Павия
Пави́я (Pavia), город на севере Италии, в области Ломбардия, административный центр провинции Павия.
Общие сведения
Расположен в нижнем течении реки Тичино, в 35 км к югу от Милана. Площадь городской территории 63,2 км2 (2020).
Основная железнодорожная станция города расположена на линии Милан – Генуя. В 10 км к западу от Павии проходит автомагистраль A7 Милан – Генуя, с которой Павия соединена автострадой А53 Павия – Берегуардо; государственная дорога SS35 связывает Павию с Генуей и Миланом, далее – с Комо. Многочисленные автодороги областного значения соединяют Павию с Кремоной, Брешией и др.
Городской транспорт представлен автобусами (10 дневных маршрутов, 1 ночной, 5 пригородных и 5 линий, предназначенных для студентов; 2023). Развит прокат велосипедов.
Павия связана регулярными автобусными рейсами с аэропортами Милана – Мальпенса (пассажирооборот 21,35 млн человек, грузооборот 721,3 тыс. т, 2022) и Линате (пассажирооборот 7,7 млн человек, 2022).
Население
Численность населения города 71,1 тыс. человек (2021; из них – 52,4 % женщин и 47,6 % мужчин), в том числе 10,3 тыс. иностранцев, среди них (человек): выходцы из Румынии – 1441, Украины – 1073, Албании – 690, Доминиканской Республики – 619, Египта – 604, Китая – 497, Камеруна – 417, Марокко – 386, Бразилии – 147, Молдавии – 197, России – 71 (2021).
История
В доримскую эпоху территорию нынешней Павии населяли, по сведениям Плиния Старшего, племена лигуров или, как сообщает Клавдий Птолемей, инсубров. Первое укреплённое поселение здесь появилось, по всей видимости, во время 2-й Пунической войны: Тит Ливий пишет, что около 218 г. до н. э. римляне построили мост через реку Тицин (Тичино) и для его охраны заложили небольшую крепость (castellum) Тицинум. Данные археологии и аэрофотосъёмки показывают, что Павия стала постоянным населённым пунктом не раньше начала 1 в. до н. э. В 49 г. до н. э. Павия, равно как и все города Транспаданской Галлии, получила статус муниципия. До наших дней сохранилась традиционная для римлян прямоугольная планировка города, следы терм и амфитеатра, а также часть канализационной системы.
С конца 3 – начала 4 вв. начало расти политическое и экономическое значение Павии. В 271 г. при Павии произошло сражение римлян с германским племенем ютунгов, в результате которого германцы были окончательно вытеснены за пределы Италии. В 274 г. император Аврелиан (270–275) перенёс монетный двор в Павию из Медиолана (ныне Милан). После того как при Диоклетиане Медиолан стал одной из столиц империи, укрепилось положение Павии как логистического центра на пересечении водных путей (рек Тичино и По). Кроме того, здесь квартировала армия и военная администрация, а также производилось оружие (луки).
Появление христианства в Павии относится к началу 4 в., когда, если верить Сульпицию Северу, в городе уже существовала христианская община. Первым епископом Павии традиционно считается святой Сир (середина 4 в.), хотя достоверные сведения существуют лишь о третьем епископе – святом Ювенции (380–390-е гг.). В 5 в. с переносом столицы Западной империи в Равенну выросло военное значение Павии, соединённой с ней водным путём. В 405–406 гг. при поддержке размещённых здесь отрядов полководец Стилихон разбил вторгшегося в Италию Радагайса, а в 408 г. мятеж этих отрядов во время визита в Павию императора Гонория (395–423) сыграл определяющую роль в низложении самого Стилихона. В 452 г. город был осаждён гуннами, в 476 г. взят и разграблен войском Одоакра, вынудившим бежать укрывшегося там Ореста.
