Абсолютный идеализм
Абсолю́тный идеали́зм, направление в британской философии, возникшее во 2-й половине 19 в., иногда также называемое (не совсем точно) британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонников и в американской философии. Непосредственными предшественниками его явились английские романтики (в первую очередь С. Т. Колридж), а также Т. Карлейль, стимулировавшие среди философов интерес к спекулятивной метафизике. Немецкий идеализм становится популярным прежде всего в Шотландии, в Северной Америке его распространение вначале было связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем продолжено Сент-Луисским философским обществом во главе с У. Харрисом. Становлению абсолютного идеализма в Великобритании способствовала книга Дж. Стирлинга «Секрет Гегеля» (1865). В конце 19 в. абсолютный идеализм стал преобладающим направлением в академической среде. Решающую роль в его оформлении как самостоятельной школы сыграл Ф. Брэдли. С помощью разработанного им метода «негативной диалектики» он стремился показать самопротиворечивость и потому нереальность всех явлений и свойств объективного мира (в т. ч. пространства, времени и движения), которые входят в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий новое, высшее качество. Абсолют при этом трактовался как «совершенная гармония» и «конкретно-всеобщее единство», доступное лишь мистическому переживанию. Представители абсолютного идеализма традиционной формальной логике противопоставляли логику диалектическую (Г. Иоахим, Б. Бозанкет) и были одними из первых критиков «психологизма» в логике. Бозанкет использовал восходящее к Гегелю учение о государстве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для обоснования полного подчинения личности государству.
Монистическая интерпретация абсолютного идеализма (Брэдли и др.) была дополнена плюралистическим, персоналистским вариантом, представленным в работах Э. Сета и в особенности Дж. Э. Мак-Таггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество личностей-субстанций. В некоторых аспектах близкой этому варианту оказалась концепция «абсолютного волюнтаризма» Дж. Ройса, в работах которого (как и других американских идеалистов) особенно сильны религиозные мотивы. В начале 20 в. в Великобритании абсолютный идеализм становится объектом острой критики со стороны ранних представителей аналитической философии, в США – прагматизма и неореализма и к концу 20-х гг. фактически перестаёт существовать в качестве самостоятельного философского направления.