#Высокое Возрождение в ИталииВысокое Возрождение в ИталииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегВысокое Возрождение в ИталииВысокое Возрождение в ИталииНайденo 13 статейЖивописцыЖивописцы ТицианТициа́н (между 1485 и 1490 – 1576), итальянский живописец Высокого и Позднего Возрождения, крупнейший представитель венецианской школы. С 1516 г. официальный художник Венецианской республики. Один из ведущих мастеров портрета в 16 в. [«Портрет мужчины с голубым рукавом» (около 1510, предполагаемый портрет Дж. Барбариго, Национальная галерея, Лондон), Автопортрет, 1562, Прадо, Мадрид], новатор в области алтарной живописи («Мадонна Пезаро», 1519–1526, церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция), аллегорической и мифологической картины («Любовь земная и Любовь небесная», 1514, Галерея Боргезе, Рим; «Вакх и Ариадна», 1520–1523, Национальная галерея, Лондон), обладатель уникальной живописной манеры.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Венецианская школа живописиВенециа́нская шко́ла жи́вописи, одна из основных художественных школ Италии. Сложилась в Венеции в 14–18 вв. До середины 15 в. венецианская живопись развивалась под влиянием готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано), которые сменились эстетикой Раннего Возрождения во 2-й половине 15 в. (произведения Джентиле Беллини, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо). Для венецианской школы периода её расцвета (1-я половина 16 в.) характерны совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита (творчество Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Тинторетто и др.). Новый расцвет венецианской школы в 18 в. связан с именами Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди и П. Лонги.Живописцы Каприоло ДоменикоКаприо́ло Доме́нико (Каприоло Доменико ди Бернардино, Capriolo Domenico di Bernardino) (1494–1528), итальянский живописец Высокого Возрождения. C 1517 г. работал в Тревизо, возможно, в мастерской своего будущего тестя, живописца Пьера-Марии Пеннакки. Автор портретов [«Мужской портрет», предположительно автопортрет, 1512, Эрмитаж, Санкт-Петербург (приписывается); «Портрет Лелио Торелли, юрисконсульта в Фано», 1528, музей Боуз, замок Барнард, графство Дарем, Великобритания] и алтарных образов («Поклонение пастухов», 1518, Городской музей, Тревизо). Его работы близки произведениям венецианских художников Высокого Возрождения: Джорджоне, Я. Пальмы Старшего, Л. Лотто.Живописцы РафаэльРафаэ́ль (1483–1520), итальянский живописец, рисовальщик и архитектор, один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Работал в Перудже в мастерской Перуджино (с 1500), Флоренции (1504–1508), Риме (1508–1520). Творчество Рафаэля прошло путь от лирических образов умбрийской школы к монументальному гармоничному стилю Высокого Возрождения и экспрессивности образов, предвосхитившей маньеризм. Один из самых влиятельных художников в истории искусства.Живописцы Полидоро да КараваджоПолидо́ро да Карава́джо (Polidoro da Caravaggio; Полидоро Кальдара, Polidoro Caldara) (около 1499/1500 – около 1543), итальянский живописец эпохи Возрождения. Приблизительно с 1515 г. жил в Риме, где в составе мастерской Рафаэля участвовал в росписях Лоджий (1517–1518), зала Константина и других ватиканских пространств. Автор росписей на тему Страстей Христовых в Швейцарской капелле церкви Санта-Мария-делла-Пьета на Тевтонском кладбище в Ватикане (по эскизам и проекту Перино дель Ваги; начало 1520-х гг.), в капелле Фра Мариано в церкви Сан-Сильвестро-аль-Квиринале (совместно с Матурино да Фиренце; около 1526). Специализацией мастера стали росписи дворцовых фасадов в технике гризайли, которые представляли античные сюжеты и имитировали древнеримские архитектурные рельефы. Они почти не сохранились, но известны по многочисленным рисункам, гравюрам, станковым произведениям в технике гризайли (сцены из истории Амура и Психеи, 1520–1530-е гг., Эрмитаж). Окончательно покинул Рим в 1527 г., после непродолжительного пребывания в Неаполе поселился в Мессине, где создавал алтарные образы («Несение креста», до 1534, Каподимонте, Неаполь). Ясный классицизирующий язык ранних работ в поздний период сменился экспрессивной и беглой живописной манерой.