Амвросий (Юшкевич)
Амвро́сий [в миру Андрей Юшкевич (Юскевич, Яскевич)] [около 1690, Малороссия – 17(28).5.1745, Санкт-Петербург], российский церковный деятель, архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1740–1745). Окончил Киевскую духовную академию (1723).
Годы обучения и настоятельства в монастырях
Начальное образование получил в польских школах.
Принял монашество в 1725 г. в киевском Пустынном во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре по прошению в Святейший Синод от игумена Христофора (Чарнуцкого), затем рукоположен в иеромонаха (Акты и документы. 1904. С. 3).
В 1727–1728 гг. преподавал в Киевской академии синтаксиму (4-я ступень системы духовного образования, на которой обучали переводу классических текстов с латинского языка).
14(25) декабря 1731 г. назначен настоятелем виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря [возглавлял обитель до 10(21) июня 1734]. Вместе с братией обители претерпел много притеснений от униатов и католиков. Так, 26–27 июля (6–7 августа) 1732 г. депутат генерального трибунала стольник ошмянский М. Позняк, прибывший в Вильно и не принятый в монастыре, организовал нападение своих слуг на виленскую братию. 19(30) августа Амвросий был схвачен слугами Позняка и подвергнут избиению. Настоятеля публично провели через город и заключили на сутки под караул (Чистович. 1884. С. 163–164). В мае 1733 г. жаловался в Синод на притеснения со стороны виленского капитула – духовной коллегии при местном епископе, члены которой запрещали православным приходить в церковь для причастия, ложно утверждая, что те якобы «в унии родилися и веру римскую держали» (Чистович. 1884. С. 164), а также «людям нашим больным, а наипаче близким к смерти, не дают покоя… насильно принуждают, чтоб веру их приняли… а наших священников силою изгоняют, бьют, многажды с оружия стреляют, что не единою случалось у нас в Вильне» (цит. по: Чистович. 1884. С. 164).
13(24) марта 1734 г. архиепископ Феофан (Прокопович) сделал доклад о положении Амвросия императрице Анне Ивановне, и 15(26) марта её указом ему было велено явиться в Санкт-Петербург (Описание документов и дел ... Т. 14. Санкт-Петербург, 1910. № 123. Стб. 160). 5(16) июля указом императрицы был назначен настоятелем московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Описание документов и дел. Т. 14. 1910. № 279. Стб. 383). 8(19) июля возведён в сан архимандрита. 28 июля (8 августа) назначен членом Святейшего Синода с годовым жалованием в 1000 руб. (Описание документов и дел. Т. 14. 1910. № 310. Стб. 413). В том же году приготовил к принятию крещения Церен-Янжи (в крещении Анна), супругу крещёного калмыцкого князя П. П. Тайшина (Описание документов и дел. Т. 14. 1910. № 440. Стб. 562).
С 28 мая (8 июня) 1735 г. по поручению Синода участвовал в исправлении текста славянской Библии.
На вологодской кафедре (1736–1740)
2(13) февраля 1736 г. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского [занимал кафедру до 29 мая (9 июня) 1740]. За годы пребывания на кафедре восстановил и благоукрасил вологодский Софийский собор. Повысил уровень образования в Вологодской духовной семинарии, выписав туда учителей из Киевской духовной академии. Увеличил число учащихся до 100. В 1739 г. реформировал семинарию, поделив её на два отделения: славяно-российское, где учили читать и писать на русском языке, славяно-латинское, состоявшее из класса грамматики, где изучали латынь, и класса риторики, где изучали стихосложение и искусство проповеди.
В 1739 г. был назначен присутствующим членом Синода, с этого времени жил в Санкт-Петербурге. 3(14) июля 1739 г., в день венчания принцессы Анны Леопольдовны с Антоном Ульрихом Брауншвейгским, произнёс приветственное слово «Божие благословение в природных трех сокровищах ея высочества государыни принцессы Анны» (Санкт-Петербург, 1739), которое было напечатано двумя колонками – на русском и латинском языках (перевод на латинский язык был выполнен секретарём Академии наук В. К. Тредиаковским). В проповеди, построенной по законам схоластики, прославлялись знатность рода и благородство происхождения жениха и невесты и аллегорически толковались их фамильные гербы, а также восхвалялась царствовавшая императрица Анна Ивановна, которая, как истинная мать, воспитала свою племянницу в добром наставлении и благословила её на супружество. После воцарения императрицы Елизаветы Петровны печатные экземпляры этой проповеди изымались и уничтожались.
