#Русские писатели рубежа 19–20 вв.Русские писатели рубежа 19–20 вв.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегРусские писатели рубежа 19–20 вв.Русские писатели рубежа 19–20 вв.Найденa 31 статьяЛитераторыЛитераторы Гиппиус Зинаида НиколаевнаГи́ппиус Зинаи́да Никола́евна (1869–1945), русская поэтесса, прозаик, драматург, критик и публицист, литературно-общественный деятель. Основная проблематика творчества – религиозно-философские вопросы, в частности тема истинной любви к Богу, принципы «Третьего Завета» и их воплощение в жизненной практике (драма «Святая кровь», 1900; роман «Роман-царевич», 1913; рассказы и стихотворения); нравственные размышления в их тесной связи с социальными темами [романы «Без талисмана», 1896; «Победители», 1898; драмы «Нет и да (Грубые сцены)», 1906; «Зелёное кольцо», 1916 и др.]; изучение психологического устройства личности и природы любовного чувства (роман «Сумерки духа», 1900; рассказы конца 1920-х – начала 1930-х гг., составившие «Мемуары Мартынова» и др.). Автор книги воспоминаний «Живые лица» (1925) и др. Её литературно-критическая и публицистическая деятельность сыграла важную роль в культуре Серебряного века.Литераторы Ватсон Мария ВалентиновнаВа́тсон Мари́я Валенти́новна (урождённая де Роберти де Кастро де ла Серда, португ. De Roberti de Castro de la Cerda) (1853–1932), русская писательница, переводчица. Автор статьи «Португалия и её литература» (1890), одного из наиболее крупных исследований литературы Португалии своего времени. Окончила Смольный институт благородных девиц (1865). Автор переводов с испанского, итальянского, португальского, английского, немецкого и французского языков для таких журналов, как «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Русская мысль», «Русское богатство» и др. Стала первым автором полного перевода романа «Дон Кихот», а также приключенческого романа «Приёмыш обезьяны», посвящённого литературному герою Тарзану.Литераторы Минский Николай МаксимовичМи́нский Никола́й Макси́мович (1856–1937), русский писатель, переводчик, публицист. Ведущие мотивы ранней лирики – уныние, больная совесть, красота самопожертвования: поэмы «Белые ночи», «Последняя исповедь» (обе – 1879), «Гефсиманская ночь» (1884, опубликована в 1899) и др. В статье «Старинный спор» (1884) предвосхитил декларации символизма, в книгах «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890) и «Религия будущего. Философские разговоры» (1901–1903) разработал теорию т. н. меонизма, основанную на отказе от веры в Бога и постулирующую в качестве сверхзадачи самообожествление человеческого «я». Один из инициаторов и активных участников Религиозно-философских собраний (1901–1903). Переводил произведения Г. Флобера, Мольера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Б. Шелли, П. Верлена и др. Главный переводческий труд – «Илиада» Гомера (1896).Литераторы Немирович-Данченко Василий ИвановичНемиро́вич-Да́нченко Васи́лий Ива́нович [1844(1845)–1936], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Среди наиболее значимых произведений: очерки о путешествиях «Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами» (1874), «По Волге» (1877), «В гостях» (о Кавказе), «Святые горы» (оба – 1880), «Крестьянское царство» (1882, о Валаамском монастыре), «Кама и Урал» (1890), «Дагестанские захолустья» (1894), «Племена глухих углов» (1902), «После войны» (1880), «Очерки Испании» (1888), «По Германии и Голландии» (1893), «Под африканским небом» (1896), «Край Марии Пречистой» (1902), военные очерки и рассказы «Год войны 1877–1878. Дневник русского корреспондента» (1878–1879), «Скобелев. Личные воспоминания и впечатления» (1882), «Незаметные герои» (1889), «На войну. (От Петербурга до Порт-Артура). Из писем с дороги» (1904), «С вооружённым народом» (1913).