Масауа
Маса́уа, масахуа (mazahua; от науат. маса/масатль, maza/mazatl – олень; масауа/масауакатл, mazahua/mazahuacatl, буквально – люди оленей, перен. – охотники на оленей, общинники, простолюдины, ср. ацтек. масеуалли, macehualli; самоназвания – хньятрхо, jñatrjo, также хньятхо, jñatjo, буквально – имеющие свой язык, умеющие говорить, перен. – люди настоящей речи), индейский народ в Центральной Мексике. Живут на Мексиканском нагорье, в центральной части Поперечной Вулканической Сьерры, на северо-западе и в центральном регионе штата Мехико (основная индейская группа штата), а также на востоке штата Мичоакан (муниципалитеты Ситакуаро и Сусупуато), в зонах холодного и умеренного климата.
Численность 360,3 тыс. человек (2015, INEGI-CIC), из них в Мичоакане около 12,1 тыс. человек. Масауа – доминирующее по численности население в пяти сельских муниципалитетах штата Мехико. Мигранты масауа живут во многих больших городах страны: более 40 тыс. человек в Мехико, по 3–5 тыс. человек в Толуке, Гвадалахаре, Гуанахуато и других, а также в штате Калифорния (США).
Язык масауа группы отоми ветви ото-паме (западные ото-манге) семьи ото-манге. Имеет три основных диалекта: северный (темаскальсинго), южный (сан-фелипе-дель-прогресо) и мичоаканский. Родственны соседним народам – отоми, матлацинка (штат Мехико) и тлауика (окуилтекам, штат Морелос). Говорящих на масауа – 147,1 тыс. человек, около 80 % владеют также испанским языком, 3 % моноязычны (2015). Письменность на основе латинской графики. Формально католики; увеличивается число протестантов (в основном евангелистов); большая часть масауа Мичоакана – Свидетели Иеговы (организация запрещена в РФ).
Исторический очерк
Существуют гипотезы, согласно которым предки масауа и других народов ветви отоми были древнейшим населением долины Анауак (ныне территория Мехико), откуда их вытеснили племена науа в 11–13 вв.; масауа сыграли большую роль в создании государств тольтеков и аколуа в Анауаке. По версии историографов ацтеков-мешика, масауа, ведомые вождём Масатль Текуилли («Сеньор Олень»), пришли в Центральную Мексику в составе племён чичимеков. Есть основания полагать, что до 13 в. масауа занимали обширные области Анауака и горные районы на север и запад от неё (Масауакан); в 6–8 вв. составляли племенной союз с матлацинками (1,6 тыс. человек в долине Толуки, ныне штат Мехико) и тлауика (окуилтеками, 1,5 тыс. человек в Семпоале, ныне штат Морелос). В долине Матлацинка (Толука) масауа и отоми в 8–14 вв. входили в состав государства матлацинков (управлялось из крепости Теотенанго, ритуально-торговым центром была Калиштлауака). Находились в сфере влияния тольтеков. В начале 13 в. масауа были завоёваны чичимеками под предводительством Шолотля. В 13–14 вв. вошли в состав государств аколуа и тепанеков. В 1379 г. масауа стали данниками ацтеков. В 1474–1476 гг. завоёваны правителем ацтеков Ашаякатлем; восстания масауа и отоми подавлены Ауицотлем в 1484 г. В начале 16 в. масауа дважды подверглись опустошительным нападениям тарасков. В 1521 г. элита масауа стала союзницей испанцев против ацтеков. Колониальные власти поощряли переселение мешика в Масауакан и науатлизацию масауа. Участвовали в восстаниях против властей в 17 в., в борьбе за независимость в Латинской Америке в 1810–1826 гг. и в Мексиканской революции 1910–1917 гг.
Этнографическое описание
Традиционная культура типична для индейцев Мезоамерики. Около 40 % масауа занимаются подсечно-огневым земледелием в эхидо (кукуруза, тыква, фасоль, пшеница, ячмень, овёс, картофель, овощи, цветы, магей – в основном для собственного потребления); с 18 в. на орошаемых (общинных и частных) землях в долине реки Лерма пашут землю плугом с помощью быков. Разводят домашнюю птицу, коз, овец (на шерсть), свиней, коров и мулов. Охотятся на птиц, ловят рыбу, собирают плоды и листья кактуса нопаль (Opuntia cacti), выращивают агаву (из волокон-иштле делают верёвки и нитки, из сока – водку-пульке). 32 % мужчин заняты в ремёслах, работают по найму на рудниках, заводах и стройках (в основном в Мехико); 28 % женщин и мужчин заняты в уличной торговле и в сфере услуг в городах; женщины также продают тряпичные куклы в ярких народных платьях.