Архиепископ Новгородский и Великолуцкий
Управление епархией
29 мая (9 июня) 1740 г. переведён на Новгородскую кафедру, 3(14) августа возведён в сан архиепископа и назначен первенствующим членом Синода.
Предметом главной заботы Амвросия стало духовное просвещение его епархии. Ещё до возведения на кафедру, 24 мая (4 июня) 1740 г., по инициативе Амвросия и по указу императрицы Анны Ивановны духовное училище при новгородском Антониевом в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре, основанное митрополитом Новгородским Иовом, было преобразовано в славяно-латинскую семинарию по образцу Киевской, для которой из Киева были выписаны учителя. Семинария была открыта 30 октября (10 ноября) 1740 г. Вместе со Стефаном (Калиновским) составил особый регламент и штат семинарии (Штат о содержании Новгородской семинарии. 1807. С. 592–603). В предисловии к штату говорилось, что Синоду необходимо иметь крайнее попечение об исправлении духовенства посредством учения и учреждения семинарий, «понеже учение есть дело весьма в государстве полезное и нужное, во-первых к просвещению разума человеческаго, а наипаче к совершенному познанию, истинному почитанию Всемогущаго Творца и Создателя всех Бога, и ко утверждению православнаго исповедания Христианскаго закона» (Штат о содержании Новгородской семинарии. 1807. С. 593). Согласно штату, в семинарии было 12 учителей и 200 учащихся и на всех их положено денежного жалованья 7 тыс. 859 руб. в год (Штат о содержании Новгородской семинарии. 1807. С. 595). Некоторое число учащихся Амвросий содержал на своём иждивении. По распоряжению Амвросия возле стен монастыря были выстроены новые корпуса для проживания семинаристов, а также каменное здание для библиотеки. По штату, из средств, выделенных на содержание семинарии, 300 руб. предназначалось для комплектования библиотеки. Амвросий передал в неё книжное собрание новгородского архиерейского дома, включавшее библиотеку новгородской школы братьев Лихудов, а в 1742 г. – собрание архиепископа Феофана (Прокоповича), а также завещал семинарии свою собственную огромную библиотеку (Штат о содержании Новгородской семинарии. 1807. С. 607). Сначала в семинарии было 4 класса, в 1741–1742 гг. добавились классы пиитики, риторики, рисования и иконописи, после 1745 г. – философии и богословия. В 1744 г. Новгородская семинария насчитывала 319 студентов (класс риторики – 87, пиитики – 40, синтаксимы – 48, грамматики – 53, инфимы – 54, фары – 26, рисовальный – 11). Три раза в год проводились публичные экзамены учащихся в присутствии архиерея. 19(30) декабря 1742 г. семинарию посетила императрица Елизавета Петровна, для которой была представлена в семинарском театре драма в стихах, сочинённая префектом семинарии (Штат о содержании Новгородской семинарии. 1807. С. 606).
Первенствующий член Синода
Пользовался неограниченным влиянием на Анну Леопольдовну, фактически управлял всеми духовными делами и участвовал в совещаниях по важнейшим государственным вопросам. Пользовался покровительством вице-канцлера графа М. Г. Головкина.
По его инициативе и при непосредственном участии начался процесс освобождения из мест ссылок и заключений осуждённых при императрице Анне Ивановне священнослужителей. 23 октября (3 ноября) 1740 г. Анна Леопольдовна издала указ об амнистии, который гласил: «Кто из Духовных, военных и штатских и других чинов за неисправление должностей своих и за непорядочные поступки… и за другия вины… осуждены на смерть, или в каторжную работу или куда в ссылку… оным всем такия учиненныя ими вины Всемилостивейше прощаем и от наказания, ссылки и штрафов свобождаем» [Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 1-е. Т. 11. Санкт-Петербург, 1830. № 8263. С. 278].
15(26) апреля 1741 г. вышел указ Сената, согласно которому содержавшиеся под стражей за «сказывание ложно слова и дела» монахи и священники передавались для рассмотрения в ведомство Священного Синода (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 11. № 8360. С. 390). Амвросий лично возвратил архиерейство Феофилакту (Лопатинскому), надев на него епископское облачение. Реабилитировал Маркелла (Радышевского), вернув ему сан настоятеля новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря, а 10(21) января 1742 г. рукоположил его во епископа Карельского и Ладожского, викария Новгородского. 19(30) сентября 1742 г. рукоположил возвращённого из ссылки Платона (Малиновского) в епископа Сарского и Подонского. Являлся покровителем и единомышленником митрополита Тобольского Арсения (Мацеевича), в 1742 г. добился его перевода на Ростовскую кафедру и назначения в члены Святейшего Синода.
