#Писатели русского зарубежья
Писатели русского зарубежья
Тег

Писатели русского зарубежья

Писатели русского зарубежья
Найденo 44 статьи
Литераторы
Газданов Гайто
Газда́нов Гайто́ (1903–1971), русский писатель, литературный критик. Творчеству свойственны нарочитая бесфабульность, организация повествования по законам лирики, созерцательность, принцип «двойного бытия», субъективное преображение действительности, смещение фокуса внимания на движение чувств героя, интерес к пограничным состояниям сознания (сон, медитация, воспоминания), мотив «чуждой» судьбы и др. Широкую известность и признание получил благодаря роману «Вечер у Клэр» (1930). В поздней прозе экспериментировал с жанрами («Призрак Александра Вольфа», 1947–1948; «Возвращение Будды», 1949–1950, и др.), в ней с особой остротой звучат экзистенциальные вопросы и движение повествования предопределяет философия фатализма. Характеризуя художественный метод писателя, а также отмечая его интегрированность в европейскую культуру, эмигрантская критика нарекла Газданова русским Прустом.
Гайто Газданов
Литераторы
Довид Кнут
До́вид Кнут (1900–1955), русский поэт, прозаик. Один из самых знаменитых поэтов русского Парижа, участник эмигрантских объединений («Гатарапак», «Палата поэтов», «Союз молодых поэтов и писателей» и др.) и основных периодических изданий («Современные записки», «Числа», «Круг», «Русские записки» и др.). В ранних поэтических сборниках «Моих тысячелетий» (1925), «Вторая книга стихов» (1928) воссоздал мир ветхозаветных чувственных переживаний, в сборниках 1930-х гг. «Парижские ночи» (1932) и «Насущная любовь» (1938) отразил трагические переживания своего современника. Участник движения Сопротивления.
Довид Кнут. 1950-е гг.
Литераторы
Ладинский Антонин Петрович
Лади́нский Антони́н Петро́вич [1895 (однако сам Ладинский указывал 1896) – 1961], русский поэт, прозаик, журналист. Участвовал в Первой мировой войне 1914–1918 гг. в чине прапорщика, затем в Гражданской войне 1917–1922 гг. на стороне Белой армии (подпоручик). С 1920 г. в эмиграции: сначала в Египте, с 1924 г. в Париже. С 1926 г. сотрудник парижской газеты «Последние новости» (телефонист, корреспондент). Один из основателей Союза молодых поэтов и писателей (1925–1940). Поэтические сборники: «Чёрное и голубое» (1931), «Северное сердце» (1931), «Стихи о Европе» (1937) и др. Автор исторических романов об упадке Римской империи «XV легион» (1937, в переработанном виде – «В дни Каракаллы», 1961), о Византии и Киевской Руси «Голубь над Понтом» (1938; в переработанном виде – «Когда пал Херсонес», 1959) и др., путевых очерков «Путешествие в Палестину» (1937). Представитель неоромантизма. В романистике Ладинского преобладает лирическое начало (отсутствие фабулы, единство настроения), в лирике – эпическое (разнообразные маски поэтического «я» актуализируют историко-культурные коды и стирают временные границы). Сотрудник газеты «Советский патриот» (1945–1948). Принял советское гражданство (1946). С 1950 г. в ГДР. С 1955 г. в Москве.
Коллаж из дневника Антонина Ладинского «Путешествие в Италию». 1948
Литераторы
Алексей Ачаир
Алексе́й Ачаи́р (настоящие имя, отчество и фамилия Алексей Алексеевич Грызов) (1896–1960), русский поэт. Родился в станице Ачаир (ныне село в Омской области) в семье сибирских казаков. Окончил 1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус (1914); учился в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева; не окончил). Во время Гражданской войны 1917–1922 гг. воевал на стороне Белой армии, участвовал в Сибирском Ледяном походе. С 1923 г. в Харбине. Секретарь образовательного отдела Христианского союза молодых людей. Создатель и руководитель (1926–1933) литературного кружка «Молодая Чураевка». Тематически близок поэтам Н. Н. Евсееву, А. М. Перфильеву, Н. Н. Туроверову. Ведущие темы творчества – культура и история сибирского казачества, изгнание, ностальгия по России. В поэме «Казаки» (1927, издана в 1929) прослеживается подражание М. И. Цветаевой, встречаются элементы советской авангардной поэзии (В. В. Маяковский, И. Л. Сельвинский). Поэтические сборники: «Первая» (1925), «Лаконизмы» (1937, четверостишия философского содержания; в дальнейшем в афористичной форме не писал), «Тропы» (1939) и др. В 1945 г. репатриирован, провёл 10 лет в лагерях Воркуты. С 1955 г. жил в спецпоселении Байкит (Красноярский край), с 1959 г. – в Новосибирске.
