Тюбингенская школа богословия
Тюбинге́нская шко́ла богосло́вия (нем. Tübinger Schule), общее название для 3 богословских школ при Тюбингенском университете.
«Старая Тюбингенская школа» – лютеранская школа экзегетики, основанная профессором Г. К. Шторром (1746–1805) в 1770-х гг. Её представители рассматривали сверхъестественную природу Библии как методологическую базу своих исследований. Содержательно эта позиция может быть обозначена как библейский супранатурализм, т. е. убеждённость в том, что в Библии содержится сверхъестественная истина, которая образует собственное содержание христианского учения.
Католическая школа сформировалась в конце 19 в. Её представители (И. С. фон Дрей, И. А. Мёлер, Й. Э. фон Кун и др.) ставили перед собой цель обосновать и сделать практикой теологических исследований конструктивную связь историко-критического и спекулятивного методов, и примирить таким образом церковную доктрину, философию и современные библейские исследования.
«Новая Тюбингенская школа богословия» – лютеранская школа экзегетики, основанная профессором Ф. К. Бауром. К этой школе также относились: А. Гильгенфельд (1823–1907), К. Вайцзеккер (1822–1899), А. Ричль (позднее – оппонент Тюбингенской школы богословия) и др. Обычно под Тюбингенской школой богословия понимается именно эта школа.
На Тюбингенскую школу богословия и её методы оказала влияние диалектическая философия Г. В. Ф. Гегеля с её идеей исторического движения в результате противоборства различных сил в истории. Новый Завет представлялся Тюбингенской школой богословия как продукт противостояния сторонников апостола Павла (паулинизм), желавших освободить христиан из язычников от обязательного исполнения иудейских обрядов и традиций, и сторонников апостола Петра, (петринизм), остававшихся верными ветхозаветным предписаниям. Баур и его последователи предполагали, что борьба паулинизма и петринизма в 1 в. была особенно острой, а к середине 2 в. произошло их примирение, вызванное гонениями со стороны язычников и появлением общего противника – гностицизма. На основании этой гипотезы Тюбингенская школа богословия выдвинула свою датировку книг Нового Завета: к раннему периоду были отнесены тексты с очевидным преобладанием паулинистской или петринистской тенденции, если ни одна из них не была выражена ясно, книга относилась к более позднему периоду.
Ученик главы Тюбингенской школы богословия Д. Ф. Штраус в книге «Жизнь Иисуса» (Das Leben Jesu, 1835; перевод на русский – 1907) предложил мифологический подход для интерпретации Евангелий: евангельские рассказы понимались им как плод коллективной религиозной фантазии.
Пережившая расцвет в 1840-е гг. «новая» Тюбингенская школа богословия пришла в упадок к 1860-м гг. Предложенные ею методология и датировка текстов Нового Завета вызвали в науке ожесточённую критику.