В ходе остготского завоевания Италии (489–493) в Павии расположились значительные силы готов, и в 490 г. город был снова осаждён противостоящим им Одоакром. В составе Остготского королевства Павия, наряду с Равенной и Вероной, стала одной из трёх королевских резиденций. По инициативе Теодориха Великого (493–526) здесь был возведён дворец, восстановлены городские стены, амфитеатр и термы. После взятия Равенны в 540 г. восточноримской армией остготская администрация переместилась в Павию. С 553 г. в составе Восточной римской империи (Византии). В 572 г., после трёхлетнего сопротивления, Павия была завоёвана лангобардами и стала одним из важнейших опорных пунктов в борьбе с византийцами и франками. В 7 в. Павия начала играть роль столицы Лангобардского королевства: именно здесь Ротари в 643 г. издал свой знаменитый эдикт, а Лиутпранд (ум. 744) перенёс мощи святого Августина в перестроенную по его указу базилику Сан-Пьетро-ин-Чьель-д'Оро, а после смерти сам был погребён в этом храме. С именем Papia впервые упоминается в источниках 7 в., но уже в 8–9 вв. встречаются формы Papeia и Paveia. По всей видимости, первоначально так называлось небольшое поселение рядом с римским Тицином, разрушенное в 476 г. войсками Одоакра. Этимологически современное название города, вероятно, восходит к несколько изменённой форме женского рода римского родового имени Popilius (Popilia).
В 774 г. захвачена Карлом Великим. Хотя первые короли Италии главным образом выбирали Милан в качестве своей резиденции, Павия тем не менее оставалась столицей и местом коронации. Особое значение ей придавали Лотарь I (ум. 855) и Людовик II (ум. 875). В королевском дворце отправлялось правосудие, заседала канцелярия и финансовые ведомства; продолжал функционировать монетный двор. Согласно одному из эдиктов Лотаря, школа в Павии принимала учащихся из значительной части северной Италии. Епископы Павии, хотя и находились вне юрисдикции миланского архиепископа, подчиняясь непосредственно папе Римскому, не смогли даже благодаря этой привилегии установить абсолютную власть в регионе. Это во многом объяснялось ролью Павии как одного из важнейших центров светской королевской власти, а также политическим влиянием архиепископов Милана. В 9–10 вв. Павия неоднократно подвергалась набегам венгров, в 924 г. была ими практически полностью разрушена.
После коронации в 1004 г. Генриха II как короля Италии Павия стала центром восстания, которое было вскоре подавлено новым королём. В 1024 г., узнав о смерти Генриха, павийцы разрушили до основания королевский дворец, который с тех пор никогда не был восстановлен. После этого разрозненная дворцовая администрация заняла другие важные объекты городской инфраструктуры, а короли стали значительно реже использовать Павию в качестве резиденции. В борьбе гвельфов и гибеллинов в 12–13 вв. Павия поддерживала императора, в 1164 г. Фридрих I Барбаросса даровал городу коммунальную хартию. В это время Павия была классической коммуной под управлением коллегии консулов и генерального совета, однако уже в 1179 г. в городе появился подеста. Первым шагом к установлению синьории в Павии стало подчинение её в середине 13 в. ломбардскому кондотьеру Оберто Паллавичини. Он был пожизненным подеста Павии, Кремоны и Пьяченцы, однако после его смерти синьория быстро распалась. В 1359 г. Павия была захвачена Галеаццо II Висконти и подчинена Милану и его правителям. При Висконти Павия стала городом регионального значения, а основание в 1361 г. университета укрепило её авторитет как одного из крупнейших центров изучения права. В 1363–1369 гг. (с перерывами) при покровительстве синьора Милана в Павии жил Петрарка.
