Мексика. Население
Населе́ние Ме́ксики, демографическая характеристика, этнический и религиозный состав населения Мексиканских Соединённых Штатов.
Этнический состав
Основное население страны – мексиканцы (все граждане страны). По данным переписи 2020 г., иностранцы составляют около 1 % населения. Среди них наиболее многочисленны граждане США (65,8 % от общего числа иностранцев), проживают также выходцы из Гватемалы (4,7 %), Венесуэлы (4,4 %), Колумбии, Гондураса, Кубы и других стран.
Мексиканцы индейского происхождения составляют примерно 10 % всего населения, 6,1 % населения владеют каким-либо индейским языком (из них 11,8 % не владеют испанским языком). Мексиканцы африканского происхождения составляют около 2 % населения (из них 7,4 % в какой-то степени владеют одним из индейских языков).
Наиболее многочисленные индейские группы: народы, говорящие на юто-астекских языках (в том числе группа народов науа, включающая ацтеков – самый многочисленный индейский народ Мексики, пипили и др.), сонорские народы (в том числе майо, тараумара); на юге – народы ото-манге (в том числе сапотеки, масауа, миштеки, отоми, масатеки, тлапанеки, чинантеки), на юго-востоке – майя (в том числе юкатеки, цоцили, цельтали, чоли, уастеки, чонтали, тохолабали, чухи, маме, хакальтеки, канхобали, лакандоны), тотонаки, тепеуа, михе-соке (михе, пополуки, соке), на юго-западе (штат Мичоакан) – тараски, на северо-западе (штат Нижняя Калифорния) – хока (кумиаи, паипаи, кокопа, килиуа), на северо-востоке (штаты Коауила и Сонора) – алгонкиноязычные кикапу.
Демографическая характеристика
Высокие темпы прироста населения обеспечивались за счёт высокой рождаемости. Так, в 1950-х гг. в Мексике проживало порядка 26 млн человек, к 1980-м гг. численность мексиканцев составила 67 млн, а к 2021 г. – 130,2 млн человек. Прогнозируется дальнейший рост численности населения.
Естественный прирост населения составляет 11,8 ‰ (2021; 15,0 ‰ в 2010). Рождаемость 17,3 ‰ (2021, 92-е место в мире, между Израилем и Американским Самоа; 20,2 ‰ в 2010). Смертность 5,4 ‰ (2021, 182-е место, между Бангладеш и Узбекистаном; 5,2 ‰ в 2010). Коэффициент фертильности равен 2,1 ребёнка на 1 женщину (2021, 91-е место, между Аргентиной и Джибути; 2,34 ребёнка на 1 женщину в 2010). Младенческая смертность 12,0 ‰ (2023, 114-е место, между Тонга и Саудовской Аравией), в том числе среди мальчиков 13,2 ‰, среди девочек 10,7 ‰ (2023).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 76,9 года (2021; среди мужчин 74,1 года; среди женщин 79,9 года; 92-е место, между Венгрией и Ливией). Средний возраст населения в Мексике 29,3 года (2020; у мужчин 28,2 года, у женщин 30,4 года, 132-е место, между Ямайкой и Мьянмой).
В возрастной структуре населения (2020) на детей (0–14 лет) приходится 26,0 %, на лиц трудоспособного возраста (15–64 года) – 66,3 %, на лиц старше 65 лет – 7,7 %. В половой структуре населения на 100 женщин приходится 95,7 мужчины (2020).
Около 34 % населения Мексики (2020) сконцентрировано в центре страны между штатами Халиско и Веракрус, в том числе приблизительно ¼ населения проживает в Мехико и его окрестностях – численность населения в пределах агломерации 21,9 млн человек (2021).
Средняя плотность населения в Мексике составляет 64 чел./км2 (2020). Наиболее населённые части страны (2020) – штат Мехико (17,0 млн человек), столица страны – г. Мехико (9,2 млн человек) и штат Халиско (8,3 млн человек). К наименее заселённым регионам относятся штаты Кампече (928 тыс. человек), Нижняя Калифорния Южная (798 тыс. человек), Колима (731 тыс. человек).