Алексей Ачаир. 1960
Литераторы
Набоков Владимир Владимирович
Набо́ков Влади́мир Влади́мирович (1899–1977), русский и американский писатель, литературный критик, переводчик, учёный-энтомолог. С 1919 г. за границей. Писал на русском и английском языках. Лирика отмечена экспрессивностью образов, романтическим настроением, ориентацией на русскую поэтическую традицию 19 в. В прозе соединил ностальгически окрашенный образ потерянной России с изображением современной Европы и эмигрантского быта (роман «Машенька», 1926, и др.). Главный русскоязычный роман – «Дар» (1937–1938); в центре – переплетение судеб Н. Г. Чернышевского и его биографа, молодого писателя. В романе «Лолита» (1955) история запретной страсти соседствует с сатирическим изображением американской глубинки. Перевёл на русский язык произведения П. Верлена, Дж. Байрона, А. де Мюссе и др.; на английский – «Слово о полку Игореве», роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Среди других сочинений: пьесы; мемуарная проза; статьи по энтомологии.
Владимир Набоков. 1974
Литераторы
Максимов Владимир Емельянович
Макси́мов Влади́мир Емелья́нович (1930–1995), русский писатель, драматург, переводчик. В 1974 г. эмигрировал во Францию, жил в Париже. Основатель и главный редактор (1974–1992) журнала «Континент», объединившего представителей эмиграции «третьей волны». Литературную известность принесли появившиеся сначала в самиздате, а затем изданные на Западе романы, критически представлявшие советскую действительность: «Семь дней творения» (1971) и «Карантин» (1973). Среди других известных произведений: автобиографическая дилогия «Прощание из ниоткуда» (1982), романы «Ковчег для незваных» (1979), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочеванье до смерти» (1994).
Владимир Максимов. 1963
Литераторы
Ремизов Алексей Михайлович
Ре́мизов Алексе́й Миха́йлович (1877–1957), русский писатель. Книги «Посолонь» и «Лимонарь» (обе – 1907) представляют собой попытку преображения фольклорного и древнерусского «материала» в модернистском ключе. В романах («Пруд», «Часы», оба – 1908) и повестях («Крестовые сёстры», 1910; «Пятая язва», 1912) выразилось трагическое миросозерцание писателя, близкое к философии экзистенциализма. В пьесах «Бесовское действо над некиим мужем» (поставлена в 1907), «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1909) и других Ремизов синтезировал древний миф, элементы средневековой мистерии и театральный язык начала 20 в. Авангардный характер носит роман-хроника революционных лет «Взвихрённая Русь» (1927). Сборник статей «Огонь вещей» (1954) – о роли сновидений в художественной литературе. Творчество Ремизова, отмеченное поиском новых средств синтаксической и лексической выразительности, оказало значительное влияние на прозу Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина, Л. М. Леонова, К. А. Федина, М. М. Зощенко и др.
Алексей Ремизов
Литераторы
Солженицын Александр Исаевич
Солжени́цын Алекса́ндр Иса́евич (1918–2008), русский писатель, публицист, общественный деятель; академик Российской академии наук (1997). Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему – сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матрёнин двор» (1963), повестей «В круге первом», «Раковый корпус» (обе – 1968), вобравших собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., арест, лагеря (1945–1953), ссылка (1953–1956). В беспрецедентном по объёму материала произведении о репрессиях в советскую эпоху «Архипелаг ГУЛАГ: опыт художественного исследования» (1973) соединил черты исторического труда, собрания мемуаров, личного исповедального свидетельства и художественного повествования. В творчестве, сочетающем традиции русской классической литературы с элементами модернистской поэтики, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В 10-томном «Красном колесе» (1971–1991) на огромном фактическом материале рассматривал причины Февральской и Октябрьской революций 1917 г., обосновывал возможность альтернативного исторического развития России. В автобиографической книге «Бодался телёнок с дубом» (1975) воссоздал общественную и литературную борьбу 1960-х – начала 1970-х гг., вызванную публикацией его сочинений в СССР. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).
Александр Солженицын. Середина 20 в.
1
2
3
4
5