Неосхоластика
Неосхола́стика, совокупное обозначение различных направлений и школ католической мысли, опирающихся в своём философствовании на традиции средневековой схоластики. Как феномен духовной жизни 19 в. неосхоластика (сам термин появился в 1862) рождается в атмосфере романтической реакции на рационалистическую философию Нового времени, Просвещение и идеи немецкой классической философии. Она утверждается в полемике с идеями протестантской тюбингенской школы богословия, онтологизмом В. Джоберти, А. Розмини-Сербати и дуализмом австрийского католического философа и богослова А. Гюнтера. В качестве первых представителей неосхоластики в 19 в. выступили философы, попытавшиеся вернуть былое влияние томизму: Г. Сансеверино, Л. Тапарелли, С. Сорди, М. Либераторе (Италия), Й. Клойтген, А. Штёкль (Германия), З. Гонсалес (Испания) и др. Содержащийся в энциклике папы Льва XIII «Aeterni patris» призыв философствовать в духе средневековой схоластики и прежде всего учения Фомы Аквинского (ad Sancti Thomae sapientiam), обновляя и совершенствуя традицию христианской мысли (vetera novis augere et perficere), способствовал институциональной стабилизации неосхоластики (основание академии Святого Фомы в Риме в 1879, Высшего института философии при Католическом университете в Лёвене в 1889 и др., появление многочисленных периодических изданий в Италии, Бельгии, Франции, Германии, Испании, США) и инициировал процесс углублённого изучения наследия средневековой схоластики (историко-философской работы М. Грабмана, М. Де Вульфа, Э. Жильсона и др.), равно как и позднейший диалог с новоевропейской философией, получивший значительное развитие уже после Первой мировой войны. Помимо томизма, представители неосхоластики обращаются также к философско-богословскому наследию Августина, Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого, Бонавентуры, Иоанна Дунса Скота, Ф. Суареса и др.
В 20 в. неосхоластика представлена прежде всего различными версиями неотомизма («экзистенциальный» неотомизм Ж. Маритена и Жильсона, «трансцендентальный» неотомизм К. Ранера, Э. Корета, К. Ю. Войтылы (папы Иоанна Павла II), Б. Лонергана, И. Б. Лоца и др.), а также последователями учения Суареса в Испании и Германии, платоновского августинианства (И. Гессен – в Германии, М. Ф. Шакка – в Италии) и ряда других школ. В 1970-е гг. неосхоластика начинает постепенно утрачивать свои лидирующие позиции, уступая их представителям различных версий католического модернизма.
Классические варианты средневековой схоластики были связаны с обоснованием истин веры при помощи их философского осмысления. Эта ориентация сохраняется и в неосхоластике 20–21 вв. Однако меняется стиль работы с текстами Священного Писания и Священного Предания, наследием античных и средневековых авторов. Представители неосхоластики исходят из них, предпринимая философское истолкование бытийных основ мироздания и человеческого существования, морали и общественной жизни, но не посягают при этом на автономию науки и создаваемые ею конкретные концепции: научная картина мира рассматривается как вполне совместимая с религиозно-философским ракурсом его осмысления. В 20 в. в неосхоластике происходит своеобразный антропологический поворот, приводящий к синтезу наследия классиков религиозно-философской мысли эпохи патристики и Средневековья с методологическим инструментарием различных направлений новоевропейской философии – учения И. Канта, феноменологии, герменевтики, немецкой философской антропологии, персонализма. Этот поворот обусловил популярность томистско-августинианского синтеза, наиболее ярко представленного в концепции К. Ранера, ассимилировавшего, в частности, идеи Канта и М. Хайдеггера. Неосхоластика уделяет особое внимание многообразию языков культуры, каждый из которых, рисуя определённый сегмент сущего, указывает вместе с тем на трансцендентное начало как источник мироздания. Принятие герменевтического подхода и осознание относительности любых культурных контекстов позволяет рассматривать их в качестве неизменного фона горизонта абсолютного (Э. Корет), даёт возможность постоянной интерпретации различных граней человеческой деятельности в перспективе возведения их к высшей реальности (К. Ю. Войтыла). Гибко реагируя на социальные изменения и трансформацию культуры, представители неосхоластики стремятся выработать обновлённые версии религиозно-философской интерпретации человека и его места в мире.