. Рябчиков. Экономико-географическое страноведение – И. В. Комар, С. Н. Рязанцев, Ю. Г. Саушкин и др., экономико-географическая школа – Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, Ю. Г. Саушкин, разработавшие понятия энергопроизводственных циклов и территориально-производственных комплексов. Академическая школа «процессоведения» – А. А. Григорьев, И. П. Герасимов, Д. Л. Арманд, – в которой видное место занимало геофизическое направление. В 1956 г. А. А. Григорьевым и М. И. Будыко сформулирован периодический закон географической зональности, вскрывший физическую сущность зональности. Разработано палеогеографическое направление И. П. Герасимовым, К. К. Марковым, А. А. Величко. Сформировались школа комплексной (ландшафтной) географии – А. А. Борзов, Л. С. Берг, Н. А. Солнцев, А. Г. Исаченко, ландшафтно-геохимическая школа – Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская, Н. С. Касимов, ландшафтно-экологическая школа Сибирского отделения АН СССР – В. Б. Сочава, А. А. Крауклис, В. С. Михеев, В. А. Снытко, воронежская школа антропогенного ландшафтоведения – Ф. Н. Мильков, В. Б. Михно, В. И. Федотов.
В области комплексной физической географии завершено создание методологических основ науки, на базе системного подхода разработаны концепции полиструктурности ландшафта, пространственно-временной организации геосистем, иерархии состояний, математической морфологии ландшафта (А. Д. Арманд, В. С. Преображенский, Н. Л. Беручашвили, В. Б. Сочава, А. С. Викторов, Ю. Г. Пузаченко, В. А. Светлосанов и др.). А. Ю. Ретеюмом предложена теория нуклеарных (ядерных) геосистем.
Успехи в картографии во многом были связаны с разработкой принципов и методов комплексного картографирования (К. А. Салищев, И. П. Заруцкая, А. Ф. Асланикашвили, А. Г. Исаченко, Ю. Ф. Книжников, Г. Д. Курошев, А. А. Лютый, С. Н. Сербенюк, Л. Е. Смирнов), развитием дистанционных аэрокосмических методов (В. П. Савиных, Ю. Ф. Книжников, В. И. Кравцова и др.) и широким внедрением в конце 1980-х – начале 1990-х гг. персональных компьютеров. С середины 1970-х гг. функционирует общегосударственная система «Ресурс» для изучения природных ресурсов и мониторинга окружающей среды (суши и океана). Развитие тематического картографирования связано с изданием серии карт для высшей школы (всего более 40), карта «Поверхности выравнивания и коры выветривания СССР», «Геоморфологическая карта СССР», «Карта растительности Европейской части СССР». В рамках общего землеведения возникло космическое землеведение (К. Я. Кондратьев, Б. В. Виноградов, А. А. Григорьев). В 1990-х гг. происходило формирование геоинформатики (А. М. Берлянт, В. С. Тикунов, А. В. Кошкарев).
Наряду с развитием интегральных направлений в географии, оригинальные результаты получены и в частных географических науках. Признание получили геоморфологические школы МГУ (И. С. Щукин, А. И. Спиридонов, О. К. Леонтьев, Г. А. Сафьянов), Института географии АН СССР (И. П. Герасимов, Ю. А. Мещеряков), Санкт-Петербургского университета (Я. С. Эдельштейн).
Огромную роль в развитии географии и других наук о Земле сыграла школа физической климатологии М. И. Будыко. Разработана методика расчёта составляющих радиационного и теплового балансов ландшафтов, предложена физико-географическая теория фотосинтеза, рассмотрены вопросы роли климата в эволюции экосистем. Достигнуты успехи в классификации климатов (Б. П. Алисов), изучении влагооборота и циркуляции атмосферы, колебаний увлажнённости (С. П. Хромов, О. А. Дроздов, Б. Л. Дзердзеевский, М. А. Петросянц, Е. С. Рубинштейн, А. В. Шнитников), в построении математических моделей климата.
