Мексика. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ме́ксики, художественная культура Мексики.
Доколумбов период
В современных границах Мексики (север страны, штат Оахака, п-ов Юкатан) сохранились памятники первобытного искусства, в том числе живописи. Наиболее известные из них – наскальные росписи на п-ове Калифорния (cтиль гран-мураль). Важнейший ансамбль калифорнийских росписей – в пещере Ла-Пинтада (штат Сонора). Росписи в горном массиве Сьерра-де-Сан-Франсиско (штат Нижняя Калифорния Южная) включены в список Всемирного наследия.
В конце 2-го тыс. до н. э. – начале 16 в. в границах современной Мексики находился центр мезоамериканских цивилизаций, здесь находится подавляющее большинство их памятников. Многие основополагающие черты архитектуры и искусства Мезоамерики выразились в произведениях ольмекской культуры, средоточием которой были восточные районы штата Веракрус и западная часть штата Табаско. Церемониальные центры имели продуманную планировку, согласно которой там располагались круглые и квадратные в плане пирамиды, площадки для ритуальной игры в мяч. Скульптуры из разных видов камня обычно отличаются высочайшим уровнем обработки и исключительной выразительностью («Сеньор из Лас-Лимас», Антропологический музей, Халапа, штат Веракрус; «Борец», Национальный музей антропологии, Мехико, далее – НМА); для трактовки образов характерны плоскостные лица и миндалевидные глаза. Наиболее известны колоссальные головы-монолиты. Найденные в Сан-Лоренсо (десять скульптур; бо́льшая часть – в Антропологическом музее в Халапе, две – в НМА, одна – в музее Сан-Лоренсо-Теночтитлан) и Ла-Венте (четыре скульптуры; все – в г. Вильяэрмоса: три – в музее Ла-Вента и одна – в Музее штата Табаско) отличаются по стилю от голов из Трес-Сапотес (две скульптуры; одна – в музее в Трес-Сапотес, одна – в музее в Сантьяго-Тустла) и Ла-Кобаты (одна скульптура, крупнейшая из всех, 3,4 м высотой, установлена на площади г. Сантьяго-Тустла). Влияние ольмекской культуры распространялось весьма широко; важные памятники в ольмекском стиле есть на территории штатов Морелос (Чалькацинго, около 1200–450 до н. э.) и Герреро (Теопантекуанитлан, около 1000–800 до н. э.).
В долине Оахаки процветала культура сапотеков, важнейшим центром которой был Монте-Альбан (включён в список Всемирного наследия), ставший столицей их государства во 2 в. до н. э. На высоком холме был возведён монументальный церемониальный центр с необычным диагонально ориентированным Зданием J в центре; к тому же времени относятся многочисленные плоские каменные рельефы с изображением приносимых в жертву обнажённых пленников (т. н. танцоры). К 900–1000 гг. город забросили, однако его церемониальный центр продолжал использоваться миштеками, ко времени которых относится одна из важнейших в Мезоамерике гробница 7 с богатейшим инвентарём, в том числе инкрустированным черепом и масками из бирюзы, а также многочисленными миштекскими золотыми изделиями, относящимися к наиболее редким образцам мезоамериканской обработки металла. Комплекс поздних построек с геометрическими орнаментами сохранился в другом сапотекском центре – Митле.
Крупнейшим городом и важнейшим культурным центром центральной Мексики был Теотиуакан (близ современного Мехико; включён в список Всемирного наследия), расцвет которого пришёлся на 100–550 гг. Несмотря на географическую ограниченность его политической власти, он оказал огромное культурное влияние на все соседние культуры вплоть до майя. Теотиуакан представляет собой грандиозный архитектурный ансамбль, включающий две наиболее крупные пирамиды – Солнца и Луны, а также построенный по системе «откос-доска» (исп. talud-tablero) храм Кецалькоатля, декорированный выразительными головами богов Тлалока и Кецалькоатля. В разбросанных у подножия пирамид жилых и культовых постройках сохранилось большое количество монументальной живописи. Высокого уровня развития достигла скульптура (колоссальная статуя Великой богини, НМА).
Среди локальных культур, испытавших влияние Теотиуакана и расцветших в центральной Мексике после его упадка в 6 в., крупнейшим центром был Шочикалько (штат Морелос; включён в список Всемирного наследия), где развивалась самобытная скульптурная традиция («барочная» по характеру круглая скульптура; рельефы храма Пернатого Змея, в которых отразилось влияние искусства майя). В Какаштле (штат Тласкала) сохранился крупнейший в Мезоамерике ансамбль росписей с грандиозными военными сценами, написанный приезжими художниками майя.
