Правовая культура
Правова́я культу́ра, в узком смысле слова определённое состояние общественного, группового или индивидуального правосознания. В данном случае понятием «правовая культура» охватываются правовые знания, убеждения, ценности, установки, оценки действующего права и правовых институтов, характерные для общества, социальной группы (социальной общности) или отдельного человека и выражающие в целом позитивное отношение к существующему правопорядку, готовность и умение функционировать в его рамках. В таком контексте принято говорить о высокой или низкой правовой культуре (либо о её отсутствии).
Широкое понимание правовой культуры исходит из представления о ней как о части человеческой культуры в целом. При этом культура рассматривается как способ и объективированный результат человеческой жизнедеятельности. Культура есть выражение человеческой социальности, небиологического (надбиологического) бытия человека, его функционирования в качестве социального субъекта, а не просто биологического вида. Культура противостоит Природе как мир искусственного (рукотворного) миру естественного и демонстрирует различные способы (и объективированные результаты) выделения человеческой популяции из природной данности (окружающей среды) и её трансформации в социум. Разнообразие возможных способов социального бытия предопределяет диверсификацию человеческой культуры и формирование относительно обособленных и самостоятельных культур отдельных социумов. В таком контексте можно говорить только о правовой культуре общества в целом. И тогда она, наряду с правосознанием, включает присущие данному социуму способы правотворчества и реализации права (и опосредующие их государственно-правовые институты), а также действующее позитивное право. В таком контексте понятие правовой культуры весьма близко понятию национальной правовой системы. Но понятие «правовая культура» акцентирует внимание на исторической и социокультурной обусловленности права и предполагает раскрытие не только юридико-технических особенностей различных национальных правовых систем, но и истории их формирования, специфики религиозных, философских, политических воззрений различных обществ, отразившихся на свойственном им понимании права и его места в системе социальной регуляции, характере взаимосвязи права и государства, типичных способах легитимации власти и т. п. Дальнейшая конкретизация понятия «правовая культура» зависит от того, на каких представлениях о праве (типе правопонимания) оно основывается. Самая широкая социолого-позитивистская трактовка права отождествляет его с социально выработанной и социально обусловленной системой правил поведения, общеобязательных в силу тех или иных причин. Фактически под правом здесь понимается любая доминирующая в обществе нормативная система. В данном случае получается, что правовая культура наличествует в любой культуре или, точнее, – человеческой культуре вообще и культуре любого конкретного социума присуща правовая составляющая как важнейший элемент её нормативного измерения.
В западной правовой традиции принято считать, что право обеспечивает такой тип упорядочения общественных отношений, когда признаются и гарантируются индивидуальная свобода и формальное равенство (как равенство в свободе) участников социального общения. Право формализует социальные отношения, обезличивает, типизирует и таким образом уравнивает их участников, абстрагируясь от их индивидуальных личностных особенностей и сводя всё многообразие социальных связей к взаимодействию носителей социальных ролей. Право в данном его понимании, будучи атрибутом человеческой культуры в целом, не является регулятором, типичным для культуры любого социума. Право выступает доминирующей соционормативной системой только в рамках т. н. западной культуры (цивилизации). В данном контексте принято различать культуры правовые и неправовые, а также развитые и неразвитые правовые культуры. Более или менее явно эта классификация прослеживается во всех комплексных сравнительно-правовых исследованиях.