Сервис Элман
Се́рвис Э́лман, Элман Роджерс Сервис (Elman Rogers Service) (18.5.1915, Текамсе, штат Мичиган – 14.11.1996, Санта-Барбара, штат Калифорния), американский антрополог, этнолог и культуролог. Окончил Мичиганский университет (1941); студентом вступил в Бригаду имени Авраама Линкольна, действовавшую во время Гражданской войны в Испании на стороне республиканцев. Воевал в составе армии США во Второй мировой войне. Преподавал в Колумбийском (1949–1953), Мичиганском (1953–1969) и Калифорнийском (в Санта-Барбаре; 1969–1985) университетах. Член Американской антропологической ассоциации, был ответственным секретарём Американского этнологического общества. Проводил полевые исследования среди индейцев Парагвая и юго-запада США (в основном у хавасупай группы юма) и жителей Антильских о-вов.
Сервис – один из крупнейших теоретиков политической антропологии, представитель неоэволюционизма. Обосновал предложенную М. Салинзом однолинейную схему эволюции потестарных институтов: локальная группа – племя – вождество – государство (band – tribe – chiefdom – state), ввёл в научный оборот понятие вождества и создал интегративную теорию вождества как совокупности общин и универсальной формы политической и экономической организации, складывавшейся на добровольных, а не на принудительных началах. Эта теория нашла своих последователей в лице Р. Карнейро, Т. Эрла, Х. Классена, П. Скальника, М. Харриса, из отечественных исследователей – Л. С. Васильева, Л. Е. Куббеля, В. А. Попова, в конце 20 – начале 21 вв. – в работах Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Л. Е. Гринина, Ю. Е. Берёзкина.
Сервис развивал концепции универсальной эволюции Л. Уайта и специфической эволюции М. Салинза, чтобы использовать эволюционный метод в исследовании параллелизма и особенностей развития конкретных обществ, сочетания случайных факторов в истории, условий среды обитания и т. д. В противоположность теории К. Маркса, Сервис считал, что общества различаются не по наличию и характеру собственности на орудия производства и ресурсы, а только по специфике уникальной политической силы. Отвергая марксистскую теорию борьбы антагонистических классов, он, тем не менее, подчёркивал значение политической элиты как фактора эволюционного развития ранних цивилизаций.