На территории современной Мексики находилась бóльшая часть центров цивилизации майя (ряд важнейших памятников находятся также в границах современных Белиза, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора). Расцвет искусства майя приходится на поздний классический период этой цивилизации (около 600–900). Наиболее характерные образцы архитектуры – постройки Паленке (штат Чьяпас; с уникальным по сохранности комплексом дворца) и Калакмуля (штат Кампече; высокие ступенчатые пирамиды; оба городища включены в список Всемирного наследия). Постройки Чиканны (штат Кампече) – образец стиля Ченес (назван по району Ченес в Кампече); для него характерен обильный скульптурный декор, сосредоточенный преимущественно вокруг входа в сооружение, оформленного как громадная пасть чудовища. Сооружение I в Шпухиле (Кампече) имеет характерные для стиля Рио-Бек (по археологическому памятнику Рио-Бек в том же штате) высокие декоративные башни, имеющие символическую функцию; обычно их одна или две, но это здание единственное обладает тремя башнями. В начале постклассического периода ещё продолжалось монументальное строительство. Выдающимся образцом позднего для майя стиля Пуук (по одноимённой местности в штате Юкатан) являются постройки Ушмаля (в том же штате; включён в список Всемирного наследия) с выразительными прямоугольными объёмами и изысканным геометризованным орнаментом. Под влиянием культур центральной Мексики воздвигнут грандиозный ансамбль Чичен-Ицы (включён в список Всемирного наследия). Позже монументальное строительство пришло в упадок; среди редких примеров поздних ансамблей – копирующий Чичен-Ицу, но в более грубых формах и значительно меньшем масштабе Майяпан.
Высочайшего для Западного полушария уровня развития достигла скульптура майя. В границах Мексики её важнейшие памятники связаны с Паленке: это монументальный фриз с пленниками во дворе дворца, многочисленные стелы с изысканными рельефами (в том числе в музее в Паленке), уникальный инвентарь захоронения царя Пакаля (правил в 615–683) из Храма надписей (ныне в НМА). Богатое скульптурное убранство, в том числе круглую скульптуру, сохранил акрополь Эк-Балама (около 770–840; штат Юкатан). Среди немногочисленных дошедших до нас образцов живописи майя в Мексике выделяются росписи Бонампака (сцены военного триумфа и празднества) и Калакмуля (бытовые сцены). Майя изготовляли полихромные скульптурные погребальные урны, расписные сосуды и др. К постклассическому периоду относятся пиктографические рукописи на бумаге из коры фикуса (например, Ficus cotinifolia), избежавшие умышленного уничтожения в ранний колониальный период (Мексиканский кодекс майя, ранее известный как кодекс Гролье, между 1021 и 1154, Национальная библиотека Мексики, Мехико; Парижский кодекс, 1185 или около 1450, Национальная библиотека Франции, Париж; Дрезденский кодекс, между 1200 и 1345, Музей книги при Библиотеке земли Саксония и Дрезденского технического университета, Дрезден; Тро-Кортесианский, или Мадридский, кодекс, между 1250 и 1450, Музей Америки, Мадрид).
Крупнейший центр т. н. классической культуры побережья Мексиканского залива («классическая культура Веракруса», по одноимённому штату) – Эль-Тахин, расцвет которого пришёлся на начало 9 – начало 13 вв. (включён в список Всемирного наследия). Скорее всего, он был построен уастеками, а не поселившимся позже на этих территориях тотонаками, как предполагалось ранее: характерные ступенчатые пирамиды с нишами, а также 17 площадок для игры в мяч – т. е. больше, чем в каком-либо другом мезоамериканском центре. Исключительная роль этой игры для «классической культуры Веракруса» отразилась и в изобилии связанных с ней произведений изобразительного искусства – рельефов в том же Эль-Тахине, символического инвентаря для игры из мастерски обработанного камня («ярмо» для пояса, «ладонь» для груди и «топор» – маркер для поля).
В ранний постклассический период большая часть современной Мексики оказалась под властью пришедших с севера тольтеков. Их столицей был Тольян-Шикокотитлан (ныне Тула, расцвет около 900–1150). Важной чертой архитектуры тольтеков было использование колонн (т. н. Сожжённый дворец). В главном храме на вершине пирамиды Тлауискальпантекутли потолок поддерживался колоссальными фигурами (высота 4,5 м) воинов-атлантов, собранными из нескольких кусков базальта. Близкое по форме решение (с каменными столбами вместо атлантов) имеет Храм воинов в Чичен-Ице. Скорее всего, здесь можно говорить о влиянии поздних майя на тольтеков; бытовавшая долгое время гипотеза о проникновении тольтеков на Юкатан и о строительстве ими Чичен-Ицы полностью отвергнута исследователями в 21 в.
