#Архитекторы России 18 в.
Архитекторы России 18 в.
Тег

Архитекторы России 18 в.

Архитекторы России 18 в.
Найденo 17 статей
Василий Неелов. Мост «Большой каприз». Царское Село, Пушкин. 1772–1774
Литературно-исторические памятникиЛитературно-исторические памятники
«...За мои согрешения страдать от неблагодарного сына»: письмо архитектора В. И. Неелова иерею А. А. Самборскому
«…За мои согрешения страдать от неблагодарного сына»: письмо архитектора В. И. Неелова иерею А. А. Самборскому. Крупнейший зарубежный современный специалист по истории российско-британских культурных связей Э. Г. Кросс (род. 1936) в своём монументальном исследовании «У Темзских берегов. Россияне в Британии в XVIII веке» (Кросс. 1996. С. 246; С. 336. Примеч. 61; 1-е издание на английском языке – 1980) упомянул о найденном им в архиве письме российского архитектора В. И. Неелова от 10(21) марта 1773 г. Письмо было адресовано настоятелю церкви в честь Успения Божией Матери при российском посольстве в Лондоне иерею А. А. Самборскому. Под наблюдением этого священника около полутора лет находился 22-летний сын Василия Ивановича – П. В. Неелов, направленный в Великобританию императрицей Екатериной II для изучения садово-паркового искусства. Исследователь оценил это письмо как «сплошной плач» отца, «исполненный жалости к себе и сокрушения о том, что скажет» государыня о «поведении его недостойного и порочного сына» Петра, во время пребывания в Великобритании полюбившего «девицу-англичанку» и поэтому «явно» не собиравшегося «возвращаться в Россию». Кросс полагал, что хотя Пётр должен был, «проведя в Англии четыре года», вернуться на родину, этого, очевидно, не произошло, поскольку «лишь в 1794 г. его имя вдруг опять появляется в документах». Так П. В. Неелов под пером британского историка едва ли не стал эмигрантом.
Архитекторы, градостроители
Ухтомский Дмитрий Васильевич
У́хто́мский Дми́трий Васи́льевич (1719–1774), князь, российский архитектор, один из крупнейших представителей барокко в отечественной архитектуре. Работал в Москве, в том числе над перепланировкой городских кварталов по регулярной схеме, благоустройством территории Московского Кремля. Разработал итоговый проект колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741–1770). Создал первую в Москве профессиональную школу архитекторов (1749–1764), ученики которой в дальнейшем значительно повлияли на развитие классицизма в России.
Вид на Красные ворота и Храм Трёх Святителей в Огородниках, Москва. Начало 20 в.
Архитекторы, градостроители
Растрелли Бартоломео Франческо
Растре́лли Бартоломе́о Франче́ско [1700(?) – 1771], граф Папского государства (1704), российский архитектор итальянского происхождения, крупнейший представитель барокко в отечественной архитектуре; генерал-майор (1762); почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1771). Перестраивал императорские резиденции в Петергофе (Большой дворец, 1746–1755) и Царском Селе (ныне г. Пушкин; Екатерининский дворец, 1752–1756). Создатель таких значительных произведений русской архитектуры, как Зимний дворец (1754–1762) и ансамбль Смольного монастыря (1748–1761) в Санкт-Петербурге.
Франческо Бартоломео Растрелли. Воскресенский всех учебных заведений собор в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. 1748–1761, достроен в 1832–1835 Василием Стасовым
Архитекторы, градостроители
Львов Николай Александрович
Львов Никола́й Алекса́ндрович (1753 – 1803/1804), российский архитектор, инженер, график, литератор, естествоиспытатель. Тайный советник; член Российской академии (1783), почётный член Императорской Академии художеств (1786). Представитель зрелого классицизма и наиболее заметный последователь палладианства в архитектуре Российской империи. Создал проекты многочисленных храмовых построек (собор Борисоглебского монастыря в Торжке, 1785–1796; церковь Святой Екатерины в Валдае, 1786–1793) и усадеб (Знаменское-Раёк, 1787 – 1790-е гг.; Никольское-Черенчицы, 1780-е – 1790-е гг.; обе – близ Торжка). Автор ряда литературных произведений в жанрах оды, поэмы, оперного либретто и т. д. Перевёл на русский язык и издал 1-ю книгу трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1798). Член Вольного экономического общества (1791).
