Майо
Ма́йо (mayo; «речные люди» на языке майо; самоназвание – йоремем (Сонора), йолем’мем (Синалоа) – «люди», йорем нокки, «люди, почитающие традиции»), индейский народ группы таракахита на северо-западе Мексики (бассейны реки Майо на юге штата Сонора и рек Рио-Фуэрте, Умайя и Синалоа на севере штата Синалоа). Территория майо расположена в трёх зонах: в предгорьях Западной Сьерра-Мадре (до 2 тыс. м над уровнем моря), в речных долинах и на полосе тихоокеанского побережья – в полупустынных субтропиках и речных оазисах Северной Америки (Аридоамерики).
Численность – около 115 тыс. человек (2015, оценка): до 80 тыс. человек в Соноре (самый многочисленный индейский народ штата, в основном в муниципалитетах Уатабампо, Этчохоа и Навохоа; в них составляют от 10 до 23 % населения; около 12 % всего населения штата), около 35 тыс. человек в Синалоа (в муниципалитетах Аоме, Чойкс и Эль-Фуэрте в среднем составляют около 15 % населения). По мнению специалистов, оценка 2015 г. завышенная; по переписи 2010 г., говорящих на майо 39,8 тыс. человек.
Говорят на языке майо кахитской ветви юто-астекской семьи языков. Близкородственны йакам (якам) Соноры и гуарихио (варойо) штатов Чиуауа и Дуранго. Большинство говорят также на испанском языке (в отдельных деревнях монолингвы-майо, в основном старики и женщины, составляют от 2 до 8 %). Письменность на основе латинской графики; на языке майо ведётся школьное обучение и радиовещание.
Формально католики; распространён также протестантизм (пятидесятники); религия майо представляет собой синкретизм народного католицизма и доиспанских верований и культов.
Исторический очерк
Перед испанским завоеванием сонорские народы занимали весь северо-запад Мексики (штаты Сонора, Синалоа, Наярит, Чиуауа, Дуранго, Сакатекас). Дробление единой протогруппы и расселение сонорских народов происходило из неизвестного очага в пределах этой территории в течение предположительно 1-го тыс. до н. э. Видимо, в 3–1 вв. до н. э. предки каита, охотники, собиратели и рыболовы, расселились по речным долинам Соноры и Синалоа, заимствовав культуру уатабампо (2 в. до н. э. – середина 10 в. н. э.): смешались с местным населением, заимствовали у него сезонное земледелие по берегам рек, позже подсечно-огневое земледелие. Ткали из хлопка, делали орудия и метатли (метате) с двумя ручками из камня, керамику (красную, коричневую с геометрическим орнаментом и резными рисунками, очень похожими на петроглифы), играли в мяч из каучука; выбивали и расписывали рисунки на скалах (считаются возможными авторами петроглифов на валунах в дельтах рек и ручьёв, например, в Лас-Лабрадасе в штате Синалоа). Около 10 в. войны и наводнения в нижнем течении рек привели к затуханию культуры. Возродилась в несколько ином облике в 11–12 вв.; медные колокольца, керамика, статуэтки, маски, барабаны, флейты, трубки для табака, печатки для тканей и тела говорят о связях с культурами касас-грандес (в Чиуауа) и астатлан (в Синалоа).
Перед испанским завоеванием независимые территориально-родственные группы кахита (тауэко, тебака, пакаше, сабаибо, ачире, базироа, макойяуи, суаке, коникори, синалоа, окорони, акаши, шишиме, тотораме и др.) состояли каждая из сотен или тысяч автономных семейных групп, живших изолированно друг от друга в маленьких экзогамных «ранчериях»; самые крупные поселения каждой группы подразделялись на кварталы; некоторые из них были культовыми центрами; умерших кремировали; для ведения войн против традиционных врагов (для майо ими были йаки, теуэко и суаке), группы объединялись и выбирали военных вождей. После конкисты некоторые из названных групп растворились в двух народах – майо и йаки.
