#Русские писатели рубежа 19–20 вв.
Русские писатели рубежа 19–20 вв.
Тег

Русские писатели рубежа 19–20 вв.

Русские писатели рубежа 19–20 вв.
Найденo 30 статей
Литераторы
Минский Николай Максимович
Ми́нский Никола́й Макси́мович (1856–1937), русский писатель, переводчик, публицист. Ведущие мотивы ранней лирики – уныние, больная совесть, красота самопожертвования: поэмы «Белые ночи», «Последняя исповедь» (обе – 1879), «Гефсиманская ночь» (1884, опубликована в 1899) и др. В статье «Старинный спор» (1884) предвосхитил декларации символизма, в книгах «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890) и «Религия будущего. Философские разговоры» (1901–1903) разработал теорию т. н. меонизма, основанную на отказе от веры в Бога и постулирующую в качестве сверхзадачи самообожествление человеческого «я». Один из инициаторов и активных участников Религиозно-философских собраний (1901–1903). Переводил произведения Г. Флобера, Мольера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Б. Шелли, П. Верлена и др. Главный переводческий труд – «Илиада» Гомера (1896).
Николай Минский
Литераторы
Немирович-Данченко Василий Иванович
Немиро́вич-Да́нченко Васи́лий Ива́нович [1844(1845)–1936], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Среди наиболее значимых произведений: очерки о путешествиях «Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами» (1874), «По Волге» (1877), «В гостях» (о Кавказе), «Святые горы» (оба – 1880), «Крестьянское царство» (1882, о Валаамском монастыре), «Кама и Урал» (1890), «Дагестанские захолустья» (1894), «Племена глухих углов» (1902), «После войны» (1880), «Очерки Испании» (1888), «По Германии и Голландии» (1893), «Под африканским небом» (1896), «Край Марии Пречистой» (1902), военные очерки и рассказы «Год войны 1877–1878. Дневник русского корреспондента» (1878–1879), «Скобелев. Личные воспоминания и впечатления» (1882), «Незаметные герои» (1889), «На войну. (От Петербурга до Порт-Артура). Из писем с дороги» (1904), «С вооружённым народом» (1913).
Василий Немирович-Данченко. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
Сологуб Фёдор
Сологу́б Фёдор (1863–1927), русский писатель. Принадлежал к т. н. старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. Лирика проникнута противопоставлением мечты и действительности, богоборческими мотивами, утверждением всесильной творчески активной личности; ей присущи ритмическая изысканность и прозрачность стиля: сборники «Пламенный круг» (1908), «Костёр дорожный», «Соборный благовест» (оба – 1922) и др. Сборники кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906) предвосхитили поэтику абсурда и жанровые поиски ОБЭРИУ. Вершина творчества – роман «Мелкий бес» (отдельное издание – 1907), острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте. Среди других сочинений – пьесы, публицистика, переводы.
Литература
Литераторы
Ремизов Алексей Михайлович
Ре́мизов Алексе́й Миха́йлович (1877–1957), русский писатель. Книги «Посолонь» и «Лимонарь» (обе – 1907) представляют собой попытку преображения фольклорного и древнерусского «материала» в модернистском ключе. В романах («Пруд», «Часы», оба – 1908) и повестях («Крестовые сёстры», 1910; «Пятая язва», 1912) выразилось трагическое миросозерцание писателя, близкое к философии экзистенциализма. В пьесах «Бесовское действо над некиим мужем» (поставлена в 1907), «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1909) и других Ремизов синтезировал древний миф, элементы средневековой мистерии и театральный язык начала 20 в. Авангардный характер носит роман-хроника революционных лет «Взвихрённая Русь» (1927). Сборник статей «Огонь вещей» (1954) – о роли сновидений в художественной литературе. Творчество Ремизова, отмеченное поиском новых средств синтаксической и лексической выразительности, оказало значительное влияние на прозу Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина, Л. М. Леонова, К. А. Федина, М. М. Зощенко и др.
Алексей Ремизов
Афоризмы, устойчивые выражения
Власть тьмы
Власть тьмы, распространённая в России конца 19 – начала 20 вв. метафора, означающая негативные элементы в традиционном укладе русской жизни (главным образом сельской), в том числе мракобесие, невежество, торжество реакционных сил. Источник – заглавие драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз – всей птичке пропасть» (1886). Широкую известность получило также написанное после премьеры этой пьесы стихотворение В. А. Гиляровского:
Титульный лист пьесы «Власть тьмы». Из книги: Сочинения графа Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. Москва, 1889
Литераторы
Бунин Иван Алексеевич
Бу́нин Ива́н Алексе́евич (1870–1953), русский писатель, переводчик. Почётный академик Петербургской академии наук. Лауреат Нобелевской премии по литературе. С 1920 г. в эмиграции. В поэзии продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал гибель дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1912), забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915), трагизм человеческого существования («Митина любовь», 1925; книга «Тёмные аллеи», 1943). Открытым неприятием Октябрьской революции пронизан цикл очерков «Окаянные дни» (публиковались в периодике с 1925). Ушедшую Россию воссоздал в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1928–1939) и мемуарах. Перевёл «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло.
Иван Бунин. 1933
Общественные организации
Кружок ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви
Кружо́к и́щущих христиа́нского просвеще́ния в ду́хе правосла́вной Христо́вой Це́ркви, религиозно-философское объединение московских интеллектуалов (1907–1917). Учреждён по инициативе М. А. Новосёлова (председатель), Ф. Д. Самарина, В. А. Кожевникова и др. Среди членов кружка – Феодор (Поздеевский), А. А. Корнилов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский. С кружком сотрудничали И. И. Фудель, Л. А. Тихомиров, С. Н. Дурылин и др. Основные задачи: воцерковление участников, братское общение, просветительская работа на благо Русской Церкви. Главные формы деятельности – чтения, беседы, личное общение.
История
Литераторы
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережко́вский Дми́трий Серге́евич (1865–1941), русский писатель, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, переводчик. Один из основоположников русского символизма. Среди наиболее значимых произведений: поэтический сборник «Символы (Песни и поэмы)» (1892); сборник литературно-критических эссе «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы» (1896); романы «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1896), «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1901), «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905); религиозно-философские сочинения («Тайна Трёх: Египет и Вавилон», 1925, и др.).
Дмитрий Мережковский. 1902. Фото: М. П. Дмитриев
Литераторы
Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
Га́рин-Михайло́вский Никола́й Гео́ргиевич (1852–1906), русский писатель, инженер-путеец. Наиболее значительные произведения – повести «Детство Тёмы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (опубликована в 1907), составившие тетралогию, в центре которой – осмысление этапов становления личности, поиски героем своего места в жизни. Занимался строительством железных дорог в Закавказье, Бессарабии, на Урале, в Сибири и др.
Николай Гарин-Михайловский. 1892
1
2
3