Оформилось несколько направлений в изучении вод суши. Гидрологической школе Института географии АН СССР (М. И. Львович, Н. Н. Дрейер) принадлежат расчёты составляющих водного баланса отдельных материков и земного шара в целом. Проблемы глобальной гидрологии разрабатывались Г. П. Калининым, ученики и последователи которого решили проблему пространственно-временных колебаний речного стока. Н. И. Маккавеевым создана школа по изучению эрозии почв и русловых процессов (Р. С. Чалов, В. Н. Голосов, Г. А. Ларионов, М. Н. Заславский, А. В. Чернов). Обозначилось направление, связанное с преобразованием стока речных систем, с антропогенными изменениями качества вод суши (М. И. Львович, С. Л. Вендров, Н. И. Коронкевич, И. А. Шикломанов). В 1960–1970-х гг. разрабатывался проект территориального перераспределения стока северных рек в бассейн Каспийского моря и в Среднюю Азию, в котором значительное внимание было уделено проблеме влияния крупных водохранилищ на окружающие ландшафты и условия жизни населения (С. Л. Вендров, К. Н. Дьяконов, А. Г. Емельянов, Ю. М. Матарзин, А. Ю. Ретеюм). Исследования озёр и водохранилищ проводились Л. Л. Россолимо, Б. Б. Богословским, Н. В. Буториным, В. С. Вуглинским, К. К. Эдельштейном и др.
Гляциологическая школа основана и развита С. В. Калесником, М. В. Троновым, Г. А. Авсюком, П. А. Шумским, В. М. Котляковым. В 1960–1980-х гг. были выполнены многолетние стационарные наблюдения на ледниках Тянь-Шаня, Кавказа, Полярного Урала, Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, получены фундаментальные результаты по их тепловому режиму, условиям питания, балансу вещества, скорости движения и т. д. Одними из основателей лавиноведения были Г. К. Тушинский и его ученик М. Ч. Залиханов. Существенное развитие получила геокриолитология (М. И. Сумгин, П. А. Шумский, А. И. Попов, П. Ф. Швецов, П. И. Мельников, В. П. Мельников, В. Н. Конищев), практическая значимость которой возросла в связи со строительством БАМа, освоением нефтяных и газовых месторождений в арктическом и субарктическом поясах страны. Опубликована Криолитологическая карта CCCР (1985). В Институтете мерзлотоведения АН СССР оформилось новое направление – ландшафтное мерзлотоведение.
Создатель научной школы биогеографии В. Н. Сукачёв и его последователи А. Г. Воронов, А. Н. Формозов, Н. В. Дылис, А. А. Тишков заложили основы учения о фитоценозах, разработали географическую типологию лесов, создали учение о биогеоценозах. Биогеографическая школа МГУ характеризуется достижениями в области ботанического и зоологического картографирования (А. Г. Воронов, Д. Д. Вышивкин и др.). Отечественным биогеографам принадлежит приоритет в обобщении мировых данных по биологической продуктивности ландшафтов, её структуре по природным зонам, запасам биомассы (Н. И. Базилевич, Л. Е. Родин, О. С. Гребенщиков, А. А. Тишков).
Медицинская география стала развиваться в 1-й половине 20 в. (В. Н. Беклемишев, Е. Н. Павловский, К. И. Скрябин); 2-я половина 20 в. характеризуется развитием различных направлений в институтах АН СССР, государственных университетах, медицинских учреждениях (А. П. Авцын, Е. И. Игнатьев, А. А. Келлер, С. М. Малхазова, А. П. Марковин, Б. Б. Прохоров, Е. Л. Райх).
Географическое направление в почвоведении и его тесная связь с другими географическими дисциплинами проявились в исследованиях по генезису, классификации почв и картографированию (И. П. Герасимов, В. А. Ковда, Е. Н. Иванова, Б. Г. Розанов, Н. Н. Розов, В. М. Фридланд, В. О. Таргульян и др.), водному режиму (А. А. Роде, С. В. Зонн), геохимии (М. А. Глазовская, Н. С. Касимов, В. О. Таргульян, М. И. Герасимова) и эволюции (И. П. Герасимов, А. Н. Геннадиев, Н. С. Чеботарёва).
Во 2-й половине 20 в. в СССР интенсивное развитие океанологии связано с появлением новых научно-исследовательских судов и с расширением приборной базы. В 1991 г. создана Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО), функционирование которой осуществляется под эгидой Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО в сотрудничестве со Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Международным советом по науке (МСНС).
