#Русские драматурги 19 века
Русские драматурги 19 века
Тег

Русские драматурги 19 века

Русские драматурги 19 века
Найденo 19 статей
Иннокентий Анненский. 1909
ЛитераторыЛитераторы
Анненский Иннокентий Фёдорович
А́нненский Инноке́нтий Фёдорович (1855–1909), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, педагог, филолог-классик. Автор стихотворных переводов трагедий Еврипида и комментирующих статей к ним («Театр Еврипида», 1906–1921); оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов – «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (опубликована в 1913). Лирика Анненского, стилистически близкая импрессионизму и символизму, во многом предвосхитила творческие открытия акмеистов и футуристов (поэтические сборники «Тихие песни», 1904; «Кипарисовый ларец», 1910). Для стиля Анненского-критика (сборники эссе «Книга отражений», 1906; «Вторая книга отражений», 1909) характерны образная ассоциативность, камерность интонаций, недосказанность, прерывистость изложения.
Литераторы
Найдёнов Сергей Александрович
Найдёнов Серге́й Алекса́ндрович (1868–1922), русский драматург, театральный деятель. В своих пьесах, отразивших влияние А. П. Чехова и европейской «новой драмы» рубежа 19–20 вв., поднимал вопросы разложения купеческого уклада («Дети Ванюшина», 1901), социальной несправедливости («Блудный сын», другое название «Кто он?»; «Богатый человек»; обе 1903), положения женщины в современном обществе («Авдотьина жизнь», поставлена в 1904, опубликована в 1905), значения революции («Москва. Сцены из московской жизни», 1921, не опубл.; отрывок с сокращениями – «Красная нива», 1928, № 49) и др. Для драматургических произведений Найдёнова характерно сочетание психологической напряжённости и антимещанского пафоса с мелодраматизмом.
Сергей Найдёнов. 1905
Литераторы
Жемчужников Алексей Михайлович
Жемчу́жников Алексе́й Миха́йлович (1821–1908), русский поэт, драматург, публицист, почётный академик Петербургской академии наук (с 1900). Участвовал в создании литературной маски Козьмы Пруткова. Поэзия 1850-х гг. проникнута гражданственностью; в поздней лирике гражданская тематика («Духа не угашайте», 1888) сочетается с философским мотивом примирения со смертью как естественным законом жизни. Первый поэтический сборник – «Стихотворения» (1892), второй – «Песни старости» (1900). Сборник «Прощальные песни» издан посмертно (1908).
Алексей Жемчужников. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
Плавильщиков Пётр Алексеевич
Плави́льщиков Пётр Алексе́евич (1760–1812), русский драматург, актёр. Разрабатывал новые жанры слёзной комедии и мещанской драмы («Граф Вальтрон, или Воинская справедливость», поставлена в 1800, опубликована в 1816; «Исправление, или Добрые родственники», поставлена в 1785, опубликована в 2002). В теоретических статьях («Театр», 1792; «Рассуждение о зрелищах Древней Греции», создана в 1811, опубликована в 1816) доказывал общественную значимость театра и требовал от него «естественности» и национального своеобразия.
Пётр Борель. Портрет Петра Плавильщикова. Начало 19 в.
Литераторы
Озеров Владислав Александрович
О́зеров Владисла́в Алекса́ндрович (1769–1816), русский драматург, действительный статский советник (1804). Обновил русскую классицистическую трагедию, внеся в неё сентиментальные и романтические черты: поведение героя подчинено не долгу, а чувству; господствует не борение страстей, а сентиментальная чувствительность, которая представлена как гуманное, облагораживающее человека начало, возвышающее его над узкой моралью и религиозными предрассудками. Одна из наиболее значительных – трагедия «Димитрий Донской» (поставлена и опубликована в 1807), насыщенная аллюзиями и патриотическими тирадами; вместе с тем подверглась критике за многочисленные анахронизмы и антиисторичность образа древнерусского князя, охваченного любовными переживаниями. Среди других трагедий: «Ярополк и Олег» (поставлена в 1798, опубликована в 1828), «Эдип в Афинах» (поставлена и опубликована в 1804), «Фингал» (поставлена в 1805, опубликована в 1807).
Портрет Владислава Озерова. 1840
Литераторы
Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Кюхельбе́кер Вильге́льм Ка́рлович (1797–1846), русский писатель, критик. Учился в Царскосельском лицее (1811–1817), где его ближайшими друзьями стали А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1819) и Северного общества (с 1825). Участвовал в восстании декабристов 14 (26) декабря 1825 г. Осуждён по 1-му разряду (смертная казнь заменена на 15 лет одиночного заключения и пожизненную ссылку в Сибирь); с 1836 г. на поселении в Сибири. В заключении и ссылке вёл «Дневник» (опубликован с купюрами в 1929, полностью в 1979). В поэмах и драмах ссыльного периода преобладала религиозно-философская проблематика (поэма «Агасвер», 1832–1846, опубликована в 1878). Крупнейшее драматическое произведение Кюхельбекера – мистерия «Ижорский» (1835, 1939), итог размышлений писателя о романтическом герое; той же теме посвящена повесть «Последний Колонна» (1832–1845, опубликована в 1937). Бóльшая часть сочинений, созданных после 1825 г., собрана и издана Ю. Н. Тыняновым.