Выдающиеся памятники искусства постклассического периода создали мешики (ацтеки). Остатки разрушенного испанцами Главного храма (Темпло-Майор; 1325–1521) столицы мешиков Теночтитлана, посвящённого божествам Уицилопочтли и Тлалоку, открыты в ходе археологических раскопок в центре современного Мехико. Сохранившаяся архитектура мешиков представлена небольшими сооружениями: двойной пирамидой Тлалока-Уицилопочтли в Тенаюке (причисляется к постройкам мешиков на основании формального сходства), круглым храмом Эхекатля в Калиштлауаке, высеченным в скале «Домом орлов» в Малиналько (1501), ныне радикально реконструированной пирамидой в Санта-Сесилия-Акатитлан (все – в штате Мехико). Многие здания мешиков украшались выразительным глиняным декором, в том числе объёмной скульптурой (воины из Темпло-Майор, Музей Темпло-Майор, Мехико). Среди большого количества образцов каменной скульптуры, изображающих божеств, людей и животных, выделяются полные мрачной выразительности колоссальные статуи, найденные при раскопках Темпло-Майор: рельефы с богинями Койольшауки и Тлальтекутли (оба – в Музее Темпло-Майор), статуя Коатликуэ и покрытый рельефами Солнечный камень, ранее известный как Ацтекский календарь (ныне оба – в НМА).
Ряд важных произведений доколумбовой архитектуры и искусства связаны с культурами запада и севера Мексики. Сохранились постройки столицы народа пурепеча (тараски) – Цинцунцана (штат Мичоакан), в том числе Большая платформа с пятью ступенчатыми храмами-яката. С малоизученной культурой куитлатеков предположительно связаны постройки Сиуакана (ныне Соледад-де-Масьель, штат Герреро; около 450–1350) – пирамиды и площадка для игры в мяч, построенные из кирпича-сырца, иногда с керамической облицовкой.
В шахтовых гробницах (могилах) первых веков нашей эры на территории штата Колима найдено большое количество погребальной керамики, близкой по своему разнообразию и «реализму» перуанской культуре Мочика. Наконец, на крайнем севере Мексики, уже вне культурного ареала мезоамериканских цивилизаций, находится Пакиме (Касас-Грандес; штат Чиуауа; включён в список Всемирного наследия), который относят к центрам культур Могольон или Миштека-Пуэбла; сохранились остатки многоэтажных домов из кирпича-сырца.
Архитектура и градостроительство 16 – середины 17 вв.
История искусства Мексики кардинальным образом изменилась после испанского завоевания. Новые города создавались главным образом на месте индейских городов и святилищ (Мехико, Пуэбла, Керетаро, Оахака – их исторические центры включены в список Всемирного наследия, а также Мерида), на морском (Веракрус, Акапулько и Кампече, включённый в список Всемирного наследия) или речном (Тлакотальпан, включён в список Всемирного наследия) берегу, позже – у разрабатываемых месторождений золота, серебра и др. (Гуанахуато и Сакатекас, включённые в список Всемирного наследия, а также Сан-Луис-Потоси). Они строились по единому прямоугольному плану с главной площадью в центре и регулярными жилыми кварталами.
Ранние гражданские постройки носили крепостной характер (дворец Э. Кортеса в Куэрнаваке, около 1531); в их формах черты романского стиля и готики сочетались с декоративными мотивами мудехара, платереско и Ренессанса (Ратуша в Тласкале, около 1525 – 1539; дом конкистадора Ф. де Монтехо в Мериде, около 1549). Сохранился кирпичный фонтан в стиле мудехар в Чьяпе-де-Корсо (1562). За пределами городов также строились укреплённые хозяйственные усадьбы (асьенды), акведуки (Падре-Темблеке, 1555–1572, между штатами Идальго и Мехико; вместе с сопутствующими сооружениями включён в список Всемирного наследия). В 1520–1580-х гг. орденами францисканцев, доминиканцев и августинцев преимущественно вне городов возведено свыше 250 укреплённых монастырей, часто на руинах доколумбовых религиозных центров. Суровые по внешнему облику монастырские церкви с контрфорсами, с увенчанными зубцами гладкими стенами, с обходной крытой галереей, обычно с одним нефом без трансепта перекрывались преимущественно цилиндрическими сводами (например, в монастырях: Сан-Агустин в Акольмане, 1541–1587; Сан-Франсиско в Тепеаке, 1543–1580; Санто-Доминго в Януитлане, 1550–1580, и во многих других), часто с декоративными нервюрами (Сан-Мигель в Уэхоцинго, 1540-е гг.), в редких случаях – с деревянным потолком-артесонадо (Сан-Франсиско в Тласкале, 16–17 вв.; трёхнефная базилика в Сакатлане, 1562–1567). Декор в духе платереско (церковь монастыря Сан-Пабло в Юририи, 1550–1559, и др.) или Ренессанса (церковь монастыря Сан-Николас-де-Толентино в Актопане, 1546–1574) сосредоточен на порталах и в капеллах.
