Роман Сладкопевец
Рома́н Сладкопе́вец (греч. Ρωμανὸς ὁ Μελῳδός) (конец 5 в., Эмеса, Сирия – между 555 и 562, Константинополь, ныне Стамбул, Турция), византийский гимнограф, христианский святой.
Предположительно еврейского или сирийского происхождения, владел сирийским языком. По лексике и стилистике текстов можно предполагать, что получил греческое риторическое образование. Возможно, был монахом. Служил диаконом в Бейруте, во время правления императора Анастасия I переехал в Константинополь, где стал диаконом в храме Богородицы в квартале Кира.
Автор крупных литургических гимнов, в позднейшей традиции известных как кондаки (сам Роман Сладкопевец использовал термины «гимн», «псалом» или «молитва»). Основная часть произведений написана в правление императора Юстиниана I. Из сохранившихся 85 кондаков подлинными считаются 59; наиболее популярные в византийской рукописной традиции – «На Рождество» («‘Η παρθένος σήμερον», буквально – «Дева днесь...»), «На Сретение» («Εἰς τὴν ὑπαπαντήν»), «На трёх отроков» («Tῶν ἁγίων τριῶν παίδων»), «На Иосифа» («Εἰς τὸν ’Ιωσήφ»). Спорна атрибуция самого известного ранневизантийского литургического текста – Акафиста Божией Матери.
Кондаки Романа Сладкопевца развивают сюжеты Нового Завета и Ветхого Завета и соотнесены с современным литургическим календарём; им присущи динамичные диалоги, описания действий и эмоций героев, обращения от первого лица, молитвы и духовные увещевания; в редких случаях они содержат отсылки к историческим событиям. Силлабо-тоническая ритмика Романа Сладкопевца не связана с древнегреческим стихосложением и опирается на традицию сирийской литургической поэзии, а также более ранних греческих христианских гимнов. Кондаки состоят из отдельных строф (икосы; от 18 до 24), завершающихся одинаковым рефреном, обычно содержат акростих с именем Романа Сладкопевца и имеют краткое вступление (проимий). Поэтические особенности текстов свидетельствуют о влиянии гимнов Ефрема Сирина и Иакова Саругского (5–6 вв.), греческой гомилетики 4–5 вв. (Иоанн Златоуст, Василий Селевкийский, псевдо-Астерий Амасийский), а также сирийского перевода Библии (2–3 вв.).
Произведения Романа Сладкопевца рассматриваются как пропаганда религиозной политики Юстиниана I; по-видимому, они исполнялись во время городских богослужений. Несмотря на то что Сладкопевец считался величайшим гимнографом и его тексты продолжали переписываться в составе кондакарей вплоть до 13 в., они не оказали прямого влияния на позднейшую византийскую литургическую поэзию.
День памяти по календарю Русской православной церкви – 1(14) октября, по календарю Римско-католической церкви – 1 октября.