В. Б. Штокманом заложены основы современной динамики океанических течений и перемешивания водных масс (Л. М. Бреховских, В. Г. Корт, А. С. Монин, К. Н. Фёдоров). Различные направления физики океанов разработаны В. А. Акуличевым, С. С. Лаппо, С. К. Гулевым, С. А. Добролюбовым, В. Е. Захаровым. Сформировалось новое направление –математическое моделирование процессов в океане (А. С. Саркисян, Г. И. Марчук, А. С. Монин). Большой вклад в развитие морской геологии внесли Л. П. Зоненшайн, О. Г. Сорохтин, С. А. Ушаков, В. Е. Хаин. Лидеры в изучении биологии океана – В. Г. Богоров, Л. А. Зенкевич, М. Е. Виноградов, М. В. Флинт.
В общественно-географических науках выделились следующие направления исследований: общее теоретико-методологическое (Н. Н. Баранский, О. А. Константинов, В. М. Гохман, С. Б. Лавров, И. М. Маергойз, А. А. Минц, В. В. Покшишевский, Ю. Г. Саушкин, Б. Н. Семевский, П. Я. Бакланов, Ю. А. Гладкий, Ю. Г. Липец, Н. С. Мироненко, А. И. Трейвиш, Б. Б. Родоман, А. И. Чистобаев), экономическое районирование (Н. Н. Баранский, Б. Н. Книпович, Н. Н. Колосовский, Т. М. Калашникова, В. Е. Шувалов, Л. В. Смирнягин, Е. Е. Лейзерович), экономико-географические исследования зарубежных стран (Ю. Д. Дмитриевский, И. А. Витвер, В. В. Вольский, Я. Г. Машбиц, В. А. Пуляркин, Л. В. Смирнягин). Важнейшие из отраслевых исследований: по географии промышленности (А. Е. Пробст, П. Н. Степанов, А. Т. Хрущёв, А. П. Горкин, В. Н. Горлов), сельского хозяйства (А. Н. Ракитников, В. Г. Крючков, Т. Г. Нефёдова), транспорта (И. В. Никольский, Л. И. Василевский, С. А. Тархов), географии населения и городов (С. А. Ковалёв, Г. М. Лаппо, В. В. Покшишевский, Е. Н. Перцик). Одно из важнейших направлений – география сферы обслуживания (С. А. Ковалёв, А. И. Алексеев). Возрастающие масштабы потребления природных ресурсов обусловили развитие географического направления в ресурсопользовании как составной части природопользования (А. А. Минц, Н. Г. Родзянко).
На стыке физической, экономической географии и геоэкологии в конце 1950-х и в 1960-е гг. стало формироваться интегральное направление природопользования, сфера общественно-производственной, социально-экономической и природоохранительной деятельности (Ю. Н. Куражсковский, Д. Л. Арманд, Ю. Н. Ефремов, К. Н. Зворыкин, А. Н. Формозов). В 1990-е гг. большой вклад в развитие направления внесли С. Н. Бобылев, А. Г. Емельянов, Д. И. Люри, С. Г. Покровский, В. М. Разумовский, Н. Ф. Реймерс и др.
Историей географии и исторической географией занимались И. П. Магидович, В. И. Магидович, И. М. Забелин, В. А. Есаков, Н. А. Гвоздецкий, Ю. Г. Саушкин, Н. Г. Фрадкин, А. Г. Исаченко, В. С. Жекулин, В. П. Максаковский, О. А. Александровская, В. К. Яцунский. Фундаментальные исследования проводят А. В. Постников, О. А. Александровская, В. А. Широкова.
Важнейшие картографические произведения конца 20 в.: атлас «Природа и ресурсы Земли» под руководством В. М. Котлякова, главный редактор А. А. Лютый (т. 1–2, 1998); Атлас снежно-ледовых ресурсов мира, главный редактор В. М. Котляков (1997). Подведены итоги работ по глубокому бурению ледникового покрова в районе станции «Восток» в Антарктиде. Совместные российско-французские исследования (В. М. Котляков, К. Лориус) позволили по данным о содержании дейтерия во льду определить изменения изотопного состава атмосферного кислорода, экстрагированного из ледяного керна, и охарактеризовать изменение глобального климата за последние 420 тыс. лет. Буровая скважина близко подошла к подлёдному озеру Восток; теоретически оно было предсказано И. А. Зотиковым в 1960-е гг., а косвенные сведения о нём были впервые получены А. П. Капицей в 1964 г. при проведении сейсмического зондирования.