Перед монастырским ансамблем обычно располагался большой обнесённый стенами двор (предназначен для крещения индейцев и служения месс; с 17–18 вв. такие дворы возводились перед приходскими церквами индейцев) с портиками, угловыми капеллами (капеллы-посас; наиболее сохранные – в монастыре в Уэхоцинго) и открытой «капеллой для индейцев» в форме ниши для богослужений на открытом воздухе (крупнейшая – в монастыре в Актопане). Иногда такие открытые капеллы достигали размеров церкви, превращаясь в самостоятельные архитектурные сооружения (монастырь Сан-Педро-и-Сан-Пабло-Тепосколула в одноимённом городе, штат Оахака, середина 16 в.); подобная капелла при монастыре Сан-Габриель в Чолуле (основана около 1540, перестраивалась) – уникальный пример квадратного в плане многонефного многокупольного сооружения. С середины 16 в. возводились большие трёхнефные городские соборы с цилиндрическими и вспарушёнными сводами и куполами, двумя высокими башнями на западном фасаде и восьмигранной восточной «капеллой волхвов». Первоначально они строились с преобладанием форм платереско и эрререско: соборы в Мериде (1562–1598, архитекторы П. де Аулестия, Х. М. де Агуэро и др.) и Гвадалахаре (1561–1618; сохранились готические нервюрные своды). Крупнейшие соборы – в Мехико (1573–1813, архитектор К. де Арсиньега и др.) и Пуэбле (1575–1649, архитектор Ф. Бесерра) – были закончены уже в формах барокко.
Изобразительное искусство 16–17 вв.
Сохранявшиеся на протяжении 16 в. индейские мотивы придали своеобразие изобразительному искусству этого времени. Наиболее масштабными и выразительными его произведениями стали многочисленные монументальные росписи, часто монохромные, подражавшие позднеготическим и ренессансным гравюрам (в монастырях в Чолуле, 1530; в Уэхоцинго, 1550-е – 1560-е гг.; в Акольмане, около 1560; в Текамачалько, 1560-е гг.; в Актопане, около 1580; и др.). Индейское влияние наиболее заметно в росписях монастыря в Исмикильпане (1550–1579) и др. Не имеют аналогов перьевые иконы, выполненные в позднеготическом духе в доиспанской технике («Месса святого Григория», 1539, Музей обеих Америк, Ош, Франция). В наибольшей степени индейские традиции сохранялись в пиктографических иллюстрированных рукописях на языках науатль и миштеков («Запись податей», 1520-е гг., Национальный институт антропологии и истории, Мехико; кодексы: Ботурини, 1530–1541, НМА; Мендоса, начало 1540-х гг., Бодлианская библиотека, Оксфорд; Бурбонский, 1563, Библиотека Национальной ассамблеи, Париж, и др.).
Одним из важнейших инструментов освоения европейской традиции были ретабло. Наиболее ранние образцы (конец 16 в.) с уравновешенными ордерными формами немногочисленны: они сохранились в церквах монастырей Сан-Мигель в Уэхоцинго, Сан-Мартин-Кабальеро в Уакечуле, Сан-Хуан-Баутиста в Куаутинчане и соборе Сан-Бернардино-де-Сьена в Сочимилько (Мехико). Принесённые в Мексику приёмы Позднего Возрождения и маньеризма, получив широкое распространение также и в станковой живописи, сохранялись едва ли не до конца 17 в. Важнейшими мастерами были фламандец С. Перейнс, испанцы А. де Конча, Б. де Эчаве Орио, родившиеся уже в Мексике сын и внук последнего – Б. де Эчаве Ивия и Б. де Эчаве Риоха, и многие другие живописцы. Скульптура 16 в. широко представлена в виде рельефного декора порталов церквей, капелл-посас (в монастырях в Кальпане, 1540–1548; в Уэхоцинго, 1550–1570) и «капелл для индейцев» (в монастыре Сан-Луис в Тлальманалько, 1536–1560). Во дворах церквей ставились резные каменные распятия.
