Тереза Авильская
Тере́за А́вильская (Teresa de Ávila; Тереза Иисусова, Teresa de Jesús; Тереса Санчес де Сепеда Давила-и-Аумада, Teresa Sánchez de Cepeda Dávila y Ahumada) (28.3.1515, Авила – 4.10.1582, Альба-де-Тормес), испанская монахиня, писательница, реформатор ордена кармелитов, святая Римско-католической церкви.
Дочь дворянина, дед по отцу – крещёный еврей. С детства отличалась набожностью. Сбежав из дома, вступила (около 1535) в орден кармелиток, дала обет в 1537 г. По примеру своего духовника – святого Петра из Алькантары (1499–1562; реформировал орден францисканцев), основала несколько небольших обителей (1-я – в Авиле в 1562 г., где стала настоятельницей; к 1582 г. – 16 монастырей), стремясь возродить древний аскетический устав кармелитов; вместе с Хуаном де ла Крусом учредила новую ветвь ордена – «босых» кармелитов (отдельный орден с 1593).
Автор религиозно-мистических трудов [автобиографии «Книга жизни» (1562), трактатов «Путь к совершенству» (1565) и «Внутренний замок» (1577) и др.], в которых рассказывает о своих духовных переживаниях (в том числе видениях и откровениях). Труды Терезы Авильской оказали существенное влияние на развитие жанра автобиографии.
Беатифицирована (1614) и канонизирована (1622) Римско-католической церковью; причислена к учителям Церкви (1970). Наряду с апостолом Иаковом Алфеевым, святая покровительница Испании. День памяти по календарю Римско-католической церкви – 15 октября.
Изображения Терезы Авильской были популярны в искусстве 17–18 вв. как в Европе, так и в Латинской Америке, они сохраняют портретные черты святой, зафиксированные при жизни в портрете Х. де ла Мисерии (1576) и распространившиеся благодаря офорту И. Вирикса. Её изображают в одеянии монахини ордена босых кармелитов, с пером и книгой (картина П. П. Рубенса, 1615, Художественно-исторический музей, Вена; статуя Ф. делла Валле, 1754, собор Святого Петра, Рим), нередко с голубем Святого Духа (картина Х. де Риберы, 1644, частное собрание). Атрибутами святой также являются стрела и пылающее сердце. Мистический аспект благочестия Терезы Авильской отражён в алтарном образе Дж. Л. Бернини «Экстаз святой Терезы» (1647–1652) из капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Житийные эпизоды встречаются в гравюрах и в живописи барокко. В монументальной живописи популярны сцены апофеоза святой (полотно Дж. Б. Тьеполо в церкви Санта-Мария-дельи-Скальци в Венеции, около 1725).