Термины СтудиолоСтудио́ло (итал. studiolo – кабинет), небольшое помещение городского дворца или загородной виллы в эпоху Возрождения в Италии, предназначенное для интеллектуальных занятий гуманистически образованного правителя. Оформление таких кабинетов подчинялось тщательно продуманным индивидуальным программам – как правило, составленным учёными-гуманистами и нацеленным на репрезентацию политического и социального статуса, добродетелей, интересов, амбиций владельца. Студиоло включало в себя произведения современной станковой живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (в том числе панели в технике интарсии), а также памятники античной эпохи. Такие кабинеты могли использоваться для демонстрации собранных правителем коллекций (ср. Кунсткамера). До наших дней дошли элементы декора несохранившихся студиоло Леонелло д'Эсте из рода Эсте на вилле Бельфьоре в Ферраре (1458–1460), Пьеро Медичи из рода Медичи в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (середина 15 в.), Элеоноры Арагонской в замке Эстенсе в Ферраре (2-я половина 15 в.). В разной степени сохранились студиоло Федериго да Монтефельтро в Палаццо Дукале в Урбино (до 1482), Изабеллы д'Эсте в Палаццо Дукале в Мантуе (1490–1530), Альфонсо д'Эсте в Ферраре (1514–1529), Франческо Медичи в Палаццо Веккьо во Флоренции (1570; части их оформления, включая картины выдающихся живописцев Ренессанса, ныне разрознены по различным музейным собраниям).Литературно-исторические памятники Письмо Рафаэля папе Льву XПисьмо Рафаэля папе Льву X. Составленное в начале 16 в. и адресованное папе Римскому Льву X письмо с призывом сохранять и изучать античные памятники Рима – одно из важнейших свидетельств ценности древнеримской архитектуры для итальянской гуманистической среды. От предшествующей литературы об античной археологии письмо отличается подходом автора, близким к научному.Живописцы Джованни да УдинеДжова́нни да У́дине (Giovanni da Udine) (1487–1564), итальянский живописец и декоратор эпохи Возрождения. После непродолжительного обучения в Удине и Венеции (возможно, в мастерской Джорджоне) прибыл в Рим, где вошёл в мастерскую Рафаэля и стал ведущим мастером гротесков (разрабатывал отдельные мотивы и декоративные схемы декора; сохранились рисунки животных, птиц, плодов и др.). В 1517–1518 гг. для обрамления фигуративных сцен плафона «Лоджии Психеи» на вилле Фарнезина создал живописный фриз, включающий уникальные изображения сотен растений, в том числе из Нового Света. При участии Джованни да Удине возрождена и усовершенствована древнеримская техника стукко (добавление мраморной и травертиновой крошки, которое повышало прочность лепнины); она широко применялась для создания гротесков в интерьерах «стуфетты» (ванной комнаты) кардинала Бернардо Довици да Биббиена (1516), Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце (1517–1519), виллы Мадама (1520–1521; под руководством Дж. Романо). После смерти Льва X в 1521 г. и Разграбления Рима в 1527 г. ненадолго возвращался в Удине, где обосновался в 1539 г. (с 1552 главный архитектор города). Работал также во Флоренции (по заказам Медичи), Венеции. В конце жизни вернулся в Рим. Похоронен в Пантеоне рядом с Рафаэлем.Термины Брешианская школа живописиБрешиа́нская шко́ла жи́вописи, одна из художественных школ Северной Италии. Выделилась в середине 16 в. из ломбардской школы, синтезировав характерный для неё интерес к натурализму с колористическим богатством венецианской школы. В итальянской историографии часто объединяется со школой Бергамо. У истоков брешианской школы лежит творчество В. Фоппы, работавшего помимо Брешии в Милане, Ферраре и других художественных центрах на рубеже 15–16 вв. К «промежуточному поколению», связывающему Фоппу с представителями школы середины 16 в., относятся Ф. Феррамола, В. Чиверкьо и Паоло да Кайлина Младший (Иль Джоване). На искусство Высокого Возрождения в Брешии (творчество Дж. Дж. Савольдо, Дж. Романино и Моретто) повлияло творчество Тициана, Л. Лотто, римских и заальпийских художников. Новый пик в развитии школы пришёлся на конец 17 – начало 18 вв. благодаря «живописцам реальности» А. Чифронди и Дж. Черути.Литераторы Стампа ГаспараСта́мпа Гаспа́ра (1523–1554), итальянская поэтесса, последовательница петраркизма. Большая часть стихотворений единственного поэтического сборника посвящена возлюбленному. 12