Изобразительное искусство и архитектура барокко
В 17 в. в Мексике распространилось барокко. В середине – 2-й половине 17 в. под влиянием П. П. Рубенса, Ф. де Сурбарана, Х. де Риберы развивалась раннебарочная живопись: работали уроженец Севильи С. Лопес де Артеага, местные художники Х. Тиноко, Х. Хуарес и крупнейший мастер этого времени К. де Вильяльпандо. В получившей большее по сравнению с 16 в. распространение круглой скульптуре также отразились испанские традиции, в особенности влияние мастера севильской школы Х. Монтаньеса. К концу 17 в. барокко утвердилось и в архитектуре. Для мексиканского варианта этого стиля характерно сочетание пышного внешнего декора с элементарной, восходящей к готике объёмно-пространственной композицией. Важнейшую роль сыграло развитие культа Гваделупской Богоматери и строительство посвящённой ей трёхнефной базилики с башнями по углам (1695–1709, архитекторы П. де Аррьета, Х. Дуран; ныне в черте Мехико).
Со 2-й четверти 18 в. в стране развивался местный вариант чурригереско, иногда называемый ультрабарокко: для него характерны яркая цветность и богатство резного или лепного скульптурного декора на фасадах и в интерьерах, часто контрастно противопоставленного одноцветной глади стены. Очень характерным декоративным элементом стала гермовидная, т. е. расширяющаяся кверху, пилястра (эстипите), получившая распространение в Мексике после сооружения Алтаря волхвов (1718–1725, Х. де Бальбас) в кафедральном соборе Мехико.
Для столичной школы архитектуры характерно сочетание тёмного красно-коричневого туфа стен со светлым серо-розовым известняком чилука. К ней относится не только большое количество сооружений (среди них роскошью декора отличаются сакристия Саграрио-Метрополитано кафедрального собора, 1749–1760, архитектор Л. Родригес, и церковь Ла-Энсеньянса, 1772–1778; уникальностью плана из трёх овалов – капелла Посито при базилике Гваделупской Богоматери, 1777–1791, обе – архитектор Ф. де Герреро-и-Торрес), но и многочисленные дворцы знати (Сан-Матео-дель-Вальпараисо, 1769–1772; Итурбиде, 1779–1785; все – в Мехико). Крупнейшим монастырём Новой Испании и важнейшим мексиканским памятником чурригереско стал грандиозный иезуитский монастырь Сан-Франсиско-Хавьер в Тепоцотлане (1670–1767; ныне Национальный музей вице-королевства). Школа Пуэблы широко использовала многоцветную керамическую [церковь Сан-Франсиско, 1743–1767, и дом Альфеньике (Каса-де- Альфеньике), конец 18 в., в Пуэбле, церковь Сан-Франсиско в Акатепеке близ Пуэблы, около 1730] и стукковую (церковь Сан-Николас-де-Бари в Панотле близ Тласкалы, 1693–1796) отделку фасадов. Крайней степени декоративности достигают интерьеры церквей школы Пуэблы, в головокружительном стукковом декоре которых отразился народный вкус (капелла Росарио в церкви Санто-Доминго в Пуэбле, 1650–1690, церковь Санта-Мария в Тонанцинтле близ Пуэблы, 18 в., и особенно церковь Санта-Мария-де-Окотлан близ Тласкалы, 1687–1790). Народный характер носит и архитектура Оахаки (интерьер церквей в монастырях Санто-Доминго в Оахаке, 1666, и Сан-Херонимо в Тлакочауайе).
Среди других городов Мексики великолепные образцы архитектуры чурригереско представлены в построенных при золотых и серебряных рудниках городах или же в центрах торговли: Таско (церковь Санта-Приска, 1751–1758), Керетаро (двор монастыря Сан-Агустин, 1731–1745, ныне Музей искусств; интерьеры церквей в женских монастырях Санта-Клара и Санта-Роса-де-Витербо, 18 в.), Гуанахуато (церковь Cан-Каетано при руднике Валенсиана, 1775–1788), Сан-Луис-Потоси (церковь Нуэстра-Сеньора-дель-Кармен, 1749–1764, с масштабными золотыми и белыми ретабло), Сакатекас (сооружённые целиком из золотисто-розового камня кафедральный собор, 1729–1752, и церковь Санто-Доминго, 1746–1749). На севере Мексики сохранился ряд миссионерских церквей, среди которых качеством и глубиной иконографического замысла выделяется построенная индейскими мастерами группа из пяти церквей францисканских миссий Сьерра-Горды: Хальпан, Конка, Тилако, Ланда и Танкойоль (1750–1768; включены в список Всемирного наследия).
