#Русские поэты рубежа 19–20 вв.
Русские поэты рубежа 19–20 вв.
Тег

Русские поэты рубежа 19–20 вв.

Русские поэты рубежа 19–20 вв.
Найденo 9 статей
Зинаида Гиппиус. Конец 19 – начало 20 вв.
ЛитераторыЛитераторы
Гиппиус Зинаида Николаевна
Ги́ппиус Зинаи́да Никола́евна (1869–1945), русская поэтесса, прозаик, драматург, критик и публицист, литературно-общественный деятель. Основная проблематика творчества – религиозно-философские вопросы, в частности тема истинной любви к Богу, принципы «Третьего Завета» и их воплощение в жизненной практике (драма «Святая кровь», 1900; роман «Роман-царевич», 1913; рассказы и стихотворения); нравственные размышления в их тесной связи с социальными темами [романы «Без талисмана», 1896; «Победители», 1898; драмы «Нет и да (Грубые сцены)», 1906; «Зелёное кольцо», 1916 и др.]; изучение психологического устройства личности и природы любовного чувства (роман «Сумерки духа», 1900; рассказы конца 1920-х – начала 1930-х гг., составившие «Мемуары Мартынова» и др.). Автор книги воспоминаний «Живые лица» (1925) и др. Её литературно-критическая и публицистическая деятельность сыграла важную роль в культуре Серебряного века.
Литераторы
Клюев Николай Алексеевич
Клю́ев Никола́й Алексе́евич (1884–1937), русский поэт, прозаик. В ранней поэзии («Сосен перезвон», 1911; «Братские песни», 1912) отразились его бунтарские настроения и религиозные убеждения, идеи голгофских христиан, парадоксально сочетались старообрядческие ценности и мотивы сектантского фольклора. В сборнике «Лесные были» (1913) прозвучал лирический голос Клюева, новые метафоры сосуществовали с чертами северно-русского фольклора. В стихотворениях сборника «Мирские думы» (1916) тема Первой мировой войны 1914–1918 гг. была выполнена в лирической тональности фольклорных причитаний, былинной и сказовой поэтике. Сила поэтического мастерства Клюева проявилась в последующей лирике (сборники «Медный кит», 1918; «Львиный хлеб», 1922, и др.) и поэмах («Четвёртый Рим», 1921; «Мать-Суббота, 1922; «Плач о Сергее Есенине», 1927; «Деревня», 1926; «Погорельщина», 1928; «Песнь о великой матери», 1934, и др.) Клюев синтезировал реалистические детали с выразительными тропами, совмещал вещную конкретику с аллюзиями, черта его идиостиля – густота и гротескность образов. От прославления Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Клюев перешёл к неприятию антирелигиозной и антикрестьянской государственной политики.
Николай Клюев. 1928
Литераторы
Леонов Максим Леонович
Лео́нов Макси́м Лео́нович (1872–1929), русский поэт, журналист, общественный деятель. В 1886–1887 гг. создал кружок писателей-самоучек, который позднее официально оформился как Московский товарищеский кружок писателей из народа (1902), затем – Суриковский литературно-музыкальный кружок (1905). Выпустил сборники «Первые звуки» (1889), «Стихотворения» (1898), «Стихотворения и рассказы» (1905). Основные темы творчества – противопоставление деревенской и городской жизни, тяжёлая крестьянская доля, несчастная любовь; под влиянием событий Революции 1905–1907 гг. обратился к гражданской лирике. Редактор и постоянный автор архангельской газеты «Северное утро» (1911–1920), в которой пропагандировал творчество писателей-самоучек и выступал против большевиков.
