Литт Теодор
Литт Теодо́р (Theodor Litt) (27.12.1880, Дюссельдорф – 16.7.1962, Бонн), немецкий философ и педагог, один из основоположников «педагогики культуры». Учился в Боннском и Берлинском университетах. В 1904–1918 гг. преподавал в гимназиях, в 1914–1917 гг. работал в Департаменте просвещения Министерства культуры Пруссии. Профессор Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920–1937, 1945–1947) университетов. Взгляды Литта формировались под влиянием И. В. Гёте, В. Дильтея, Г. Зиммеля и др. Идеи неогегельянства и неокантианства переплетаются в его мировоззрении с установками феноменологии Э. Гуссерля и мотивами философии жизни. Литт исследовал исторические формы воспитания и образования и их особенности в условиях современной технической цивилизации (соотношение между общим и профессиональным образованием и т. п.). Основные педагогические идеи сформулировал в трудах «Мысли о культуроведческом принципе обучения» («Gedanken zum kulturkundlichen Unterrichtsprinzip», 1925), «Руководить или растить?» («Führen oder Wa-chsenlassen», 1927, 13. Aufl., 1967), «Самопознание человека» («Selbsterkenntnis des Menschen», 1938) и др. После 1945 г. выдвинул задачу культурно-политического самовоспитания немецкого народа. Оказал значительное влияние на формирование официальной доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально-критическую педагогику и педагогическую антропологию.