Никанор (Бровкович)
Никано́р (в миру Александр Иванович Бровкович) [20.11(2.12).1826, село Высокое Могилёвской губернии – 27.12.1890(8.1.1891), Одесса], архиепископ Херсонский и Одесский, богослов, религиозный писатель и философ. Один из крупнейших представителей духовно-академической философии в России.
Биография и творчество
Из дворянского рода. Сын священника. Учился в Могилёвской духовной семинарии, в 1842 г. переведён в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, с 1847 г. учащийся Санкт-Петербургской духовной академии. Испытал большое идейное влияние со стороны архиепископа Смарагда (Крыжановского), преподавателя философии в Санкт-Петербургской семинарии и академии – А. М. Мишина, кантианца А. А. Фишера, переводчика диалогов Платона на русский язык В. Н. Карпова. 16(28) сентября 1850 г. Александр Бровкович принял монашество с именем Никанор. С 1851 г. бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре обличительного богословия. Затем преподавал введение в богословие по курсу ректора академии – преосвященного Макария (Булгакова). Предложив слушателям разобрать критику доказательств бытия Божия у И. Канта, Никанор получил обвинение в «неправославности» со стороны ректора, но продолжил чтение курсов под надзором начальства. В годы преподавания в СПбДА Никанор писал работы по опровержению католического учения о папском главенстве, собирал материал по истории старообрядчества.
В 1856 г. возведён в сан архимандрита и в мае этого года назначен ректором в Рижскую духовную семинарию. С февраля 1858 г. ректор Саратовской духовной семинарии. В Саратове архимандрит Никанор познакомился с историком Н. И. Костомаровым, который порекомендовал опубликовать библиографию старообрядческих рукописей, подготовленную Никанором. Популярность этого издания среди старообрядцев возбудила подозрения в отношении Никанора. Он оказался под надзором Третьего отделения и был вызван в 1864 г. в Петербург «на череду служений». В 1865 г. назначен ректором Витебской духовной семинарии, а 29 июля (10 августа) 1868 г. переведён на ректорство в Казанскую духовную академию, которую возглавлял до июня 1871 г. Во время преподавания в КазДА курса основного богословия Никанор обсуждал со студентами возможность доказательства бытия Божия и бессмертия души через обращение к современному научному знанию. В рамках лекционного курса он рассматривал гносеологические вопросы: о возможности непосредственного познания сверхчувственного, об отличии «внешних чувств» от «внутренних» – «физиологических» и «душевных». Причём под последними он понимал разум (чувство истины), совесть (нравственное чувство) и эстетическое чувство. Эта часть лекционного курса была опубликована в журнале КазДА «Православный Собеседник» (1871. Т. 2. С. 41–145) в виде статьи под названием: «Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного – Бога, духовной бессмертной души и т. п.». Позже эта статья войдёт в состав первого тома трактата Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (1875).
19 июня (1 июля) 1871 г. последовал указ о возведении архимандрита Никанора в архиереи. 4(16) июля 1871 г. в Петербурге он рукоположен в епископа Аксайского (Донского викария) с местом пребывания в г. Новочеркасск. За пять с половиной лет пребывания на Дону Никанор пишет два первых тома трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (т. I – 1875; т. II – 1876). Третий том (изданный только в 1888) написан в Уфе, куда Никанор был переведён на епископство в декабре 1876 г. Здесь же, в Уфе, в 1883 г. издан том собрания поучений. Поучения епископа Никанора представляют собой результат интеллектуального творчества особого рода: они соединяют в себе богословские, философские и исторические знания. Его поучения затрагивали вопросы, волновавшие русское общество 2-й половины 19 в.: технический прогресс, гимназическое, семинарское, духовно-академическое, университетское образование, соотношение науки и христианства, значение дворянства в России, распространение атеизма в России, проблема богатства и бедности, христианский идеал женщины, значение брака и семьи, значение изящных искусств, христианское отношение к иудаизму, католицизму, старообрядчеству, сектантству и т. д. Многие поучения были посвящены отдельным деятелям русской истории и культуры. Особенно интересны его оценки жизни, творчества и идей А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, И. С. Аксакова, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого. В 1890–1891 гг. собрание поучений, бесед, речей, воззваний и посланий Никанора вышло в Одессе в пяти томах, насчитывающих в общей сложности около 3,5 тыс. страниц. Кроме того, в Уфе Никанор пишет записки автобиографического характера, которые раскрывают его как талантливого художника слова. При этом, раскрывая перипетии судеб окружавших его людей, он неявно даёт рассматриваемым событиям философскую оценку. Именно отдельные заметки [например, «Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан» (1880)] являются источником для реконструкции философской антропологии Никанора, которая практически не раскрывается в его основном трактате – «Позитивная философия и сверхчувственное бытие».