Литература
Литераторы
Анненский Иннокентий Фёдорович
А́нненский Инноке́нтий Фёдорович (1855–1909), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, педагог, филолог-классик. Автор стихотворных переводов трагедий Еврипида и комментирующих статей к ним («Театр Еврипида», 1906–1921); оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов – «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (опубликована в 1913). Лирика Анненского, стилистически близкая импрессионизму и символизму, во многом предвосхитила творческие открытия акмеистов и футуристов (поэтические сборники «Тихие песни», 1904; «Кипарисовый ларец», 1910). Для стиля Анненского-критика (сборники эссе «Книга отражений», 1906; «Вторая книга отражений», 1909) характерны образная ассоциативность, камерность интонаций, недосказанность, прерывистость изложения.
Иннокентий Анненский. 1909
Литераторы
Пачев Бекмурза Машевич
Па́чев Бекмурза́ Маше́вич (1854–1936), кабардинский поэт, певец-сказитель. Один из основоположников кабардинской литературы. Для записи своих произведений изобрёл алфавит на основе арабской графики. Ранняя поэзия (поэма «Как Бекмурза собирался жениться», 1882; стихотворения «Плач Сосруко», «Плач Ногая») тесно связана с фольклорной традицией. Многие песни Пачева стали народными: «Плач Карачая», «Песнь об Алихане Каширгове», «Песня Залимгери Керефова», «Песнь Максиды». Заметное место в творчестве занимают сатирические стихотворения («Хвастун», «Лицемер», «Болтун», «Вор»). В поэме «Кинжал» (1909–1910) обратился к теме извечной кровавой вражды князей и народа. Поэма «Катханов Назир» (создана в пореволюционные годы) отразила драму человека, не сумевшего найти своё место в новой действительности. Произведения 2-й половины 1920-х – начала 1930-х гг. пронизаны историческим оптимизмом: поэмы «Моё слово о Москве» (1925), «Кабарда» (1935) и др.
Михаил Тхакумашев. Бюст Бекмурзы Пачева. 2-я половина 20 в.
Литераторы
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережко́вский Дми́трий Серге́евич (1865–1941), русский писатель, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, переводчик. Один из основоположников русского символизма. Среди наиболее значимых произведений: поэтический сборник «Символы (Песни и поэмы)» (1892); сборник литературно-критических эссе «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы» (1896); романы «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1896), «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1901), «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905); религиозно-философские сочинения («Тайна Трёх: Египет и Вавилон», 1925, и др.).
Дмитрий Мережковский. 1902. Фото: М. П. Дмитриев
Литераторы
Садовской Борис Александрович
Садовско́й Бори́с Алекса́ндрович (1881–1952), русский писатель, литературный критик, мемуарист. Прославился литературными мистификациями. Для поэзии характерны подчёркнутая ориентация на традиции русской лирики 19 в., от А. С. Пушкина до А. А. Фета (Садовской занимался изучением его биографии и творчества), неприятие реалий современности и новейших литературных течений, эмоциональная и образная сдержанность: сборники «Позднее утро» (1909), «Пятьдесят лебедей» (1913), «Косые лучи. Пять поэм» (1914), «Полдень» (1915). Проза Садовского, посвящённая событиям прошлого, отмечена нарочитой романтизацией старины и реставрацией стилевых пластов литературы 1-й трети 19 в., включая расхожие штампы массовой литературы, в сочетании с неизменной иронией, элементами пастиша и пародии: сборники рассказов «Узор чугунный» (1911) и «Адмиралтейская игла» (1915), сборник повестей «Лебединые клики» (1915).
Борис Садовской. 1914
Литераторы
Вадим Баян
Вади́м Ба́ян (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Владимир Иванович Сидоров) (1880–1966), русский поэт-футурист, прозаик, драматург, мемуарист. Жил в Крыму (до 1922) и в Москве. В 1914 г. организовал в городах Крыма поэтические вечера под общим названием «Олимпиада российского футуризма», в которых также принимали участие В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, И. Северянин. Среди наиболее известных произведений: «космопоэма» «Вселенная на плахе» (в составе коллективного сборника «Радио», 1919), воспоминания «Маяковский в первой олимпиаде футуристов» (1997).
Владимир Маяковский. Портрет Вадима Баяна. 1914