Зарубежная география 20 в.
Специфика развития географии в 20 в. определялась в значительной степени традициями национальных школ, таких как французская школа «географии человека» П. Видаль де ла Блаша с её устойчивой социальной направленностью; германская школа с традициями углублённого теоретического анализа, регионального планирования и геополитики; англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Большое объединяющее влияние на развитие географии оказал хорологический подход А. Гетнера, получивший развитие в США в трудах Р. Хартшорна. На этой теоретической основе в 1-й половине 20 в. в Великобритании, США, Австралии проведены работы по районированию, в том числе по оценке земель (А. Хербертсон, Д. Уиттлси, Д. Стемп, К. Кристиан).
Развивались традиционные направления – анализ факторов генезиса пространственной дифференциации и межкомпонентных взаимоотношений, разработка методов картографирования и районирования. Значительный вклад в исследование этих проблем в Германии внесли З. Пассарге, Э. Банзе, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен; в США – К. Зауэр, И. Боумен. Во Франции сформировалась школа региональной географии (П. Видаль де ла Блаш, А. Деманжон, Э. де Мартонн, Ж. Божё-Гарнье; см. в статье География человека). Географический детерминизм, популярный в англоязычной географии начала 20 в., связывал исторические и экономические процессы непосредственно с природными условиями (Э. Семпл, Э. Хантингтон).
Под влиянием работ Ч. Дарвина в географию проникли идеи эволюции, прежде всего в геоморфологию (У. М. Дейвис). В биогеографии идея изменения во времени стала руководящей после работ Ф. Клементса. Сформировались школы исторической географии в США (К. Зауэр) и Великобритании (Х. Дерби). Политические события 1-й половины 20 в. стимулировали развитие геополитических теорий, которые исходили из представлений о государстве как организме с необходимым ему жизненным пространством (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер).
Во 2-й половине 20 в. основные усилия географии были направлены на создание методологии пространственного анализа с применением математических методов и использованием аэрокосмической информации. Лидеры – англо-американские географы, в основном социально-экономического направления (Ф. Шеффер, Б. Берри, В. Гаррисон, П. Хаггетт, В. Бунге, У. Изард). Многие видели в этом объединяющее начало частных отраслей физической и общественной географии. Пик «количественной революции» – 1950-е гг. Сложилась теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша, позволившая объяснить иерархию и пространственное расположение поселений. В геоморфологии работы Р. Хортона и А. Стралера положили начало количественной морфологии речных бассейнов. Теория островной биогеографии объяснила количественные соотношения видового разнообразия живой природы, площади острова и его удалённости от материка (американские учёные Р. Мак-Артур, Э. Уилсон). Внедрялся системный подход, ставивший в центр внимания понятия обратных связей между компонентами геосистем, иерархии, саморегуляции, устойчивости (Р. Чорли, Б. Кеннеди, П. Хаггетт, Р. Беннет, Э. Нееф). Достижения «количественной революции» были применены при изучении процессов формирования рельефа, круговорота веществ в географической оболочке, изменений климата, движения ледников, преобразования ландшафтов человеком. В 1960–1970-х гг. чётко обозначилась экологизация географических исследований (Д. Стоддарт, А. Гауди, Г. Хазе, И. Симмонс, Ф. Хэер). Вырос объём исследований по изучению природных катастроф, их социально-экономических последствий (Г. Уайт, Р. Чорли, Д. Паркер). В 1970–1980-х гг. на первый план выдвинулось изучение проблемы иерархии природных процессов и пространственных объектов во времени. В рамках общественной географии получил развитие поведенческий подход, объяснявший связи между личным восприятием окружающего мира и пространственным поведением людей (Дж. Уолперт, К. Кокс, Р. Голледж). Сформировалась ландшафтная экология – отрасль науки, близкая к российскому ландшафтоведению. Осознание глобальных и региональных экологических проблем потребовало разработки концепций природопользования, охраны природы. Центры ландшафтно-экологических исследований сложились в Нидерландах (И. Зонненвельд, Р. Йонгман), Словакии (М. Ружичка, Л. Миклош), Великобритании (Р. Хейнес-Янг, Р. Бунс), Швеции (М. Изе), Дании (Е. Брандт), Франции (М. Гордон, А. Декам), США (Р. О’Нейл, Р. Форман, М. Тернер, Р. Гарднер, Д. Уинс), Израиле (З. Навех), Австралии (Р. Хобс), Норвегии (Г. Фрай), Польше (А. Рихлинг, Е. Солон, Л. Рыжковский), Германии (Х. Лазер, О. Бастиан). С 1982 г. существует Международная ассоциация ландшафтной экологии, основное прикладное значение которой заключается в планировании землепользования, более широко – в ландшафтном планировании. С 1990-х гг. популярны исследования по восприятию и эстетике ландшафта, особенно во Франции (Ж. Бертран, А. Декам).
