Грот Николай Яковлевич
Грот Никола́й Я́ковлевич [18(30).4.1852, Гельсингфорс – 23.5(4.6).1899, село Кочеток Харьковской губернии, ныне посёлок городского типа в Харьковской области], русский философ и психолог. Сын Я. К. Грота. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1871–1875). Профессор Историко-филологического института князя Безбородко в Нежине (с 1876), Новороссийского в Одессе (с 1883) и Московского (с 1886) университетов; председатель Московского психологического общества (официально с 1888), основатель и редактор (1889–1899) журнала «Вопросы философии и психологии».
Первый период философской биографии Грота (до середины 1880-х гг.) отмечен преобладающим влиянием позитивизма (Г. Спенсер, О. Конт), отрицанием философии как науки и разработкой собственной психологической концепции («теория психического оборота»). Душевная жизнь понималась Гротом как совокупность 4-фазных циклов автоматических реакций, протекающих подобно обмену веществ в организме (Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Санкт-Петербург, 1879–1880). Прилагая эту теорию к процессам мышления, Грот пытался реформировать логику, превращая её в «психодинамику познания» (Грот Н. Я. К вопросу о реформе логики. Нежин, 1882). Этические воззрения Грота отмечены в это время утилитаризмом и детерминизмом в объяснении волевых стремлений.
К середине 1880-х гг. Грот порвал с позитивизмом, признав субстанциальность душевной жизни, и (вслед за Дж. Бруно) выдвинул идею «мирового субъекта» – носителя универсальной психической энергии, составляющей сущность индивидуальной человеческой психики. Чувства, причастные онтологической реальности, рассматриваются Гротом как объективно достоверный источник познания; отсюда лучшим методом проникновения в сущность бытия оказывается самонаблюдение. Перед восстановленной в правах философией («метафизикой») ставится задача обосновать «абсолютную истину, благо и красоту как принципы внутреннего строения вселенной» («Значение чувства в познании и деятельности человека». 1889). Проблематика работ Грота 1890-х гг. («Что такое метафизика?», 1890; «Основание нравственного долга», 1892; «О времени», 1894, и др.) оказала влияние на развитие русской религиозной философии.