В 18 в. активно развивалась круглая скульптура, преимущественно статуи для ретабло и религиозных процессий. При ориентации на экзальтированность испанской скульптуры местные мастера тяготели к большему натурализму, особенно в трактовке сюжетов Страстей. Живопись этого периода отличает мягкая и свободная манера, следствие влияния современных французских образцов и Б. Э. Мурильо (Х. Родригес Хуарес, Х. Ф. де Агилера); наряду с религиозными сюжетами получил распространение портретный жанр (Х. де Ибарра, М. Кабрера, Ф. А. Вальехо, Х. де Альсибар). Развивались также бытовой жанр и натюрморт (А. Перес де Агилар). В Пуэбле в 18 в. работали Х. Х. Магон, М. Х. Сендехас и др.
Искусство и архитектура конца 18 – начала 20 вв.
На рубеже 18–19 вв. реакцией на ультрабарокко стал поворот к классицизму; эту стилевую политику проводила открытая в 1783 г. в Мехико художественная Академия Сан-Карлос. В стиле классицизма возведены навершие с часами над главным фасадом, балюстрада по периметру кровли и купол над трансептом кафедрального собора (1793–1813) и здание Школы горного дела «Паласио де Минерия» (1797–1813, оба – архитектор М. Тольса) в Мехико, церковь дель-Кармен в г. Селая (1802–1807, архитектор Ф. Э. Тресгеррас), комплекс Госпиталя епископа Кабаньяса в Гвадалахаре (1810, архитекторы Тольса, Х. Гутьеррес; включён в список Всемирного наследия) и др. В середине 19 в. в русле классицизма работали Л. де ла Идальга [Большой театр Санта-Аны (Большой национальный театр) в Мехико, 1842–1844, не сохранился], Х. и Р. Ахеа и др.
Крупнейшим представителем классицизма в скульптуре был М. Тольса (конная статуя – памятник испанскому королю Карлу IV в Мехико, 1796–1803). В живописи и графике Мексики конца 18 – начала 19 вв. доминирующее положение заняли портрет (Х. Л. Родригес Альконедо, Р. Симено-и-Планес), мифологический, исторический и бытовой жанры, а также пейзаж. Иностранных художников (К. Линати из Италии, Ж. Ф. Вальдек из Чехии, Д. Т. Эджертон из Великобритании, И. М. Ругендас и К. Небель из Германии, и др.) привлекала экзотика мексиканской природы и национальные типы. Местные мастера (Х. А. Аррьета и др.) также обратились к изображению характерных сцен народного быта, составляя направление костумбризма; их работы, наряду с академической живописью 1-й половины – середины 19 в., были отмечены влиянием романтизма. В середине 19 в. появилась сатирическая гравюра (Г. В. Гаона и др.); ведущими представителями портретного жанра в этот период явились Х. М. Эстрада и Э. Бустос, работавшие в русле народного искусства. Во 2-й половине 19 в. обращение к национальной тематике заметно также в академической живописи (Р. Гутьеррес, Ф. Парра и др.) и скульптуре (М. Норенья, Г. Герра), черты романтизма сменились реалистической трактовкой сюжетов; в жанре портрета работал Х. Кордеро. В это же время сформировалась пейзажная школа во главе с Х. М. Веласко, создававшего обобщённые образы природы Мексики.
Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. в крупных городах велось широкое строительство театров, рынков, больниц и других общественных сооружений, в Мехико была проложена центральная улица Пасео-де-ла-Реформа (1865–1866) и возведены новые районы. Повысилась этажность зданий, в конце 19 в. расширилась типология сооружений, применялись металлические конструкции и железобетон. На смену классицизму пришёл историзм (неоренессансный фасад здания Академии Сан-Карлос, 1858, архитектор Х. Каваллари, императорский дворец Чапультепек, 1864–1867, архитекторы К. Г. Кайзер, Р. Арангоити; почтамт в стиле неоплатереско, 1902–1907, архитектор А. Боари; все – в Мехико). В начале 20 в. в Мексику проникли формы модерна (Большой национальный театр, ныне Дворец изящных искусств, 1904–1913, архитектор А. Боари; окончен в формах ар деко, 1932–1934, архитектор Ф. Марискаль). Распространился неоколониальный стиль, опиравшийся на наследие мексиканского барокко (новое здание муниципалитета Мехико, 1906–1909, архитектор М. Гороспе; перестроено), сохранявший популярность вплоть до начала 1950-х гг. (Национальный стадион в Мехико, 1924, архитектор Х. Вильягран Гарсия, не сохранился).