География в России в 21 в. Основные направления развития современной географии
Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет разные отрасли знания и методы исследования для решения важнейших проблем 21 в. В конце 20 в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами преобладает над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация, наряду с позитивными тенденциями, увеличивает разрыв между «бедными» и «богатыми» странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Всё это ставит перед географией новые задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией. Экологизация и энвайроментализация – характерная черта географии начала 21 в.
Расширилась экологизация отраслевых и комплексных физико-географических наук: ландшафтное планирование (Е. Ю. Колбовский, А. В. Хорошев), ландшафтная экология (А. В. Хорошев, А. В. Антипова, В. Г. Линник), экологическая геоморфология (Э. А. Лихачёва), геоэкология криолитозоны (Н. В. Тумель, Л. И. Зотова), геоэкологическое обоснование зелёной экономики (А. А. Чибилёв, А. А. Тишков, О. А. Климанова, Е. Ю. Колбовский, С. В. Левыкин). В комплексной физической географии сформировались социально ориентированные направления: эстетика и дизайн ландшафта (В. А. Николаев), экологическое проектирование, экспертиза, аудит (А. В. Дончева, К. Н. Дьяконов, А. Ю. Ретеюм, Т. А. Трифонова). Расширилась сфера научных исследований социально-экономической (общественной) географии. Получили развитие экологизация, экономизация и социологизация. Геоинформационные системы (ГИС), дистанционные методы исследования были внедрены практически во все отраслевые и комплексные географические науки, о чём свидетельствует развитие теории землеведения и ландшафтоведения и их математизация (А. С. Викторов, А. В. Хорошев, Ю. Г. Пузаченко, В. В. Сысуев, К. Н. Дьяконов, Э. Г. Коломыц, А. Ю. Ретеюм, В. А. Низовцев).
С конца 20 в. в картографии отмечается активное развитие геоинформационного направления, которое в значительной степени было обусловлено увеличением производительности и доступности компьютеров. Появление специализированного программного обеспечения для составления карт привело к появлению новых подходов к их составлению и анализу. Новое направление, которое вобрало эти тенденции, получило название «геоинформатика». Исходя из названия этой научной дисциплины очевидно, что оно сформировалось на стыке географических наук и информатики. Важность этой новой дисциплины была зафиксирована в названиях организаций (например, ГИС-Ассоциация), а также кафедры географического факультета МГУ имени М. В Ломоносова, которая стала называться кафедрой картографии и геоинформатики. В этот период важнейшими для отечественной науки стали работы А. М. Берлянта, В. С. Тикунова, А. В. Кошкарёва, Е. Г. Капралова, И. К. Лурье. Отправной точкой для многих исследований послужили работы С. Н. Сербенюка. Важную роль для теории и практики сыграли работы зарубежных специалистов, таких как Марк Монмонье, Роберт Мак-Мастер, Майкл Демерс, Майкл Фрэнк Гудчайлд, Люк Анселен.
В 21 в. дальнейшее развитие геоинформатики привело её к сближению с картографией и дистанционным зондированием, сформировалось представление о системе, которая включает картографию, геоинформатику и дистанционное зондирование в качестве взаимодополняющих компонентов. Ярким примером такой интеграции стали продукты, которые широко известны пользователям Интернета – различные картографические сервисы, которые позволяют искать нужные адреса, прокладывают маршруты, оценивают временные затраты и т. д.
