Максим Исповедник
Макси́м Испове́дник (греч. Μάξιμος ὁ Ὁμολογητής; лат. Maximus Confessor) (около 580, Константинополь – 662, Колхида, ныне Западная Грузия), византийский богослов, христианский святой.
Биография
Родился в аристократической семье, получил хорошее образование. Был первым секретарём императорской канцелярии при императоре Ираклии I. Однако вскоре отрёкся от мира и стал иноком Хрисопольского монастыря (на противоположном от Константинополя берегу Босфора). По смирению Максим Исповедник не принимал священного сана и до конца жизни оставался только монахом. Политические события (нашествие персов и др.) заставили его покинуть монастырь.
После кратковременного пребывания на Кипре и Крите прибыл в Северную Африку, где познакомился с монахом Софронием (будущий патриарх святой Софроний Иерусалимский), ставшим его духовным отцом. Вместе с ним Максим Исповедник вступил в борьбу с монофелитством, поддерживавшимся византийским правительством. В 645 г. одержал победу в диспуте с монофелитским патриархом Константинопольским Пирром.
Около 646 г. переехал в Рим, где в противостоянии монофелитской ереси нашёл всецелую поддержку западного епископата и папы Римского святого Мартина I. Вместе с некоторыми православными греческими монахами, жившими в Риме, Максим Исповедник стал одним из главных вдохновителей догматических определений Латеранского собора 649 г., осудившего монофелитство.
Около 654 г. вслед за папой Мартином I Максим Исповедник был арестован посланцами императора Константа II, подвергнут суду в Константинополе как государственный преступник (возмутитель гражданского и церковного мира) и в 655 г. отправлен в ссылку во Фракию. В 662 г. был подвергнут новому суду и жестоким пыткам в Константинополе: ему отсекли язык и правую руку. Искалеченного старца отправили в ссылку на Кавказ, где он вскоре умер.
Дни памяти Максима Исповедника по календарю Русской православной церкви – 21 января (3 февраля) и 13(26) августа, по календарю Римско-католической церкви – 13 августа.
Сочинения
Максим Исповедник известен как автор многочисленных сочинений. Особой популярностью и на Востоке, и на Западе пользовались его нравственно-аскетические сочинения, прежде всего «Главы о любви», «Слово о подвижнической жизни», которые вошли в греческое, славянское и русское «Добротолюбие». Экзегетические сочинения Максима Исповедника включают фундаментальный труд «Вопросоответы к Фалассию», послание «К Феопемпту схоластику», «Толкование на 59-й псалом», «Толкование на молитву Господню» и др. Самое крупное догматико-полемическое сочинение Максима Исповедника – «Амбигвы». Сочинение «Мистагогия» («Тайноводство»), написанное под влиянием «Ареопагитик», представляет собой объяснение смысла священнодействий.
Богословие
Максим Исповедник, как большинство святых отцов, не представил свои воззрения в виде строгой системы. Тем не менее благодаря органической цельности мировоззрения он явил в своих трудах синтез всех важнейших идей предшествующих богословов. В традициях православной апофатики он учил о непознаваемости Бога по его сущности: великая тайна Святой Троицы мистически переживается теми, кто удостоился божественного озарения.
Важнейшей заслугой Максима Исповедника является преодоление заблуждений Оригена в учении о сотворении мира. Отправным пунктом здесь для Максима Исповедника было учение о Слове (Логосе) – второй ипостаси Святой Троицы, которым Бог является миру наиболее полно и которое проявляет себя, прежде всего, как творец и промыслитель, посредством своих энергий, или «логосов», создавший мироздание и управляющий им. Эти «логосы», являющиеся основными законами и идеями тварного бытия, составляют духовную структуру, или «умопостигаемый мир», этого бытия; они концентрируются в Боге Слове (Логосе), который есть средоточие всего мироздания. Тварное бытие представляет собой гармоничное единство духовного (умопостигаемого) мира и мира чувственного, или материального, которые оба управляются Логосом. По Божиему замыслу объединяющим началом этих двух миров должен был стать человек, или «малый мир» («микрокосм»), созданный по образу Божиему (по образу Логоса). Человеку предстояло, исполнив «великий совет Божий», привести всё мироздание к обожению. Однако, злоупотребив своей свободной волей, человек, вместо Бога, обратился к чувственным благам и тем самым отпал от источника жизни, стал подвержен тлению и смерти (совершил грехопадение). Таким образом, если в платонизме и у Оригена творение мира и человеческая история, явившиеся результатом движения-грехопадения, возникшего в «умопостигаемом мире» после его блаженно-стабильного состояния, рассматриваются как зло, то в христианском учении творение мира и движение предсуществуют (но не предопределены) в Логосе, являются благом и предшествуют грехопадению.
Своими силами человек не мог избавиться от последствий грехопадения, лишь воплощение Бога Слова, проявившее неизмеримое Божие человеколюбие, позволило человеку, не потерявшему окончательно свободу воли, вновь вступить на путь обожения, спасения. С этой тайной боговоплощения связаны основные идеи христологии и антропологии Максима Исповедника. Господь воспринял в себя всю полноту человеческого естества, кроме греха, тем самым исцелив человеческую природу. Максим Исповедник доказывал, что исповедуя в богочеловеке Иисусе Христе две природы, божественную и человеческую, необходимо мыслить в нём и две воли, два действия, что видно на примере Гефсиманского борения (Мф 26:36–44; Мк 14:32–41; Лк 22:39–46). Богочеловек показал людям «узкий» путь спасения, заключающийся в усиленном подвижничестве: трудах, скорбях и непрестанной молитве. Поскольку Бог стал человеком, каждый человек может усвоить спасение, следуя за Христом, соединяясь с ним. Непременным условием этого соединения являются церковные таинства. Выражая святоотеческий духовный опыт, Максим Исповедник заключал, что спасение, начинаясь в этом мире, на земле, достигает своей полноты в царстве будущего века; этого царства удостаиваются те люди, которые с подлинно христианским достоинством прошли земное поприще трудов и смиренномудрием, покаянием, любовью сподобились духовного ведения.