Во время Итальянских войн Павию неоднократно, но безуспешно осаждали французские войска (1515, 1522, 1524). В Битве при Павии 24 февраля 1525 г. французы потерпели сокрушительное поражение от армии императора Карла V, которого поддержали павийцы, а сам король Франции Франциск I был взят в плен. Значительный вклад в победу имперской армии внесли испанские аркебузиры под командованием маркиза Пескары Фернандо д’Авалоса, отчего битва при Павии традиционно считается важной вехой в истории военного искусства. С 1535 г. в составе владений испанских Габсбургов. При Габсбургах была одним из военных центров Миланского герцогства. Одновременно начиная со 2-й половины 16 и до конца 18 вв. Павия была крупным производителем майолики. В 1706 г., во время войны за Испанское наследство, Павия была захвачена австрийской армией под командованием Евгения Савойского и включена в состав владений австрийских Габсбургов. Город был осаждён французскими в 1733 г. и франко-испанскими войсками в 1743 г. во время войн за Польское и Австрийское наследство соответственно, но в 1746 г. окончательно вернулся под контроль австрийцев. В рамках образовательной реформы, инициированной Марией Терезией, при Университете Павии были открыты библиотека (1763) и Музей естественной истории (1771). С 1796 г. Павия была присоединена к вновь образованной Цизальпинской республике, что спровоцировало восстание, жестоко подавленное французскими войсками. В 1802–1805 гг. в составе Итальянской республики, а в 1805–1815 гг. – Итальянского королевства. По решению Венского конгресса в 1815 г. Павия вошла в состав Ломбардо-Венецианского королевства под контролем Австрийской империи. В ходе Революции 1848–1849 гг. в Павии произошли тяжёлые столкновения местного населения с полицией. По итогам австро-итало-французской войны 1859 г. Павия отошла к Сардинскому королевству. С 1861 г. в составе объединённого Итальянского королевства. В 1862 г. в Павии открылась железнодорожная станция на пути Милан – Генуя и Павия – Алессандрия. Промышленность Павии специализировалась главным образом на выплавке чугуна, а также производстве масла и швейных нитей. В 1905 г. в Павии открылось первое в Италии предприятие по производству искусственного шёлка. К началу 20 в. население города превысило 35 тыс. человек.
Политические предпочтения жителей Павии соответствовали общей ориентации Ломбардии в начале столетия: на выборах в Палату депутатов в 1919 г. бо́льшая часть населения Павии отдали свои голоса Социалистической партии Италии. В ходе реакции итальянских фашистов на рост активности рабочего движения, известной как «чёрное двухлетие», в апреле 1921 г. в Павии был убит лидер региональной ячейки Коммунистической партии Италии Ф. Гиналья. В октябре 1922 г. в рамках «похода на Рим» Павия перешла под контроль фашистов во главе с А. Николато. После оккупации северной и части центральной Италии немецкими войсками во время Второй мировой войны (сентябрь 1943) Павия вошла в состав Итальянской социальной республики. Павия была освобождена войсками местного отделения Комитета национального освобождения в конце апреля 1945 г.
В послевоенные годы территория Павии расширилась за счёт новых жилых и деловых кварталов (например, Читта-Джардина, Бордончина). В 1981 г. население города достигло 85 тыс. человек, в дальнейшем постоянно сокращалось.
Архитектура
Планировка античного Тицинума по принципу древнеримского лагеря (каструма) определила современный облик города с регулярной сеткой кварталов. Одно из древнейших сооружений – крипта церкви Сант-Эусебио (памятник архитектуры лангобардов середины 7 в., росписи 12 в.). Облик исторического центра Павии формируют многочисленные средневековые башни (Маино, Фраккаро и дель-Оролоджо на площади Леонардо да Винчи и др.; до обрушения в 1989 в их числе была башня Торре-Чивика, 1330, перестроена в 1583 архитектором П. Тибальди).
Один из главных памятников романского стиля в Ломбардии – церковь Сан-Микеле-Маджоре (в формах, близких церкви Сант-Амброджо в Милане, конец 11 в. – 1155, своды и верхняя часть стен перестроены во 2-й половине 15 в.; романский скульптурный декор, около 1125–1130, с одной из наиболее обширных в Италии программ: включает в себя, наряду с религиозными сценами, анималистические мотивы, заимствованные на Ближнем Востоке). Под влиянием её архитектуры сложился облик других романских церквей Павии: Сан-Пьетро-ин-Чьель-д’Оро (основана в 6 в., нынешнее здание освящено в 1132; в интерьере захоронения Блаженного Августина – готическое надгробие Арка-ди-Сант-Агостино, 1362, философа Боэция, короля лангобардов Лиутпранда), Сан-Теодоро (1117, в интерьере – напольные мозаики 12 в., две фрески, изображающие панораму города с высоты птичьего полёта, 1525, художник Б. Ланцани; реставрация 1887–1909). В формах готики: церкви Санта-Мария-дель-Кармине (1374, 1432–1461, центральная часть фасада – 1854, архитектор Дж. Маркези, колокольня – около 1450), Сан-Франческо-Гранде (1228–1298, в интерьере работы В. Кампи, К. А. Бьянки, К. Прокаччини), замок Висконти (Кастелло-Висконтео, 1360–1365, ныне Городские музеи), старый мост через реку Тичино (Понте-Коперто, разрушен во время Второй мировой войны 1939–1945, восстановлен в формах 14 в.).