Актуальной тенденцией в науках о Земле, производстве и образовании в картографии и геоинформатике становится внедрение методов и приёмов программирования: учёные и специалисты-картографы не только используют созданные компьютерные инструменты для изучения окружающей среды, но и в сотрудничестве с географами, экологами и геологами создают собственные уникальные разработки на языках программирования (В. И. Кравцова, И. К. Лурье, В. С. Тикунов).
На современное развитие картографической школы Института географии РАН в значительной степени повлияли выпускники географического факультета МГУ (Н. Н. Комедчиков, А. В. Кошкарев, А. А. Медведев). Ещё одна школа сложилась в Санкт-Петербургском университете (Г. Д. Курошев, Е. Г. Капралов, Е. А. Паниди). Картографическая школа Московского государственного университета геодезии и картографии традиционно уделяет внимание как техническим, в том числе геоинформационным, так и географических аспектам создания карт (В. А. Малинников, С. А. Сладкопевцев, Т. В. Верещака, И. Г. Журкин и др.). Развивается сибирская школа географического картографирования и геоинформатики (Сибирское отделение РАН), которая уделяет особое внимание атласному и системному картографированию (Б. А. Богоявленский, А. Р. Батуев, В. Н. Владимиров). Среди молодых научных школ следует отметить коллектив кафедры картографии и геоинформатики Пермского государственного университета (С. В. Пьянков). Картография и геоинформатика ныне представлена в значительном количестве вузов в качестве самостоятельного направления географических факультетов Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), Сибирского государственного университета геосистем и технологий (СГУГиТ), Российского университета транспорта (РУТ, МИИТ), Кубанского государственного университета (КубГУ) и во многих других.
Атласная картография представлена Экологическим атласом России (редактор Н. С. Касимов; 2002, 2017), Национальным атласом Арктики (редактор Н. С. Касимов), Медико-географическим атласом Московской области (редактор С. М. Малхазова).
В 21 в. Россия, благодаря исследованиям морских геологов и картографов, подала обоснование в Комиссию ООН по морскому дну с претензией на присоединение 1,2 млн км2 арктического шельфа к нашей 200-мильной зоне.
Исследование роли парникового эффекта, потепление климата и его прогноз до сих пор остаются первостепенной тематикой климатологов и метеорологов (С. К. Гулев, И. И. Мохов, В. А. Семёнов, С. М. Семёнов, О. Н. Соломина).
Сформированы концептуальные основы культурной, политической, гуманитарной географии, культурного ландшафтоведения. Нарастают исследования в области геобрендинга. В экономическую географию активно внедряются методы эконометрики. Развивается социальная ветвь географии, лидирующими направлениями внутри которой являются география образа жизни, география культуры, конфессиональное и поведенческое направления. Практически с нуля, но комплексно и глубоко развернулись работы в области туризма и рекреации, медицинской географии, а также различных проблем политической географии и геополитики, стали активно развиваться исследования приграничных и трансграничных регионов. С ориентацией на реальный сектор экономики развиваются география инновационных процессов и тесно связанные с ней география связи, сетевых систем цифровизации, превращаясь в географию территориально-информационных систем. Новым объектом исследования стало жилищно-коммунальное хозяйство. Продолжает развиваться география высшего образования. Появилась география финансов. Усилилось внимание к оценкам антропогенного воздействия на окружающую среду до уровня городов, поселений и прибрежных акваторий. Ощутимы сдвиги в анализе тенденций социального развития регионов, включая оценку территориального неравенства в доходах, занятости, состоянии здоровья и т. п.
Произошло усиление культурно-гуманитарной направленности социально-экономической (общественной) географии, широко внедряются ГИС-технологии. Сформировались геодемография (Г. М. Фёдоров), конфессиональная география (С. А. Горохов), выявлены новые аспекты сетевой географии (В. И. Блануца). Существенно обогатился исследовательский инструментарий – математические модели, геоинформационные технологии, использование данных геолокации.