Работу над своим философским трактатом Никанор завершает в Одессе, куда он уже как епископ Херсонский и Одесский переводится указом от 12 декабря (24 декабря) 1883 г. На одесский период деятельности приходится его общение с Н. Я. Гротом, воззрениям которого Никанор посвятил большую статью в журнале «Православное обозрение» (1886). Несомненно, что философские установки Грота трансформируются из чисто позитивистских в метафизические не без влияния Никанора. Позже в журнале «Странник» в 1909 г., после кончины Никанора, была опубликована его, писавшаяся в Одессе, незавершённая статья «О свободе воли с христианской точки зрения». Эта статья представляет собой попытку Никанора критически реконструировать воззрения Грота на вопрос о свободе воли. В 1886 г. Никанор возводится в сан архиепископа, а с 1887 по 1889 гг. вызывается для присутствия в Священный Синод. Скончался Никанор от рака желудка в Одессе.
Философия
Основой философских воззрений архиепископа Никанора является античная философия (Платон, Аристотель), христианский платонизм эпохи патристики (Августин Блаженный), творчество отдельных отцов Церкви (Афанасий Александрийский, Максим Исповедник) и лейбницианство. Сильное влияние оказала немецкая классическая философия, в особенности И. Кант и Г. В. Ф. Гегель. Среди русских философов определённое влияние на Никанора оказали В. Н. Карпов, А. А. Фишер, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич, в некоторой мере – Ф. М. Достоевский. Крайне спорным и необоснованным является утверждение В. В. Зеньковского и некоторых других исследователей о принадлежности Никанора к «школе Ф. Голубинского». Целью своих исследований в области философии Никанор считал «показать не только точки соприкосновения, но и совершенное единство корней, в гносеологических основаниях, у естественно-философской науки с богословскою» [Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. 1. Санкт-Петербург, 1875. С. III]. В конечном же счёте цель Никанора – «согласить философию с православной религией» [Никанор (Бровкович), архиеп. 1900. С. 253]. В такой формулировке основная философская интенция Никанора оказывается полностью противоположной мысли Вл. С. Соловьёва о необходимости «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т. е. разумную безусловно, форму» (Соловьёв В. С. Письма ... Т. 3. Санкт-Петербург, 1911. С. 89).
Философия архиепископа Никанора является системой онтологической гносеологии, в рамках которой познание рассматривается как процесс, имеющий онтологический статус. Можно выделить семь основных положений его философии.
1. Существует две формы бытия – конечное (ограниченное) и бесконечное (неограниченное, безусловное), их существование взаимообусловлено логически. Ограниченное бытие архиепископ Никанор определяет как «эйдос» – единицу бытия, которая имеет свойства, сходные с «монадой» Лейбница, и может проявляться и как нечто «духовное», и как «материальное». Бытие безусловное – это «абсолютное бытие», которое не есть Божественная сущность, но – Его «зиждительная идея, сила и благодать», которая присутствует повсюду и входит в состав ограниченного бытия. При этом Никанор не пантеист, так как указывает на чёткое различение между сущностью и силой, приближаясь тем самым к энергийной парадигме в православной философии 20 в. Помимо эйдоса и абсолютного бытия, по Никанору, существует абсолютное небытие, которое логически необходимо как противоположность абсолютного бытия и которое у Никанора оказывается и тем, из чего Бог творит эйдосы, и принципом предельности, возможности конечности как таковой.
2. Мир как совокупность эйдосов является результатом творческого акта Бога, который полагает самоограничение абсолютного бытия абсолютным небытием. Никанор скорее метафорически, чем логически, выражает эту мысль через формулу 1=∞×0, показывая то, что ноль как образ небытия оказывается условием возможности ограниченного бытия как такового.
3. Эйдос (как ограниченное бытие) антиномичен – в силу того, что он, будучи результатом самоограничения абсолютного бытия абсолютным небытием, имеет в себе нечто и от того и от другого. Никанор рассматривает эйдос как обладающий двумя сущностями – «индивидуальной» (которой один эйдос отличается от другого и от абсолютного бытия) и «универсальной» (которая одна во всех эйдосах в силу того, что все эйдосы причастны абсолютному бытию по факту творения).
4. Эйдосы, как и абсолютное бытие, есть «силы». В некоторой степени можно их соотнести с монадами Лейбница или «субстанциальными деятелями» Н. О. Лосского. Эйдос может проявиться как индивидуум, как нечто отличное от иного эйдоса, а может включать в себя другие эйдосы. В отличие от монад Лейбница эйдосы Никанора могут быть напрямую взаимосвязаны, могут входить друг в друга. Но могут и «овнешняться», индивидуализироваться, отталкиваться друг от друга, и в этом случае они выступают как физические объекты и силы. Возможность взаимосвязи эйдосов, как духовных субстанций, определяется степенью развитости их сознания и самосознания.