Тысячи жителей стран Центральной Америки и Карибского бассейна пытаются пересечь мексиканскую границу с целью найти работу и осесть – как в Мексике, так и в США. До 84,8 % от общего числа мигрантов, прибывающих в Мексику, стремятся пересечь северную границу страны с целью оказаться на территории США. Власти Мексики оперативно пресекают нелегальные попытки перехода северной границы. Число задержаний в 2022 г. составило около 444 тыс., что на 44 % больше показателей предыдущего года. Также изменился миграционный профиль нелегалов: «северный треугольник» Центральной Америки (Гондурас, Сальвадор и Гватемала) теряет свои лидирующие позиции, однако продолжает оставаться перевалочным пунктом для мигрантов из Венесуэлы, Кубы, Никарагуа, Колумбии, Эквадора, Гаити, стран Африки, Азии. Известны случаи отдельных попыток нелегального перехода с участием европейцев (включая выходцев из России и с Украины).
Число беженцев (по стране происхождения): Венесуэла – около 83 тыс. человек (2021, включая венесуэльцев, попросивших убежище, признанных беженцами или получивших иное законное право на пребывание в стране); Гондурас – 15,7 тыс. человек (2022); Сальвадор – 9,2 тыс. человек (2022). Внутренне перемещённые лица – 357 тыс. человек (2022). Власти США усилили меры безопасности и мониторинга легального и нелегального пересечения границы с Мексикой людьми, транспортными средствами, а также отслеживания контрабанды товаров.
Крупнейшие агломерации после столицы (млн человек; 2020) – Гвадалахара (5,3), Монтеррей (5,3), Пуэбла (3,2), Толука (2,4) и Тихуана (2,2). Всего в городах проживает 81 % жителей страны (2021).
Численность экономически активного населения составляет около 60,1 млн человек (доля занятых в экономике 60,8 %; 1-й квартал 2023). В структуре занятости населения преобладает сфера услуг (55,5 %), доля сельского хозяйства – 26,1 %, промышленности – 18,4 % (2021).
Уровень безработицы в стране 3,3 % (2022; 3,8 % в 2021). Коэффициент Джини 0,368 (2018, 85-е место, между Мавританией и Узбекистаном; 0,483 в 2008). Доля жителей, проживающих за чертой бедности, 43,9 % (2020; 41,9 % в 2018).
Религия
В последние десятилетия в Мексике наблюдается уменьшение доли католиков и рост доли протестантов, а также тех, кто не относит себя к какой-либо религиозной группе. По данным переписи 2020 г., 77,7 % жителей Мексики исповедуют католичество, 11,2 % являются последователями различных направлений протестантизма, 8,1 % не имеют религиозной принадлежности (88,0 %, 5,2 %, 3,5 % в 2000 соответственно), 2,5 % являются верующими, но не относят себя ни к одной из религиозных групп.
Структура Римско-католической церкви в Мексике включает 99 диоцезов, из них 19 имеют статус архидиоцезов. Из восточнокатолических церквей в Мексике представлены Армянская, Маронитская и Мелькитская церкви. Мексика имеет представительство в Конференции католических епископов Латинской Америки. Католическая община Мексики – одна из самых многочисленных в мире и уступает по численности только бразильской. Самый низкий процент католического населения (54 %) установлен в штате Чьяпас.
С 1960-х гг. влиятельным движением в мексиканском католичестве стала теология освобождения. Она стала источником вдохновения для одного из наиболее значимых общественных движений в Латинской Америке – движения сапатистов, которое и поныне продолжает действовать на территории штата Чьяпас. В Мексике, как и в других регионах Латинской Америки, популярно католическое харизматическое движение. Впервые это движение возникло в стране в 1970-е гг. как реакция на теологию освобождения. По данным 2014 г., последователями харизматического католичества являются 27 % жителей страны.
В Мексике, как и в других странах, где преобладает католичество, распространены марианские культы. Наиболее значимым марианским культом, официально признаваемым католической церковью, является почитание Девы Марии Гваделупской (исп. Virgen de Guadalupe, Nuestra Señora de Guadalupe). В основе культа лежит предание о явлении Девы Марии принявшему христианство ацтеку Хуану Диего в 1531 г. Её почитание распространено во всей Латинской Америке и среди латиноамериканских диаспор. Главным центром культа является базилика Святой Девы Марии Гваделупской в Мехико. Храм расположен у подножья холма Тепиак, который в дохристианскую эпоху был местом почитания богини Тонанцин (Тонацин). Культ богини-матери Тонанцин оказал влияние на формирование культа Девы Марии Гваделупской. Образ Девы Марии Гваделупской стал символом национальной идентичности и использовался движениями за национальное освобождение, в том числе в период Мексиканской революции. День Девы Марии Гваделупской празднуется в Мексике 12 декабря и является одним из наиболее значимых религиозных праздников.
