Народность
Наро́дность, 1) термин, обозначающий принадлежность к народу, понимаемому как гражданская либо этническая общность или как простонародье. Впервые использован П. А. Вяземским в 1819 г. как русское соответствие французскому слову «nationalité». Однако если французское понятие национальность потенциально включало в себя всех жителей Франции, то в русском слове «народность» до середины 19 в. акцент делался на «простонародности», аналогично немецкому «Volkstum». Термин «народность» был использован в предложенной С. С. Уваровым триаде «православие, самодержавие, народность». В славянофильской трактовке из понятия «народность» исключалась не только дворянская элита, но и «испорченные» западным влиянием городские слои. К славянофилам был близок, хотя и не так радикален, Н. И. Надеждин. Понимание народности как моральной категории, как выражение «народной личности» преобладало в деятельности этнографов-собирателей (И. П. Сахаров, И. М. Снегирёв, В. И. Даль) и нашло теоретическое обоснование в трудах представителей мифологической школы (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев), занимавшихся реконструкцией изначального возвышенного народного мировоззрения, а современное литературное творчество рассматривавших как результат деградации. Исключение составлял Ап. А. Григорьев, который в духе новоевропейского понимания нации полагал, что «залог будущего России» хранится не в крестьянстве, «а в классе среднем, промышленном, купеческом по преимуществу»; но эти новаторские мысли не воплотились в законченную теорию.
В 1880–1890-х гг. русская политическая мысль – и либеральная (Вл. С. Соловьёв, С. Н. Трубецкой, П. Н. Милюков), и консервативная (Л. А. Тихомиров, М. О. Меньшиков) – предпочла заменить понятие «народность» термином «национальность». Термин «народность» использовался по инерции (А. С. Суворин), но уже в смысле этнической принадлежности, как возможность достижения народного единства, «братского союза» между разными сословиями; А. Н. Пыпин в этнографии видел «развитие идеи народности как национально-демократического мировоззрения». На рубеже 19–20 вв. представление о народности как свойстве крестьянской культуры получило отражение в художественном русском стиле и модерне. Ныне термин «народность» изредка употребляется в публицистике и культурологии как синоним этничности.
2) В советском общественно-политическом языке народность понималась прежде всего как тип этнической общности, исторически предшествующий нации (это осмысление народности намечалось ещё в дореволюционной литературе). В сталинской типологии этнических общностей народность соответствовала эпохе раннеклассовых обществ, что было канонизировано теорией этноса современного периода.