Николай Львов. Церковь Святой Екатерины в Валдае (ныне Музей колоколов). 1786–1793
Архитекторы, градостроители
Стасов Василий Петрович
Ста́сов Васи́лий Петро́вич (1769–1848), российский архитектор, мастер позднего классицизма и ампира. Профессор Академии Святого Луки в Риме (1808), академик (1811) и почётный вольный общник (1827) Императорской Академии художеств. Спроектировал ряд сооружений в Санкт-Петербурге [Нарвские ворота, 1827–1834; Троицкий (Измайловский) собор, 1828–1835; и др.], его окрестностях [чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе (ныне г. Пушкин), 1817; и др.], а также других городах Российской империи (храм Александра Невского в Саратове, 1-я четверть 19 в., колокольня 1840–1842; утрачен). Одним из первых использовал мотивы древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве (храм Александра Невского в Потсдаме, проект 1826; Десятинная церковь в Киеве, 1828–1842, утрачена).
Василий Стасов. Троицкий (Измайловский) собор, Санкт-Петербург. 1828–1835
Архитекторы, градостроители
Фельтен Юрий Матвеевич
Фе́льтен Ю́рий Матве́евич (1730–1801), российский архитектор. Профессор (1772) и директор (1789–1794) Императорской Академии художеств. Представитель эпохи классицизма. Автор ряда построек в Санкт-Петербурге (южный павильон Малого Эрмитажа и Висячий сад, 1765–1766) и его окрестностях (интерьеры Большого дворца в Петергофе, конец 1760-х – 1770-е гг.). Один из первых в России работал в стилях неоготики [Чесменская церковь (церковь Рождества Иоанна Предтечи) в Санкт-Петербурге, 1777–1780], шинуазри (Скрипучая, или Китайская, беседка, 1778–1786) и тюркери [Башня-руина, 1771–1773; обе – в Царском Селе (ныне г. Пушкин)].
Юрий Фельтен. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в ансамбле Чесменского дворца, Санкт-Петербург. 1777–1780
Архитекторы, градостроители
Трезини Доменико
Трези́ни Доме́нико (около 1670 – 1734), швейцарский и российский архитектор итальянского происхождения, фортификатор, полковник от фортификации российской службы (1726). Крупнейший представитель петровского барокко. Спроектировал для Санкт-Петербурга Петропавловскую крепость (возведена в 1706–1740) с собором Святых Петра и Павла (1712–1733) и триумфальными Петровскими воротами (1716–1718, скульпторы К. Оснер, Н. Пино), Летний (1710–1714, при участии А. Шлютера, Г. И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона) и 2-й Зимний (1711–1712) дворцы, здание Двенадцати коллегий (1722–1742; ныне вмещает Санкт-Петербургский государственный университет) и др.
Доменико Трезини. Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла), Санкт-Петербург. 1712–1733
Архитекторы, градостроители
Неелов Пётр Васильевич
Нее́лов Пётр Васи́льевич (1751–1846), российский архитектор и график, статский советник (1826). Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова. Ученик Ж.-Б. М. Валлена-Деламота; изучал садово-парковое искусство в Великобритании (1771–1775). Состоял (с перерывами) на службе в Конторе строений Царского Села как ученик (1762–1767) и помощник (1770–1778) своего отца. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку (1778–1783) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (1790 – 1793/1794). Архитектор Царскосельской конторы (1794 – 1801/1802), член (1802–1817) и архитектор (1817–1830) Царскосельского дворцового правления.
Алоизий Рокштуль. Портрет архитектора П. В. Неелова. 19 в.
Архитекторы, градостроители
Камерон Чарлз
Камеро́н Чарлз (1745, или 1743 – 1812), английский и российский архитектор, рисовальщик. Представитель классицизма и палладианства. По происхождению шотландец, с 1779 г. работал в Санкт-Петербурге и близ расположенных дворцах. Постройки Камерона, в том числе комплекс Агатовых комнат, Холодных бань, Висячего сада и Камероновой галереи в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1780–1794), дворец (1782–1787) и парковые павильоны в Павловске, свидетельствуют о творческом использовании форм древнеримской античности и наследия А. Палладио, выделяются гармоничной простотой и строгостью композиции, стройностью пропорций, изяществом отделки интерьеров.
Чарлз Камерон. Большой зал Агатовых комнат в Холодной бане, Царское Село. 1780–1787
1
2