Джоберти Винченцо
Джобе́рти Винче́нцо (Vincenzo Gioberti) (5.4.1801, Турин – 26.10.1852, Париж), итальянский философ, публицист, государственный деятель, один из главных идеологов Рисорджименто. Окончил теологический факультет Туринского университета (1823). Священник с 1825 г., с 1826 г. придворный капеллан в Пьемонте. Арестован в 1833 г. по подозрению в причастности к тайному обществу и затем выслан из Пьемонта, жил в Париже и в 1834–1845 гг. в Брюсселе, где вышли его основные работы. Сочинения «О духовном и гражданском первенстве итальянцев» («Del primato morale e civile degli Italiani», 1843) и «Современный иезуит» («Il gesuita moderno», vol. 1–7, 1846–1847), содержавшие программу национального возрождения Италии и её объединения в федерацию государств во главе с папой, а также его религиозно-философские труды [«Теория сверхъестественного, или Рассуждение о согласии религии Откровения с человеческим умом и гражданским прогрессом наций» («Teorica del sovrannaturale, o sia discorso sulle convenienze delle religione rivelata colla mente umana e col progresso civile delle nazioni», 1838) и др.] принесли ему необычайную популярность. Триумфальное возвращение Джоберти в Италию завершилось избранием его в 1848 г. в палату депутатов Пьемонта (с мая – её президент), с декабря 1848 по февраль 1849 гг. возглавлял Кабинет министров. После поражения Пьемонта в войне с Австрией в 1849 г. в добровольном изгнании в Париже, работал над главным философским трудом своей жизни «Протология» («Della Protologia»; не закончен, опубликован в 1857). В политическом трактате «О гражданском восстановлении Италии» («Del rinnovamento civile d’Italia», vol. 1–2, 1851) будущая Италия мыслилась им теперь как унитарное светское государство. Посмертно опубликовано его сочинение о реформе Римско-католической церкви.
Выступив во «Введении в изучение философии» («Introduzione allo studio della filosofia», vol. 1–4, 1840) с критикой «психологизма» в религии (протестантизм) и в философии (картезианство), Джоберти, опираясь на традицию христианского платонизма, противопоставил этому принцип «онтологизма» – изначальной интуитивной укоренённости человеческого сознания в бытии. В центре философской системы Джоберти – идея творения, её формула: «Сущее творит существующее» (фр. L’Ente crea l’esistente). Отождествление Сущего (т. е. Бога) с существованием ведёт к пантеизму (как у Г. В. Ф. Гегеля) или даже материализму (как в эволюционизме естественно-научного толка). «Второй творческий цикл» – процесс духовного преображения человека и его восхождение (а через него – всего сотворённого мира) к Богу («существование возвращается к Сущему»).
Сочинения Джоберти были включены Ватиканом в «Индекс запрещённых книг», в том числе из-за его острой полемики с иезуитами и резкой критики папы Пия IX. Джоберти оказал влияние на актуальный идеализм Дж. Джентиле и католический спиритуализм М. Ф. Шакка; в России – на религиозно-философскую концепцию В. Ф. Эрна.