На рубеже 19–20 вв. на живопись влияли европейские художественные течения, в частности импрессионизм (Х. Клаусель) и символизм (Х. Хедовиус); тогда же работал Х. Г. Посада, начавший важную для 20 в. линию революционно-демократической сатирической графики, связанной с традициями народного творчества; живописцы Х. Мурильо (Доктор Атль; «Вид Попокатепетля», 1934, собрание А. Блайстена) и С. Эрран выдвинули идею возрождения мексиканского искусства и создали первые выдающиеся образцы нового художественного языка.
Изобразительное искусство и архитектура 20–21 вв.
После революции, в 1920–1930-х гг., ведущим направлением архитектуры был стиль ар деко, иногда включавший элементы индейской архитектуры («Памятник Революции», 1933–1938, архитектор К. Обрегон Сантасилья; здание Национальной лотереи, 1934–1946, архитектор Х. А. Куэвас, оба – в Мехико). В середине 1920-х гг. сформировалась первая в латиноамериканской архитектуре школа модернизма, куда вошли Х. Вильягран Гарсия (комплекс Института гигиены в Попотле, 1925–1927; туберкулёзный госпиталь в Уипулько близ Мехико, 1929–1941, не сохранился; оба – близ Мехико), Х. Легоррета, занимавшийся проблемой доступного жилья, и Э. Яньес. В конце 1920-х – 1930-е гг. к модернистам примыкали Х. О'Горман (дом и мастерская Ф. Кало и Д. Риверы, 1931–1932; Техническая школа, 1932–1934; оба здания – в Мехико) и Л. Барраган (типовой дом на две семьи в Мехико, 1936), работавшие под влиянием Ле Корбюзье. Перелом, произошедший в 1920-х гг. в изобразительном искусстве, был в значительной степени связан с подъёмом национального самосознания после Мексиканской революции 1910–1917 гг. Изобразительное искусство этого времени опиралось на опыт кубизма, футуризма, народного творчества, художественные традиции доколумбова периода. На 1920–1930-е гг. пришёлся расцвет мексиканского мурализма, представленного творчеством Р. Монтенегро и «Великой тройки» – Д. Риверы, Д. Сикейроса и Х. Ороско (среди ключевых произведений – росписи Ороско в часовне Госпиталя епископа Кабаньяса в Гвадалахаре; росписи Риверы, Ороско, Сикейроса и других живописцев в Национальной подготовительной школе в Мехико). К примитивизму была близка М. Искьердо, как фотограф работала Т. Модотти.
В 1920–1940-х гг. активно развивалось графическое искусство; в нарочито грубой манере в технике ксилографии и линогравюры работали Ж. Шарло, Ф. Леаль и др. В 1937 г. Л. Мендесом («Маленькая учительница, как огромна сила твоей воли!» из серии линогравюр для титров фильма «Рио Эскондидо», 1948) организована Мастерская народной графики, в которую входили П. О'Хиггинс, А. Бельтран и др.; в произведениях этих мастеров разрабатывалась социальная и политическая (в том числе антифашистская) тематика. В скульптуре 1-й половины 20 в. заметно увлечение абстрактными формами (Х. Куэто), обращение к образцам доколумбовой пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, выполненные для оформления построек (статуи И. Асунсоло и М. Сентуриона для нового здания Министерства народного образования в Мехико, 1922–1924).
В архитектуре 1940–1950-х гг. прочно утвердился модернизм; для неё также характерно широкое использование монументальной живописи и рельефов для оформления построек, т. н. пластическая интеграция; её наглядный пример – Университетский городок в Мехико (1950–1952, генплан М. Пани, Э. дель Мораля; включён в список Всемирного наследия) с постройками Х. О'Гормана, Ф. Канделы и других архитекторов, росписями Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Р. Аренаса Бетанкура и др. Л. Барраган в зрелый период творчества соединял национальные традиции жилой архитектуры с формами модернизма (собственный дом-мастерская, 1948, включён в список Всемирного наследия; часовня Капучинас-Сакраментариас-дель-Пурисимо-Корасон-де-Мария, 1960, окончательно завершена в 1963; оба – в Мехико). В середине 20 в. в Мексике реализованы крупные градостроительные проекты (Сьюдад-Сателите, с 1954; жилой массив Ноноалько-Тлателолько в Мехико, 1964–1966, оба – архитектор Пани, и др.), строились спортивные сооружения к Играм XIX Олимпиады 1968 г. в Мехико, максимально использующие технические возможности железобетона (стадион «Ацтека», 1965, архитектор П. Рамирес Васкес; Олимпийский дворец спорта, 1968, архитектор Кандела). Во 2-й половине 20 в. возникла стилевая линия, обогащающая модернизм мексиканскими мотивами (здания Национального музея антропологии, 1963–1964, архитектор Рамирес Васкес, и INFONAVIT, 1975, архитекторы А. Заблудовски, Т. Гонсалес де Леон, оба – в Мехико), последователем Баррагана выступил Р. Легоррета (гостиница «Камино Реаль» в Мехико, 1968; Музей современного искусства в Монтеррее, 1991).