Литераторы Сологуб ФёдорСологу́б Фёдор (1863–1927), русский писатель. Принадлежал к т. н. старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. Лирика проникнута противопоставлением мечты и действительности, богоборческими мотивами, утверждением всесильной творчески активной личности; ей присущи ритмическая изысканность и прозрачность стиля: сборники «Пламенный круг» (1908), «Костёр дорожный», «Соборный благовест» (оба – 1922) и др. Сборники кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906) предвосхитили поэтику абсурда и жанровые поиски ОБЭРИУ. Вершина творчества – роман «Мелкий бес» (отдельное издание – 1907), острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте. Среди других сочинений – пьесы, публицистика, переводы.Литераторы Ремизов Алексей МихайловичРе́мизов Алексе́й Миха́йлович (1877–1957), русский писатель. Книги «Посолонь» и «Лимонарь» (обе – 1907) представляют собой попытку преображения фольклорного и древнерусского «материала» в модернистском ключе. В романах («Пруд», «Часы», оба – 1908) и повестях («Крестовые сёстры», 1910; «Пятая язва», 1912) выразилось трагическое миросозерцание писателя, близкое к философии экзистенциализма. В пьесах «Бесовское действо над некиим мужем» (поставлена в 1907), «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1909) и других Ремизов синтезировал древний миф, элементы средневековой мистерии и театральный язык начала 20 в. Авангардный характер носит роман-хроника революционных лет «Взвихрённая Русь» (1927). Сборник статей «Огонь вещей» (1954) – о роли сновидений в художественной литературе. Творчество Ремизова, отмеченное поиском новых средств синтаксической и лексической выразительности, оказало значительное влияние на прозу Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина, Л. М. Леонова, К. А. Федина, М. М. Зощенко и др.Афоризмы, устойчивые выражения Власть тьмыВласть тьмы, распространённая в России конца 19 – начала 20 вв. метафора, означающая негативные элементы в традиционном укладе русской жизни (главным образом сельской), в том числе мракобесие, невежество, торжество реакционных сил. Источник – заглавие драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз – всей птичке пропасть» (1886). Широкую известность получило также написанное после премьеры этой пьесы стихотворение В. А. Гиляровского:Литераторы Бунин Иван АлексеевичБу́нин Ива́н Алексе́евич (1870–1953), русский писатель, переводчик. Почётный академик Петербургской академии наук. Лауреат Нобелевской премии по литературе. С 1920 г. в эмиграции. В поэзии продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал гибель дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1912), забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915), трагизм человеческого существования («Митина любовь», 1925; книга «Тёмные аллеи», 1943). Открытым неприятием Октябрьской революции пронизан цикл очерков «Окаянные дни» (публиковались в периодике с 1925). Ушедшую Россию воссоздал в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1928–1939) и мемуарах. Перевёл «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло.Общественные организации Кружок ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой ЦерквиКружо́к и́щущих христиа́нского просвеще́ния в ду́хе правосла́вной Христо́вой Це́ркви, религиозно-философское объединение московских интеллектуалов (1907–1917). Учреждён по инициативе М. А. Новосёлова (председатель), Ф. Д. Самарина, В. А. Кожевникова и др. Среди членов кружка – Феодор (Поздеевский), А. А. Корнилов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский. С кружком сотрудничали И. И. Фудель, Л. А. Тихомиров, С. Н. Дурылин и др. Основные задачи: воцерковление участников, братское общение, просветительская работа на благо Русской Церкви. Главные формы деятельности – чтения, беседы, личное общение.Литераторы Мережковский Дмитрий СергеевичМережко́вский Дми́трий Серге́евич (1865–1941), русский писатель, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, переводчик. Один из основоположников русского символизма. Среди наиболее значимых произведений: поэтический сборник «Символы (Песни и поэмы)» (1892); сборник литературно-критических эссе «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы» (1896); романы «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1896), «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1901), «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905); религиозно-философские сочинения («Тайна Трёх: Египет и Вавилон», 1925, и др.). 1234