Собор Санто-Стефано (строительство начато в 1488 под руководством архитектора К. Рокки, затем Дж. А. Амадео и Дж. Дж. Дольчебуоно, фасад и купол завершены в 1898) возведён в ренессансных формах, характерных для Ломбардии. В 1488–1497 гг. в проектировании участвовал Д. Браманте, разработавший (возможно, под влиянием идей центрально-купольных построек Леонардо да Винчи) план в форме греческого креста с большим октагоном, перекрытым восьмилотковым куполом, над средокрестием. В соответствии с идеями Браманте были возведены крипта, сакристии и нижняя часть стен.
С именем Д. Браманте связывают проект церкви Санта-Мария-ди-Канепанова (1500–1507, реализован архитектором Дж. А. Амадео, в интерьере полотна К. и Дж. Ч. Прокаччини, А. Тиарини и Г. Качча). Среди других ренессансных построек города: Палаццо Боттиджелла (1492–1494, архитектор Амадео), церковь Сантиссимо-Сальваторе (конец 15 в., в интерьере живописный декор 16 в. в виде гротесков, росписи Б. Ланцани), галереи клуатров (кьостро) монастырей Сан-Ланфранко (1476, архитектор Амадео; в интерьере церкви – ковчег святого Ланфранко, автор Амадео), Сан-Майоло (15 в.), Санта-Мария-Теодоте (15 в., капелла Сан-Сальваторе, 1475 – 1480-е гг., фрески приписываются Ланцани, 1506–1507).
В стиле барокко: церкви Санти-Джервазио-э-Протасио (основана в 4 в., романская колокольня 12 в., фасад 1-й половины 18 в. не завершён), Санта-Мария-делле-Качче (основана в 747, перестроена в формах барокко в 1670) и Сан-Франческо-ди-Паола (1730-е гг., архитектор Дж. А. Венерони; ныне при колледже Гисльери, размещённом в палаццо 1571, архитектор П. Тибальди), Палаццо Меццабарба (1726–1732, архитектор Венерони, росписи в стиле рококо Дж. А. Боррони, стукковый декор П. А. Магатти).
Со 2-й половины 18 в. складывался университетский квартал Павии: главное здание университета (включает ренессансные дворы 16 в., фасад – 1771–1773, архитектор Дж. Пьермарини, в 1780-х гг. построены здания нового корпуса, архитектор Л. Поллак, в 1-й половине 19 в. – парадная лестница и большой лекционный зал, архитекторы Дж. Маркези, Дж. Б. Вергани). В стиле классицизма возведены «Театр четырёх благородных кавалеров» (ныне имени Г. Фраскини; 1771–1773, архитектор А. Галли-Биббиена), Палаццо Маласпина (перестройка с 1794, проект маркиза Л. Маласпины). В формах эклектики – торговая галерея Арнабольди (1879–1882, архитектор Э. Балосси).
Архитектура 1930-х гг. представлена административными зданиями Каза-дель-Балилла (молодёжной ассоциации Балилла, между 1934 и 1936, архитектор К. А. Сакки) и Каза-делла-Милиция (1937–1940, архитекторы Сакки, Э. Мокки), ансамблем монастыря миноритов Санта-Мария-ди-Канепанова (1935–1936, архитектор К. Морандотти).
Среди монументов – повторение разрушенной в 1796 г. позднеантичной конной статуи «Реджисоле» (1937) на площади перед собором и «Минерва» (1939; оба – скульптор Ф. Мессина).
Наука. Образование. Библиотеки. Архивы
Функционирует Университет Павии [основан в 1361; его истоки восходят к Школе права, риторики и свободных искусств 9 в.; 18 факультетов, 24,4 тыс. студентов в 2021/2022 учебном году, включая филиал в Кремоне; ботанический сад (1773, при кафедре ботаники на основе старинного университетского «аптекарского огорода»)].
Открыты библиотеки: университетская (1763), городская имени К. Бонетты (1887), епископальной семинарии, колледжа Борромео (более 40 тыс. томов), колледжа Гисльери (1567, 100 тыс. томов).
Действуют Государственный (основан в 1959, открыт для публики в 1962) и исторический архивы.