С конца 1980-х гг. архитектура Мексики переживает подъём: работают Э. Нортен, Б. Гомес-Пимьента, А. Калач, И. Бройд, Л. В. Флорес, архитектурное бюро Pascal Arquitectos и др.; для построек характерны эксперименты с геометрическими формами (здание Televisa Chapultepec, 1993–1995, архитекторы Нортен и Гомес-Пимьента; Национальная школа классического и современного танца в составе Национального центра искусств в Мехико, 1994, архитектор Флорес), отказ от национальных традиций и монументальности (гостиница Habita, 2000, архитекторы Нортен и Гомес-Пимьента; молельный дом «Каса де Медитасьон», 2006, архитектурное бюро Pascal Arquitectos), индустриальная эстетика, в том числе хай-тек (здание библиотеки имени Х. Васконселоса, 2004–2006, архитектор Калач; все – в Мехико). С начала 2000-х гг. новое поколение архитекторов (М. Рохкинд, Т. Бильбао, Ф. Ромеро и др.) продолжают эту линию в более радикальном ключе, обращаясь также к наследию авангарда (Музей шоколада Nestlé в г. Толука, 2007, архитектор Рохкинд; музей «Сумайя» в Мехико, 2010–2011, архитектор Ф. Ромеро).
В станковой живописи 1940-х – 1950-х гг. получили распространение появившиеся ещё в 1920-х гг. абстракционизм (Р. Тамайо, К. Мерида, М. Фельгерес), местный вариант сюрреализма (Ф. Кало, Л. Каррингтон, Р. Варо). Тенденций «неофигуративизма», расцвет которого пришёлся на 1950-е гг., и принципов абстрактной живописи придерживались В. Рохо, Р. и П. Коронели, Х. Л. Куэвас, М. Фельгерес, Влади (родившийся в РСФСР В. В. Кибальчич-Русаков) и др. С 1960-х гг. немалую роль стали играть поп-арт и фотореализм (А. Рамирес). Во 2-й половине 20 в. работали монументалисты Х. О'Горман, Х. Гонсалес Камарена, Ф. Кастро Пачеко, Д. Понсе Монтуй, А. Гарсия Бустос и другие мастера, на рубеже 20–21 вв. – Л. Флорес, Б. Мессегер и др. В скульптуре 2-й половины 20 в. центральное место занимал М. Гёриц, одним из важнейших представителей был Ф. Сильва. В станковой живописи в конце 20 – начале 21 вв. традиции магического реализма продолжили представители «Поколения разрыва» Ф. Толедо и Л. Масиель, мастером постмодернизма явился К. Масиель (Кихано), также работают Г. Ороско, Р. Моралес, А. Ромеро, А. Хиронелью, Р. Нието и другие, перформансы создаёт Л. Авенданьо, мотивы доколумбова искусства развивает Д. Гремард Ромеро.
Пионерами мексиканского мебельного дизайна были К. Порсет и М. ван Бёрен, опиравшиеся в числе прочего на принципы европейского модернизма, а также О. Агерман Москера. Первыми модельерами стали А. де Шатийон, А. Вальдес Песа (также создавал костюмы для кинофильмов), Р. Вальдиосера (работал и как художник). В последней трети 20 в. известности достигли дизайнеры одежды Х. Чавес, Т. Кастильо, Хосефа (Х. Ибарра), П. Лоредо, М. Мендес.
В 2020-х гг. дизайном одежды занимаются Л. Лавин, Л. Саравия, В. Барраган, мебели и предметов быта – Э. Эсраве, Э. Годой, С. Леон де ла Барра, А. Лима, Х. Д. Этьенне.
Среди художественных ремёсел выделяются ткачество (в том числе производство узорчатых и полосатых шалей и накидок), вышивка, изготовление картин из нитей, наклеенных на деревянную основу (характерно для индейцев уичоли), плетение из растительных волокон, гончарство, производство деревянных, стеклянных и керамических игрушек, изделий из дерева (сундуков, сосудов), в том числе лакированных, а также из папье-маше, картона, бисера, ювелирное искусство. Оформление изделий значительно варьируется в зависимости от штата.