Одежду в древности ткали из волокон агавы (ныне в основном только сумки и пояса с орнаментом); с появлением овец в 16 в. прядут и ткут из шерсти; ткани окрашивают натуральными пигментами. Мужская одежда общемексиканского типа включает серапе. Праздничная женская одежда, для которой в городах покупаются яркие разноцветные нитки, ткани и кружева, выделяет масауа среди мексиканцев. Она состоит из блузы на кокетке с длинными рукавами, двух юбок (нижней белой длинной и верхней более короткой: лиа – из двух горизонтальных полотнищ или чинкуэте – широкой в сборку); блуза и чинкуэте, обычно из атласа одного цвета, по всем швам и краям украшены кружевами, лентами и вышивкой. Контрастного цвета передник, длинный пояс (им трижды оборачивают талию) и кечкемитль, сотканные из шерсти с ярким орнаментом, большие связки бус, крупные серьги в ушах, разноцветные ленты в косах, платок-ребосо или сомбреро на голове дополняют костюм.
Жилище одно- и двухкамерное, глинобитное, с двускатной крышей из досок; рядом – паровая баня.
Кухня общемексиканская, её особенность – любовь к лесным грибам и дикому кориандру (келите). Праздничная трапеза состоит из индейки в шоколадном соусе моле (со специями, травами и сухофруктами), пульке и сенде – напитка из перебродившего проращённого маиса с перцем чили. Сохраняются домашние ремёсла (в том числе на продажу) и межобщинная ремесленная специализация. Делают красную лощёную керамику; ткут на станках, в том числе ручном поясном; делают музыкальные инструменты (барабаны, флейты, скрипки, гитары) и маски; плетут сомбреро и игрушки из соломы; делают украшения из серебра (серьги в виде полумесяца – обязательный подарок жениха невесте). Домохозяйства образуют близкородственные малые, местами расширенные семьи и малые локализованные патрилиниджи. Каждая община (состоит из ранчерий, альдей и одного пуэбло-кабесеры) имеет совет старейшин (тсита), «водного судью» (следит за распределением воды) и двух лидеров – неформального (д'аншонихи) и официального, обладающего жезлом власти (хньюдиеса).
Важную роль играет компадразго (избираемые из ладино крёстные, компадре и комадре, помогают детям в их жизни), а также сложившиеся в 16–17 вв. общественно-ритуальные институты: 1) каргодоров-мбете – избираемых должностных лиц разных рангов (помогают священникам в отправлении культа святого патрона общины; особую роль играет барабанщик-мбетамбо); 2) майордомов (мартома) – избираемых ежегодно организаторов и руководителей общинных праздников, танцевально-драматических представлений, шествий и паломничеств к священным горам и озёрам (находят музыкантов, покупают пиротехнику и др.).
Религия является смесью доиспанских и католических верований. Масауа поклоняются духам природы (кхими, мение), предкам и христианским святым. На праздниках святых патронов общин происходит обряд смены майордомов. Праздники календарного цикла связаны с культом плодородия. Церемония благословения Нового огня (19 марта) отмечает приход весны и начало года по древнему календарю; проводится на площади, в круге с деревом-столбом в центре; около него разжигается костёр, от которого зажигаются свечи. На праздниках Святого Креста (1–3 мая) и покровителя крестьян святого Исидора Пахаря (14–15 мая) молятся о дождях и успехе полевых работ, поклоняются Кресту как мировому древу – дарителю дождя; перед домами и на полях устанавливают каркасы с цветами и голубями из теста, ожерельями цветов украшают быков, мулов и ослов, красными гладиолусами – часовни. На празднике Шита Корпус («Старого тела», Тела Христова; июнь – июль) разыгрывается древний миф о «стариках» (шита, предках), которые возвращаются домой после долгого путешествия и молят богов о дождях и урожае. У озёр и на мильпах в жертву приносят куриц и цветы, сжигают копал (ароматическая смола деревьев семейства бурзеровых), втыкают в землю жезлы как символы плодородия. В августе у рек, озёр и колодцев совершают приношения духам воды. День Всех Святых и День Всех Душ (1 и 2 ноября; на эти же даты в Мексике приходится День мёртвых) совпадает с ежегодным возвращением в хвойные леса в горах бабочек-монархов (Danaus plexippus; их заповедники – на землях масауа на границе штатов Мичоакан и Мехико), которых масауа считают душами предков. Их встречают и провожают шествиями; на алтарях, украшенных цветами, лентами и бумажными флажками с вырезанными на них узорами, душам ставят еду и питьё.
Все праздники сопровождаются ритуально-драматическими представлениями и шествиями в разноцветных костюмах и масках под музыку. Главные танцы – «Шита», «Пастушки» (танцоры топают и бьют по земле посохами с бубенцами и лентами), «Трубящие в раковины» («Мавры и Христиане»; используется витая морская раковина – древний ритуальный и военный инструмент), «Сантьягерос» (в честь святого Иакова Мавроборца), «Погонщики мулов». Мифы, сказки и легенды рассказывают о происхождении Тцинана от матери-Луны и отца-Солнца, о главной защитнице Тцинана (она же Луна и Дева Мария), о мудром старом Куе'уэе, койоте, который из горной пещеры принёс людям огонь и кукурузу.