Николай Бестужев. Портрет Вильгельма Кюхельбекера
Афоризмы, устойчивые выражения
Власть тьмы
Власть тьмы, распространённая в России конца 19 – начала 20 вв. метафора, означающая негативные элементы в традиционном укладе русской жизни (главным образом сельской), в том числе мракобесие, невежество, торжество реакционных сил. Источник – заглавие драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз – всей птичке пропасть» (1886). Широкую известность получило также написанное после премьеры этой пьесы стихотворение В. А. Гиляровского:
Титульный лист пьесы «Власть тьмы». Из книги: Сочинения графа Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. Москва, 1889
Литераторы
Лейкин Николай Александрович
Ле́йкин Никола́й Алекса́ндрович (1841–1906), русский писатель, драматург. Основной жанр как мастера комического диалога и метких речевых характеристик – бытовая зарисовка с элементами карикатуры («картинка с натуры», «сценка»). Юмор Лейкина отличался отсутствием гротеска, добродушием и проповедью «здравого смысла» как социальной и психической нормы: сборники «Сцены из купеческого быта» (1871), «Шуточные сцены» (1872), «Весёлые рассказы» (1874), «Неунывающие россияне», «Шуты гороховые» (все – 1879), «Саврасы без узды», «Медные лбы» (оба – 1880), «Караси и щуки» (1883), романы «Христова невеста» (1872), «Сватовство профессора» (1892) и др.
Николай Лейкин. 1902
Литераторы
Крылов Виктор Александрович
Крыло́в Ви́ктор Алекса́ндрович (псевдоним Александров) [29.1(10.2).1838, Москва – 28.2(13.3).1906, там же; похоронен на Ваганьковском кладбище], русский драматург, переводчик, журналист, театральный деятель. Дебютировал как театральный критик (газета «Северная пчела», 1862); вёл отдел театральной хроники в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Сотрудничал в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль» и др. Первая пьеса – «Прямо набело» (1857; по мотивам повести «Полинька Сакс» А. В. Дружинина; разыграна любителями, в главной роли выступил юный М. П. Мусоргский). После успеха драмы из крепостного быта «Против течения» (1865; Александринский театр, 1865) полностью посвятил себя драматургии и, выпуская в свет по 3–4 пьесы ежегодно, занял одно из ведущих мест в репертуаре российских театров. Главные темы произведений – крестьянская и провинциальная жизнь, коррупция чиновничества, судьбы интеллигенции, женская эмансипация: комедии «К мировому!» (1870), «Змей-Горыныч» («Земцы», 1874), «Надя Муранова» («Не ко двору», 1882); драмы «В духе времени» (1877), «Горе-злосчастье» (Малый театр, 1878; опубликована в 1879). С 1880-х гг. писал в основном развлекательные пьесы: «Шалость» (Малый театр, 1880; опубликована в 1881), «Баловень» (1885; Александринский и Малый театры, 1885) и др. Сюжеты строятся вокруг любовных перипетий, сословных предрассудков, денежных неурядиц и т. п. Популярностью пользовались переработки и переводы зарубежных пьес: «На хлебах из милости» (Малый театр, 1870; источник – пьеса «Aux crochets d’un gendre» Т. Баррьера), «По духовному завещанию» (поставлена в 1871; обе опубликованы в 1871) и др. В 1893–1896 гг. начальник репертуарной части Александринского театра: отдавал предпочтение развлекательной драматургии; с его именем связано понятие «крыловщина», обозначающее репертуарную рутину. Первым в России перевёл пьесу «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга (1868). Автор русских текстов оперетт Ж. Оффенбаха («Орфей в аду», «Прекрасная Елена» и др.); либретто опер «Сын мандарина» (поставлена в 1879) и «Кавказский пленник» (поставлена в 1883) Ц. А. Кюи, либретто оперетты «Богатыри» А. П. Бородина. Участвовал в создании либретто оперы «Вильям Ратклиф» Кюи (поставлена в 1869).
Виктор Крылов. 1860-е гг.
Афоризмы, устойчивые выражения
«И в воздух чепчики бросали»
«И в во́здух че́пчики броса́ли», крылатое выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (действие 2-е, явление 5-е) из обращения А. А. Чацкого к П. А. Фамусову с критикой глупого преклонения перед людьми в мундирах. Впоследствии стало использоваться для передачи иронической характеристики общественного подъёма. Фраза восходит к французской идиоме, которая буквально означает «бросать свой чепчик за мельницы» (франц. Jeter son bonnet par-dessus les moulins) и используется для обозначения женщин, пустившихся во все тяжкие, в разгул, пренебрегающих общественным мнением.
Литература
1
2