В 1531 г. в Синалоа войско испанцев и их союзников (тлашкальтеков, ацтеков и тарасков) победило воинов кахита. Только в 1530–1536 гг. от эпидемий оспы и кори погибло более 250 тыс. человек; крупные эпидемии вспыхивали неоднократно вплоть до конца 19 в. C 1591 г. (начала евангелизации) по конец 17 в. иезуиты создали в Соноре и Синалоа систему миссий и переселили индейцев из разбросанных ранчерий в городки при миссиях, в основном по течению больших рек (Навохоа, Макояуи, Коникарит, Камоа, Тесия, Коуиримо, Этчохоа, Мочикауи, Теуэко и др.; ныне именуются «старыми пуэбло»). В 1599 г. вожди майо подписали акт о присоединении к испанской короне. В 18–19 вв. майо вместе с йаками многократно восставали против колониальных и религиозных властей: восстание 1740 г. под предводительством Х. Калиcто перешло в войну; восстания 1767 г. (окончательное изгнание иезуитов), 1825–1827 и 1867 гг. (последнее – из-за организации кампании по депортации майо), а также Войны йаки с участием майо 1870–1892 гг. были жестоко подавлены. Майо участвовали в Мексиканской революции 1910–1917 гг., поверив обещанию генерала А. Обрегона (мэра Уатабампо родом из Сикисивы в муниципалитете Навохоа и будущего президента Мексики) получить обратно свои земли. Во время аграрной реформы Л. Карденаса в 1934–1940 гг. большая часть земель была возвращена в форме общины-эхидо. Система эхидо привела к потере контроля над землёй, так как сделала возможной интеграцию метисов и занятие ими высших постов в системе управления эхидо. В 1950–1980-х гг. из-за строительства плотин на всех реках своей территории майо лишились лучших земель и были включены в систему интенсивного сельского хозяйства; резкое увеличение площади полей за счёт территорий, на которых майо охотились и занимались собирательством, приток переселенцев и сезоных мигрантов привели к необратимым изменениям. Язык и культура майо быстро утрачиваются. Нищета, маргинализация и миграции в поисках работы характеризуют жизнь майо в начале 21 в.
Этнографическое описание
Традиционная культура майо типична для аборигенных групп полупустынных субтропиков Аридоамерики. Основные занятия: земледелие – подсечно-огневое в предгорьях и поливное по берегам рек и водохранилищ (пшеница, соя, кукуруза, рис, фасоль, сорго, подсолнечник, хлопок, горох-гарбансо, тыква, сахарный тростник, кунжут, куркума, шафран, арахис, разнообразные огородные и бахчевые культуры), в меньшей степени – домашнее скотоводство (свиньи, козы, мулы); рыболовство, в том числе в рыболовецких кооперативах (основная экспортная продукция – креветки), собирательство (плоды кактусов и др.) и охота продолжают играть немалую роль в хозяйстве. Всё большее число крестьян эхидо сдают свои земли в наём агропромышленным компаниям и нанимаются рабочими на поля, рудники и заводы, уходят в торговлю, строительство и сервис в города.
Домашние ремёсла развиты в меньшей степени, чем у других народов Мексики. Распространены ткачество на горизонтальном поясном станке (пояса, накидки), плетение (корзины, циновки), гончарство (большие сосуды для воды). В некоторых деревнях женщины специализируются на изготовлении натуральных растительных красителей, мужчины – грубой мебели, раскрашенных масок для танцев и музыкальных инструментов (в том числе для туристов); новые ремёсла – вырезание из корня тополя фигурок танцоров на продажу (вероятно, под влиянием качина индейцев хопи) и изготовление длинных лент тенабари, усеянных коконами мотылька Rothschildia cincta с мелкими камнями внутри (обязательный элемент костюма исполнителей традиционных танцев майо и йаков).
Жилище прямоугольное, однокамерное, стены из обмазанного глиной каркаса, сплетённого из тростника, веток меските (железного дерева, Prosopsis glandulosa) и трубок питахайи (Pilosocereus alensis и др.); плоская или слегка наклонная крыша из тростника и веток, покрытая соломой и дёрном, переходит спереди в навес; кухня с высоким глиняным очагом – в отдельной хижине рядом с домом. Крест из меските перед домом – главная семейная святыня и оберег, символ принадлежности к народу майо.
Традиционная одежда общемексиканского крестьянского типа (сложилась в колониальную эпоху): у мужчин – белая рубаха прямого кроя с длинными рукавами, белые брюки, на шее короткий яркий платок, традиционные сандалии из трёх ремешков (йапаре), сомбреро; женщины носят длинные до щиколоток юбки, кофты с длинными рукавами, головные платки и накидки.