После переворота [25 ноября (6 декабря) 1741] положение Амвросия стало неустойчивым, т. к. его покровитель – граф М. Г. Головкин – был обвинён в государственной измене. Амвросию удалось убедить Елизавету Петровну, что он действовал сообща с опальным покровителем по принуждению и получил прощение благодаря тому, что письменно изложил все планы сторонников Анны Леопольдовны, собравшихся заточить Елизавету Петровну в монастырь. Приобрёл расположение Елизаветы Петровны благодаря в числе прочего близости к влиятельному М. И. Воронцову.
18(29) декабря 1741 г. произнёс в церкви Спаса Нерукотворного старого Зимнего дворца торжественную проповедь по случаю дня рождения Елизаветы Петровны. Это был образец проповеди нового типа, носившей политико-обличительный характер, которая задала тон другим подобным проповедям начала правления императрицы. Основные положения её повторялись затем с теми или иными вариациями у многих церковных проповедников начала 1740-х гг. Объявил Елизавету Петровну единственной законной наследницей всероссийского престола: право её наследования подтверждалось естественным, гражданским и божественным законами. Охарактеризовал Елизавету как «природную Государыню» (Слово в высочайший день рождения. 1741. С. 12), верное чадо и наследницу своих выдающихся родителей – императора Петра I Алексеевича и императрицы Екатерины I. Подчёркивал, что воцарение Елизаветы Петровны много лет ожидалось подданными Российской империи и было единодушно поддержано ими; было оно благословлено и самим Богом: промысел и помощь Божия сопутствовали её бескровному и мирному восшествию на престол. Сравнивал императрицу с библейскими Юдифью, Есфирью, Иаилью, указывая, что она освободительница своего народа. Наиболее острая часть проповеди – красноречивая характеристика «внутреннего врага», с которым вступила в сражение Елизавета Петровна. Отнёс к врагам Российской империи противников православной веры и благочестия, гонителей лучших представителей, объявленных ими суеверами, ханжами и лицемерами. По словам Амвросия, гонения были развёрнуты вообще против всех русских людей, верных своему отечеству учёных, мастеров, художников. Иностранцы, напротив, имели полную свободу действий, производились в высшие чины и должности, получали неслыханные полномочия. Благодаря их беззаконной деятельности происходило ограбление страны, вывоз её богатств за рубеж, что вело к крайнему разорению и обнищанию народа. Кончалась проповедь похвалой императрице Елизавете Петровне, названной честью России. Содержание проповеди было новым явлением в общественной мысли эпохи. Основными её чертами стали политическая злободневность, обличительный пафос и патриотический настрой. Основные мотивы этой проповеди так или иначе Амвросий повторял и в последующих выступлениях.
В начале 1742 г. совместно с графом С. А. Салтыковым (из рода Салтыковых) готовил коронацию Елизаветы Петровны. Вместе с академиком Я. фон Штелиным составил надписи к триумфальным воротам на пути следования императрицы. 28 февраля (11 марта) 1742 г. произнёс приветственную проповедь Елизавете Петровне в Успенском соборе Московского Кремля, в которой повторил основные положения проповеди 18(29) декабря (Обстоятельное описание ... 1744. С. 11–22). 25 апреля (6 мая) 1742 г. возглавил церемонию коронации в Успенском соборе. Перед литургией произнёс торжественное приветственное Слово (Обстоятельное описание ... 1744. С. 62–67). Во время церемонии подал императрице корону, которую она сама возложила себе на голову, а затем скипетр и державу (Обстоятельное описание ... 1744. С. 58–59). По окончании литургии миропомазал Елизавету Петровну на царство, ввёл её через царские врата в алтарь, где причастил её по чину священнослужителей (Обстоятельное описание ... 1744. С. 69).
Проект церковной реформы
15(26) апреля 1742 г. вместе с митрополитом Арсением (Мацеевичем) составил обширную записку «О благочинии церковном» (Попов. 1912. Приложение 4-е. С. 7–25). Целью проекта, поданного Елизавете Петровне, было решение двух основных вопросов: восстановление патриаршества и упразднение Коллегии экономии. Кроме того, предлагалось упразднить должность обер-прокурора Синода, а его президентом назначить архиерея Московского.
