Зеньковский Василий Васильевич
Зенько́вский Васи́лий Васи́льевич [4(16).7.1881, Проскуров Подольской губернии, Российская империя, ныне Хмельницкий Хмельницкой области, Украина – 5.8.1962, Париж], русский философ, православный богослов, церковный деятель и педагог; протопресвитер. Родился в семье сельского учителя и церковного старосты. Окончил естественно-математический (1904) и историко-филологический (1910) факультеты университета Святого Владимира в Киеве. Участвовал в создании (1905) и работе Киевского религиозно-философского общества (с 1911 председатель). В 1906 г. совместно с В. Н. Лашнюковым и С. Н. Булгаковым издавал газету «Народ». Профессор психологии Киевского университета (1915–1919). С мая по октябрь 1918 г. министр исповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского, выступал против преждевременной автокефалии Украинской церкви, в 1919 г. участник Украинского церковного собора. С января 1920 г. в эмиграции, в 1920–1923 гг. профессор философии Белградского университета, в 1923–1926 гг. директор Русского педагогического института в Праге, первый и бессменный председатель Русского студенческого христианского движения. С 1926 г. профессор Православного богословского института в Париже, в 1944–1947, 1949–1962 гг. декан. В марте 1942 г. принял священство.
В центре внимания Зеньковского – проблемы христианской антропологии. Делая акцент на том, что человеку присуща свобода, Зеньковский одновременно отмечал её ограниченность в силу первородного греха. В многочисленных работах, посвящённых проблемам воспитания детей и юношества, Зеньковский основной задачей педагогических усилий считал выявление образа Божьего в человеке, творческое преображение всего состава человека, преднаходимого как «взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний». В фундаментальном труде «История русской философии» (т. 1–2, 1948–1950; французский и английский перевод) рассматривал историю русской мысли начиная с допетровской эпохи в её внутренней связи с христианством, в том числе у тех её представителей, которые отошли от религиозной установки; ключ к диалектике русской философской мысли Зеньковский видел в проблеме секуляризма. Принцип «нейтральности» культуры, её независимость от веры считал «самым роковым и больным фактом нашей эпохи».