5. Абсолютное бытие как сила, оказывающаяся основой мироздания, проявляется как «универсальная» сущность тварного, ограниченного бытия и выступает как мировой космический разум. Этот «разум», будучи также «силой», т. е. обладая динамическими характеристиками, является «сокровищницей идей». Каждая идея-эйдос связана с другой по своей «универсальной» сущности, которая в гносеологическом аспекте открывается как мировой разум. В зависимости от развитости сознания и самосознания отдельного эйдоса, по отношению к нему мировой разум может проявляться как бессознательный и сознательный, практический и теоретический.
6. В индивидуальном познании человеческая душа (как особого рода эйдос) имеет возможность овладеть либо внешними, либо внутренними свойствами познаваемого. Познание, как взаимодействие двух эйдосов, оказывается отношением двух сил – познающей и познаваемой. С этой точки зрения познающая сила определяется Никанором как «чувство». Однако по направлению применения этой силы она может оказаться «внешним чувством», «внутренним физиологическим чувством» или «внутренним душевным чувством». Последнее из указанных «чувств», выступая как индивидуальный разум, который направлен на созерцание «идеи» предмета в мировом разуме, оказывается своего рода интуицией, верой как непосредственным созерцанием сущности явления. В том случае, когда «внутреннее душевное чувство» обращается к данным внешних чувств и пытается построить знание на их обобщении, оно определяется как «рассудок», который формирует «понятие», схему явления, а не его идею. Идеи же, данные разумом, оказываются для рассудка лишь «предпостижением», направляющим понятийное познание.
7. Человек, по Никанору, занимает центральное место среди остальных эйдосов, так как только у него в полной мере проявляется способность к самосознанию, а значит, и к осознанию собственной ограниченности и антиномичности. Но одновременно с этим только человек в полной мере осознанно может находиться в общении с абсолютным бытием, обнаруживая его как основу своего ограниченного и антиномичного бытия. Отсюда персонализм Никанора в духе синтеза христианского учения о личности с неолейбницианским персонализмом.
8. В вопросах, связанных с общественными отношениями, Никанор выступает как сторонник консерватизма, который в его интерпретации предполагает осторожное, вдумчивое, неторопливо-оберегающее отношение к существующему – будь то в сфере идейной, общественно-политической и даже экологической. Это проявляется у Никанора в критике прогресса (железных дорог в особенности), атеизма, материализма, пантеизма, концепций, направленных на переустройство общественных отношений, наук, ориентированных на обустройство материального комфорта человека. Подоплёка консерватизма Никанора лежит в понимании того, что преимущественное направление изменений в современном обществе направлено на увеличение потребления материальных благ, на «овнешнение» развития человека. А по Никанору, это «овнешнение» жизни человека и человечества уводит от внутренне присущего ему абсолютного бытия к противоположному полюсу – абсолютному небытию. Именно поэтому плох не столько сам прогресс, сколько его интенции, ведущие к искажению души и к разрушению среды обитания человека.
Особое место среди трудов архиепископа Никанора занимает критика общественно-политических идей Л. Н. Толстого с позиций православного богословия. Так, он обличает нехристианский характер понимания Церкви, государства, брака и деторождения в художественных и публицистических трудах Толстого. Никанор считал неприемлемым видеть в Церкви, государстве и браке формы насилия, от которых необходимо отказаться. Также не соответствующим христианству он считает призыв Толстого отказаться от деторождения, содержащийся, по мнению Никанора, в его «Крейцеровой сонате».
Рецепция взглядов
Несмотря на то что философские труды архиепископа Никанора остались по преимуществу не замеченными современниками, они были высоко оценены Вл. С. Соловьёвым, который написал рецензии на I и II тома трактата Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Соловьёв воспринял идеи Никанора в духе своей философии всеединства как попытку построить философию цельного знания – «синтетическую философию». Хотя Соловьёв справедливо отмечал неопределённость статуса эмпирического бытия в философии Никанора и преобладание научного материала в труде Никанора над философско-богословским. Это последнее замечание неоднократно повторяли другие исследователи, как и то, что философская система Никанора была не завершена. Но тем не менее высокую положительную оценку философские идеи Никанора получили в работах К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, Ю. Н. Говорухи-Отрока, представителей казанской духовно-академической философии, сформировавшихся под определённым влиянием Никанора: П. А. Милославского и В. И. Несмелова. Позднее, в 20 в., появились отзывы, очерки А. А. Воронцова, Я. Н. Колубовского, А. А. Никольского, о философии архиепископа Никанора писали В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Б. В. Яковенко.