Для мексиканской религиозной культуры характерен синкретизм. Значительная часть мексиканцев участвует в локальных народных культах. По данным Pew Research Center 2014 г., 60 % жителей Мексики совершают подношения народным святым и духам. В среде коренных жителей присутствуют практики шаманизма и народного целительства, которые исполняют шаманы, известные как «курандеро». Центральным элементом мексиканской народной религии являются синкретические культы святых. Народные святые и практики их почитания не признаются Римско-католической церковью. Образы народных святых часто восходят к верованиям коренных народов. Также в качестве святых могут почитаться реальные личности, к примеру Панчо Вилья. В честь народных святых возводятся святилища и алтари и читаются молитвы. Обращение к святому с просьбой сопровождается вотивным даром, в качестве которого могут использоваться свечи, табак, алкоголь. Местными производителями изготавливаются в широком ассортименте атрибуты почитания народных святых (статуэтки, свечи и посвящённые им принадлежности для магических практик). В современной Мексике одним из самых популярных народных культов является культ Святой Смерти (Santa Muerte), получивший широкое распространение в начале 2000-х гг., особенно среди бедных слоёв населения. Последователями этого культа являются около 5 % жителей Мексики (Chesnut. 2012). Со стороны правительства предпринимались попытки противостоять почитанию Святой Смерти, которые были вызваны ассоциацией этого культа с криминальной культурой.
Значимой частью мексиканской религиозной культуры является празднование Дня мёртвых (исп. Día de los Muertos). Празднования проходят в начале ноября и совпадают с католическими праздниками – Днём всех святых (1 ноября) и Днём поминовения усопших верных (2 ноября). Этот обычай получил повсеместное распространение в 20 в. В День мёртвых почитаются умершие предки, которым делаются приношения и возводятся домашние алтари, родственники посещают кладбища, проводятся карнавальные шествия. Особенности празднования имеют региональные отличия.
Значительную часть протестантской общины составляют бывшие католики. Численность протестантов наиболее высока в штатах Табаско и Чьяпас; в штате Чиуауа проживает бо́льшая часть меннонитов. Протестантизм распространён среди коренного населения. Первые протестантские общины появились в Мексике в 19 в. после того, как в Конституции 1824 г. была закреплена свобода вероисповедания. Самым многочисленным направлением является евангелическое христианство, в том числе пятидесятничество и баптизм. В числе иных протестантских деноминаций представлены лютеранство, пресвитерианство, англиканство и меннонизм. В 1995 г. Англиканская церковь Мексики стала полноправной поместной церковью в составе Англиканского содружества. В структуру церкви входят пять диоцезов. Наряду с международными церквами в Мексике существуют локальные протестантские церкви, к примеру харизматическая церковь «Свет мира» (церковь Ла-Лус-дель-Мундо, Iglesia La Luz del Mundo). В Мексике также представлены последователи адвентизма, Свидетели Иеговы (организация признана запрещённой в РФ) и мормоны.
Мусульманская община Мексики состоит как из эмигрантов, так и из местных жителей. Первая мечеть была открыта в 1989 г. в Торреоне. Бо́льшая часть мусульман сконцентрирована в Мехико; также мусульмане присутствуют в штате Чьяпас, где община состоит главным образом из представителей коренного народа цоцили. Мусульмане Мексики преимущественно являются суннитами, также присутствуют салафиты, ахмадиты и суфийские общины. Иудаизм исповедуют в основном потомки эмигрантов – ашкеназов из Европы, прибывших в Мексику в 1-й половине 20 в. В Мехико, где проживает самая многочисленная иудейская община, действует около 20 синагог.
В число религиозных меньшинств входят последователи синкретических религий африканского происхождения (сантерия), новых религиозных движений, буддисты, бахаи, индуисты (общину составляют мигранты). Среди новых религиозных движений Мексики имеются религиозные группы местного происхождения, ориентированные на реставрацию религии ацтеков.
Рекомендуемые статьи
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура Мексики