Богословские школы, направления, движения

Тюбингенская школа богословия

Тюбинге́нская шко́ла богосло́вия (нем. Tübinger Schule), общее название для 3 богословских школ при .

«Старая Тюбингенская школа» – школа , основанная профессором Г. К. Шторром (1746–1805) в 1770-х гг. Её представители рассматривали сверхъестественную природу как методологическую базу своих исследований. Содержательно эта позиция может быть обозначена как библейский супранатурализм, т. е. убеждённость в том, что в Библии содержится сверхъестественная истина, которая образует собственное содержание христианского учения.

школа сформировалась в конце 19 в. Её представители (И. С. фон Дрей, И. А. Мёлер, Й. Э. фон Кун и др.) ставили перед собой цель обосновать и сделать практикой теологических исследований конструктивную связь историко-критического и спекулятивного методов, и примирить таким образом церковную доктрину, философию и современные библейские исследования.

«Новая Тюбингенская школа богословия» – лютеранская школа экзегетики, основанная профессором . К этой школе также относились: А. Гильгенфельд (1823–1907), К. Вайцзеккер (1822–1899), (позднее – оппонент Тюбингенской школы богословия) и др. Обычно под Тюбингенской школой богословия понимается именно эта школа.

На Тюбингенскую школу богословия и её методы оказала влияние диалектическая философия с её идеей исторического движения в результате противоборства различных сил в истории. представлялся Тюбингенской школой богословия как продукт противостояния сторонников апостола Павла (паулинизм), желавших освободить христиан из язычников от обязательного исполнения иудейских обрядов и традиций, и сторонников апостола Петра, (петринизм), остававшихся верными ветхозаветным предписаниям. Баур и его последователи предполагали, что борьба паулинизма и петринизма в 1 в. была особенно острой, а к середине 2 в. произошло их примирение, вызванное гонениями со стороны язычников и появлением общего противника – . На основании этой гипотезы Тюбингенская школа богословия выдвинула свою датировку книг Нового Завета: к раннему периоду были отнесены тексты с очевидным преобладанием паулинистской или петринистской тенденции, если ни одна из них не была выражена ясно, книга относилась к более позднему периоду.

Ученик главы Тюбингенской школы богословия в книге «Жизнь Иисуса» (; перевод на русский – 1907) предложил мифологический подход для интерпретации Евангелий: евангельские рассказы понимались им как плод коллективной религиозной фантазии.

Пережившая расцвет в 1840-е гг. «новая» Тюбингенская школа богословия пришла в упадок к 1860-м гг. Предложенные ею методология и датировка текстов Нового Завета вызвали в науке ожесточённую критику.

  • Протестантские богословы