Доклад представлял собой сочинение богословского характера, в котором вначале содержалась полемика с известным положением Духовного регламента 1721 г. о том, что епископское «дело убо великое, но честь никаковая» [Феофан (Прокопович; архиеп.). Избранные труды. Москва, 2010. С. 275]. Через утверждение тезиса о высоком достоинстве церковной иерархии и сана епископа как прямого преемника апостольского служения Христу авторами доказывалась мысль о высоте священного сана патриарха. Авторы записки подчёркивали, что введение патриаршества на Руси было утверждено всеми вселенскими патриархами и было равносильно решению Вселенских соборов, которые никогда не отменялись последующими постановлениями. Патриаршество на Руси «всякому правоверному восточныя церкви сыну…мнится, тяжело оставлять и крайне переменять», т. к. в этом усматривается «уничижение нашего Российского благочестивого государства» (Попов. 1912. С. 18). Далее последовательно опровергались все причины введения Синода, перечисленные Феофаном (Прокоповичем) в Духовном регламенте, и утверждалось, что Синод в русскую Церковь был введён по образцу «нынешних иностранных государств» и в нём усматривался «дух протестантский» (Попов. 1912. С. 22). Пётр I, заботясь о порядке в Церкви, доверился внушению «злоковарных человеков» [подразумевался Феофан (Прокопович)], обманом убедивших его ввести для лучшего управления Синод (Попов. 1912. С. 19). Первая часть записки была написана под несомненным влиянием «Возражения на Духовный Регламент» Маркелла (Радышевского) (Крашенинникова. 2023. С. 123–209). В ней развивались многие положения этого сочинения и предлагалась похожая система аргументации в защиту патриаршества. В последней части записки авторы выступили с критикой Коллегии экономии, которая контролировала церковные и монастырские вотчины и распоряжалась всеми церковными доходами. Стремясь защитить имущественные права церкви, авторы выступили против посягательств светских властей на церковную собственность и выразили единодушное желание всего духовного сословия упразднить коллегию и возвратить церкви её исконные владения. Проект был передан императрице Елизавете Петровне, но был отвергнут правительством как противоречивший Духовному регламенту. Елизавета Петровна не осмелилась нарушить волю Петра I и пойти на восстановление патриаршества. Однако спустя два года, 15(26) июля 1744 г., после неоднократных просьб членов Синода, она все же упразднила Коллегию экономии (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 12. № 8993. С. 172–173).
Автор богословского трактата «Основательное разностей показание между православною греческою и римскою папскою церковию» (не опубликован, ныне в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки), в котором доказывал превосходство православия над католичеством.
15(26) июля 1742 г. освятил после реконструкции в присутствии императрицы соборный храм московского Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря.
Традиционно в историографии считается, что вместе с духовником императрицы – священником Ф. Я. Дубянским – тайно обвенчал Елизавету с А. Г. Разумовским.
Церковная политика Синода при Амвросии и его непосредственном участии в первые годы правления Елизаветы Петровны была направлена на улучшение имущественного положения Церкви: на строительство новых церквей и ремонт старых, улучшение благосостояния монастырей, возвращение им угодий и доходов, наделение сельских приходских церквей землёй. Вторым направлением было повышение образовательного уровня духовенства, для чего организовывались новые семинарии (в Вязьме и в Троице-Сергиевом монастыре в 1742) и реформировались старые (Вологодская и Новгородская семинарии). Серия указов Синода была нацелена на повышение нравственного значения духовенства в обществе: запрет священникам заниматься торговлей, подрядами, откупами и промыслами (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 11. № 8844. С. 985), разрешение ходить по домам мирян с иконами (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 12. № 8913. С. 74–75), запрещение наносить духовным персонам обиды и притеснения (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 12. № 9079. С. 278–279) и др.
В течение 1744 г. тяжело болел. Несмотря на это, 28 июня (9 июля) совершил миропомазание над Софией Августой Фредерикой, которая приняла православие, получив имя Екатерина Алексеевна.
Оценка личности
Несмотря на весьма непродолжительный период пребывания первенствующим членом Святейшего Синода, сумел значительно изменить направление его деятельности в сторону восстановления прав духовного сословия, повышения духовного авторитета Русской Церкви и духовенства в русском обществе. Дал мощный импульс духовному образованию будущих священников и возглавил процесс обновления многих сторон русской церковной жизни.
Согласно завещанию, похоронен в притворе Рождественского собора новгородского Антониева монастыря.