Музеи
Основная группа городских музеев сосредоточена в замке Висконти (основаны в 1835, открыты для публики в 1838): археологический, Музей Средневековья и Возрождения, Музей Рисорджименто, пинакотека Маласпина (1951), Музей слепков (гипсотека) и этнографический музей Р. Бриккетти. Действуют университетские музеи: электротехники (2007; экспозиция посвящена истории научных открытий и изобретений, связанных с изучением электричества, более 7 тыс. экспонатов); Космос, бывший Музей естественной истории (1771; один из старейших музеев Италии); археологии (1819), включающий восстановленный Музей вин (2021); минералогии, химии и физики; истории университета (1932); мемориальный музей нобелевского лауреата биолога К. Гольджи [1843–1926; учился, а затем преподавал в Университете Павии (2012)].
Музыкальная жизнь
Работает Театр имени Г. Фраскини [1773; открыт как «Театр четырёх благородных кавалеров», Teatro dei Quattro Nobili Cavalieri, современное название с 1869 – в честь тенора из Павии Гаэтано Фраскини (1815–1887)].
Действует Консерватория имени Ф. Виттадини (1867, открыта на базе музыкальной школы, в статусе консерватории с 2001).
Среди исполнительских коллективов – Камерный оркестр «Солисты Павии» (2001).
Фестивали. Городские праздники
Ежегодно проводится фестиваль Ticino, посвящённый одноимённой реке. В рамках празднования проходят гастрономические, спортивные, музыкальные и танцевальные мероприятия, открываются рынки и ярмарки, запускается фейерверк.
Осенний фестиваль Autunno Pavese сопровождается гастрономическими и винными турами.
Парки
Город и окрестности богаты парками и природными заповедниками: Национальный парк Тичино по берегам реки Тичино (1974; регионального значения); на севере города – парк «Вернавола» (1985; площадь 35 га), включает Музей сельского хозяйства (Cascina Colombara); «Парко-делла-Сора» (более 20 га); «Боско-Негри» (34 га) вдоль канала Гравеллоне на юге города, «Боско-Гранде» (22 га) вдоль берега реки Тичино; небольшой детский парк в замке (Giardini del Castello), парк «Орти-Борромаичи» при колледже Борромео на берегу реки Тичино, мемориальный Парк (павших) итальянских моряков; Сады Маласпина (1840) в историческом центре; парк «Леопарди» на окраине города.
Ботанический сад (1773, при кафедре ботаники на основе старинного университетского «аптекарского огорода»).
Хозяйство
Основа городской экономики – сфера услуг (в основном туристические, торговые и др.).
Действует Палата торговли, промышленности, ремёсел и сельского хозяйства Павии (1787).
Имеются небольшие электромеханические мастерские, предприятие по изготовлению приборов автоматического контроля Hitachi Europe. Работают компании по производству металлических изделий и металлообработке: Ti.Pack (производство жестяной и металлической упаковки), CO.M.I.GE (изделий из железа, стали и лёгких сплавов), Omega Industrie.
Функционируют фармацевтические предприятия: Savio Industrial (дочерняя компания итальянского F&S Holding); Hikma Italia (представительство транснациональной компании Hikma).
Развита пищевая промышленность (Riso Scotti, 1860; производство и фасовка риса).
Открыты предприятия по производству окон и дверей (GI-TE Aluminium, 1983; Infissi For Life).
Распространено ремесленное изготовление сельскохозяйственных орудий, художественных кованых изделий (в том числе для украшения общественных зданий), художественной керамики и фарфора.
Павия – центр богатого водными источниками сельскохозяйственного района (выращивают зерновые, в том числе рис; овощи, виноград; развито молочное скотоводство).
Окрестности
На расстоянии 8 км от города – Павийская чертоза (ныне Музей Павийской чертозы, строительство начато в 1396, архитекторы Бернардо да Венеция, Г. Солари, Дж. А. Амадео, скульпторы Дж. А. Амадео, А. и К. Мантегацца, К. и Ф. Солари и др.) в характерном для Ломбардии 15 в. раннеренессансном стиле, объединяющем готические элементы и ренессансный принцип пространственной организации. Церковь чертозы служила усыпальницей миланских герцогов (в интерьере также фрески, интарсии, алтарные образы), монастырские здания сгруппированы вокруг больших дворов.