Национальная федерация как форма государственного устройства
Национа́льная феде́рация, государство, в формировании которого национальный фактор сыграл решающую роль, при этом участниками федеративных отношений выступают субъекты федерации, также построенные по национальному принципу.
Национальная федерация характеризуется такими признаками, как многонациональность состава граждан федеративного государства и суверенность народов (этносов), проживающих на его территории, вхождение в состав федерации субъектов, отличающихся национальными, языковыми, конфессиональными особенностями населения, формирование в системе представительной власти на федеральном уровне органов, призванных отражать национальные интересы граждан и народов, проживающих в субъектах федерации, отказ на конституционном и законодательном уровне от политики дискриминации по национальному принципу, отмена национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, гарантирование государством равноправия наций и языков, обеспечения равного участия наций (народов) в политической жизни, создание условий реализации прав и свобод не только доминирующих, но и малочисленных этносов, закрепление на уровне конституции или законов права наций на самоопределение вплоть до отделения и создания независимого государства.
Национальным федерациям советского типа также были присущи такие черты, как определение демократического централизма как основы организации и функционирования национального государства, признание местного самоуправления и автономии областей, отличающихся особым национальным составом населения, сочетание «национальной» и «интернациональной» культуры в условиях господства классовой идеологии, прогнозирование в отдалённой перспективе в ходе пролетарской борьбы слияния наций и этносов в единую интернациональную общность.
В Российской империи идеи национальной федерации в 19 в. получили отражение в программах декабристского Общества соединённых славян, Кирилло-Мефодиевского общества, М. А. Бакунина, Н. Я. Данилевского (проекты федерации славянских народов) и др. В начале 20 в. образовавшиеся политические партии выступали за равноправие народов, входивших в состав государства, в культурной, образовательной и языковой сферах. При этом партии консервативно-монархической направленности (Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела и др.) отстаивали главенство русского народа (в состав которого они включали русских, украинцев и белорусов) и привилегии его представителей на занятие государственных должностей и экономическую деятельность; требовали лишения евреев гражданских, политических и имущественных прав; ограничения автономии Великого княжества Финляндского. Программы либеральных партий предполагали воплощение в жизнь принципа либо неделимости государства при равноправии входивших в его состав народов («Союз 17 октября», автономия допускалась только для Финляндии), либо культурно-национального самоопределения при унитарном характере государственного устройства (Партия демократических реформ, Партия мирного обновления, Конституционно-демократическая партия и др. считали необходимым предоставление автономии Польше и Финляндии). Российская социал-демократическая рабочая партия провозглашала право народов России на самоопределение вплоть до отделения с целью их широкого вовлечения в революционную борьбу. Народно-социалистическая партия при формальном признании права каждой этнической общности на самоопределение фактически требовала реализации применительно к России принципа национальной автономии. Единственной российской политической партией, программа которой до 1917 г. определённо предполагала устройство государства на основе принципа национальной федерации (при признании права народов на самоопределение), была партия социалистов-революционеров (в 1917 с требованием федеративной республики выступила Радикально-демократическая партия).
Примерами национальных федераций в 20 в. были РСФСР, СССР, Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ).
Национально-территориальный принцип был положен в основу создания РСФСР. Ещё в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, входившей в качестве первого раздела в Конституцию РСФСР 1918 г., утверждалось, что Российская Советская Республика учреждается «на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». Советские учёные-государствоведы утверждали, что «построение Российской Федерации по национальному принципу было первым во всемирной истории опытом федерирования нового типа» (Национальные отношения и государство в современный период. 1972. С. 122).
Созданный на основе Договора об образовании Союза Советских Социалистических республик 1922 г., принятого на 1-м Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., СССР состоял из государств (государственных образований) – союзных республик, построенных по национальному принципу. Конституция СССР 1924 г. содержала, помимо Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР, главу «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве», в которой отмечалась возможность ограничения суверенитета союзных республик пределами союзной Конституции и лишь по предметам ведения, отнесённым к компетенции Союза (Конституция СССР 1924; гл. 2). Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою государственную власть самостоятельно.
Конституция устанавливала, что СССР охраняет суверенные права союзных республик. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из Союза (ст. 4). Республики имели свои конституции, органы власти (см. «Орган государственного управления», «Государственный орган»), территорию, которая не могла быть изменена без их согласия. Федеральный орган власти – Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР) – состоял из Союзного совета и Совета Национальностей, который образовывался из представителей союзных и автономных советских социалистических республик.
Развитие национальной федерации в СССР способствовало формированию доктрины советской национальной государственности, которая рассматривалась как форма политической организации коренной национальности, в целях выравнивания уровней развития наций (народностей) (Коваленко. 1983. С. 122). При этом национальная государственность не считалась неотъемлемым атрибутом этнической общности, поскольку на территории федеративного государства проживали народы, не получившие государственно-правовых форм самоопределения.
Один из ключевых постулатов национальной политики в советской федерации – концепция национального суверенитета. По мнению В. С. Шевцова, под национальным суверенитетом (суверенитетом нации) понималось полновластие нации, «политическая свобода, обладание реальной возможностью целиком и полностью распоряжаться своей судьбой, в первую очередь способностью политически самоопределиться, включая отделение и образование самостоятельного государства» (Шевцов. 1978. С. 3). Предлагалось различать государственно-правовые и международно-правовые формы реализации национального суверенитета. Государствоведы отмечали постоянный характер национального суверенитета. Он выступал в качестве константы существования и развития этнической общности в государстве.
Современные федерации не используют в чистом виде национальный принцип в качестве основы структурирования государства. Национально-территориальный и/или языковой принципы положены в основу формирования федераций в Бельгии, Эфиопии, Нигерии.