В рамках «общего потока» выделилась центр-периферийная концепция, получил развитие полимасштабный подход (А. И. Трейвиш и др.). Разработаны новые подходы в страноведении (Ю. Н. Гладкий, Н. С. Мироненко, Т. Г. Нефёдова, А. В. Кузнецов, А. И. Трейвиш и др.). Расширена идея циклов для различных пространственных уровней, углублено представление о природно-хозяйственных системах (В. Л. Бабурин).
Лидеры геополитической географии – В. А. Колосов, Н. С. Мироненко, П. Я. Бакланов, А. Г. Дружинин, Г. М. Фёдоров, А. П. Катровский и др. Разработана концепция континентально-океанической дихотомии как одновременного влияния континентальности и «океаничности» положения на региональное развитие. Расширились исследования аква-территориальных систем (А. Г. Дружинин, П. Я. Бакланов и др.). Новым направлением стали многоаспектные исследования приграничных и трансграничных регионов (А. Г. Дружинин, П. Я. Бакланов, Г. М. Фёдоров и др.). Обоснованы новые инструменты региональной политики и межбюджетных отношений (О. В. Кузнецова, В. В. Климанов и др.).
Расширены индикаторы устойчивого развития, а также методы геоинформационного моделирования отдельных пространственных социально-экономических явлений (В. С. Тикунов). География инновационных процессов сконцентрировалась на роли инновационных факторов в преодолении «эффекта колеи», в освоении Арктики и в новом районировании (В. Л. Бабурин, А. Н. Пилясов, С. П. Земцов, А. П. Катровский и др.).
Выявлены новые теоретические аспекты географии культуры (А. Г. Дружинин, В. Н. Стрелецкий, Д. Н. Замятин, В. Н. Калуцков и др.).
Активно развивается геоурбанистика, особенно в части изучения агломерационных процессов и связанных с ними миграций на различных масштабных уровнях, включая международные (А. Н. Демьяненко, А. Г. Махрова, М. С. Савоскул и др.). Разработана система количественных оценок и индикаторов экологического состояния городской среды для городов разных типов, проведено их многомерное ранжирование (В. Р. Битюкова и др.).
В географии населения (А. И. Алексеев и др.) фундаментальны исследования сельской местности на стыке расселения и хозяйства (Т. Г. Нефёдова, А. И. Трейвиш, А. И. Даньшин, М. А. Казьмин и др.).
В рекреационной географии разработаны новые представления о структуре, типах и факторах развития туристических систем, подходы к их выделению и анализу (Л. Ю. Мажар, А. И. Зырянов, А. Ю. Александрова, В. И. Кружалин и др.).
Научные организации и печать
В России географическими исследованиями, подготовкой специалистов-географов, изданием научных журналов, серийных трудов, монографий занимаются организации РАН: Институт географии, Институт географии Сибирского отделения (с 1957), Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения (с 1971), Институт степи Уральского отделения (с 1996), Институт водных проблем, Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения (с 1987), Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения (с 1968); географические факультеты Московского, Санкт-Петербургского, Воронежского, Иркутского, Тверского, Томского и других университетов; Институт наук о Земле Тюменского университета; географические факультеты педагогических университетов – Московского, Санкт-Петербургского и др. Актуальные сферы научной, образовательной и практической географической деятельности координирует Русское географическое общество с его региональными подразделениями. Ведущие научные географические журналы: «Известия РГО» (с 1865), «Известия РАН. Серия географическая» (с 1951), «Вестник Московского университета. Серия 5. География» (с 1946), «География и природные ресурсы» (с 1980), «Водные ресурсы» (с 1972), «Географический Вестник» (Пермь, с 2005), серийное издание РГО «Вопросы географии» (с 1946), «Балтийский регион» (с 2009), «Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле» (с 1956) и др.
В зарубежных странах основными центрами географических исследований и подготовки географов выступают университеты. В ряде стран созданы географические институты в составе Академии наук. Географы большинства стран мира объединены в Международный географический союз (образован в 1922), созывающий каждые 4 года международные географические конгрессы. Международная деятельность картографов направляется Международной картографической ассоциацией, президентом которой в 1968–1972 гг. и вице-президентом в 1964–1968 и 1972–1976 гг. был К. А. Салищев. В России международную деятельность географов координирует Национальный комитет российских географов. Российское отделение Международной ассоциации по ландшафтной экологии (2017) возглавляет А. В. Хорошев.