Для пищи характерно вяленое мясо (ныне в основном – конское или ослиное, мачака, которое готовится с чесноком и перцем), вяленая рыба и густой суп из мяса с зеленью (вакабаки).
Брак преимущественно патрилокальный. Семья малая и расширенная, патрилинейная, патри- и неолокальная. Значимую роль играет ритуальное родство – компадразго. Община состоит из десятка и более ранчерий, до 10 более крупных селений и «столицы»-кабесеры – административного центра. Некоторые кабесеры, особенно в «старых пуэбло», являются также ритуальными центрами (например, Эль-Хупаре в муниципалитетах Уатабампо, Сонора, c 1,5 тыс. жителей – самым большим числом майо в одном пуэбло); муниципалитеты Эль-Фуэрте, Аоме, Чойкс в Синалоа и др. включают до 10–20 общин и 5–7 ритуальных центров, но обычное их число – не более двух. Общины включены в систему эхидо; в них живут также метисы-ладино (торокойори, «те, кто предают») и белые мексиканцы (йори, «не уважающие традиции»); их культуру майо воспринимают негативно.
Общину возглавляет выборный вождь (кованагуа, в Синалоа – кобанаро) и выборный совет старейшин, которые представляют высшие ранги в системе ритуально-гражданских должностей (карго). Эта система, внедрённая иезуитами, включает также ритуальные братства (кофрадии); стать каргадором может каждый член общины; нередко это служение принимается по обету; каждое карго имеет свои инсигнии (жезлы, барабаны, знамёна и др.; символами важного карго алавасина, от исп. alguacil, – одного из руководителей праздников, служат жезл из тростника и шкура серой лисицы или рыжей рыси у пояса). Католические священники приглашаются из городов только для проведения евхаристий и свадеб. Выборы каргодоров происходят в церемониальных центрах, как правило, в дни календарных праздников в честь католических святых – покровителей общин. Одновременно почитают Акаи Оола (Нашего Отца, старого бога дождей, хозяина Уйя Аниа – Мира леса), Итом Акаи (Отца-Солнце), Баве Амио Ола (Хозяйку рыбной ловли и Мира океана) и др. Майо сохраняют доиспанский фольклор: мифы о творении, сказки, исторические легенды, песни, богатую традицию народной растительной медицины. Колдуны, прорицатели и лекари (разных направлений, преимущественно мужчины) толкуют символику знаков из Йо Аниа (Мира снов и галлюцинаций) и для контакта с миром духов прибегают к приёму растительных наркотиков.
Майо справляют более 70 ежегодных праздников; на главные из окружающих ранчерий, селений и городов в «старые пуэбло» стекается народ. В эти дни в Синалоа (в Гуамучиле, Мокорито, Гуасаве и других пуэбло) играют в доиспанскую игру с каучуковым мячом.
Майо единственные из всех индейцев Мексики следуют всем церемониям Великого поста. Страстная неделя вместе с праздником Святого Креста (3 мая) отмечает также переход от сезона засухи к сезону дождей, полевым работам и весеннему возрождению «Мира леса», Уйя Ания (райского мира мифов, в котором – место рождения, истоки смыслов и самого существования народа).
Все праздники (пахко, от исп. паскуа, пасха) сопровождаются постановкой ритуальных драм с житиями святых и танцевальными религиозными процессиями (хинанки). Важная роль отводится музыкантам (играют на скрипке, арфе с тыквой-резонатором, флейтах, барабанах), а также постановкам музыкальных ритуалов («танцам»); в них многие роли участники (фиестерос) исполняют по обету (ритуальное служение общине или семье в течение 2–3 лет должно избавить от болезни, неурожая и др.).
На праздник Иоанна Крестителя (23–24 июня) в танце санхуанеров (почитателей святого) на 4 алтарях (огня, воды, воздуха и земли) по 4 странам света и у главного креста общины на площади духам природы приносятся дары; на рассвете поклоняются Утренней звезде, в полдень – Отцу-Солнцу, в полночь – Матери-Луне; католические молитвы сочетаются с песнями, восхваляющими птиц. Утром фиестерос совершают поклон реке и купание в честь Крестителя.
На праздниках исполняется также танец паскола: шуты-паскола (как и пахко, от исп. паскуа; в белых накидках, козлиных масках из дерева, с красным крестом на лбу или в конических масках-колпаках из козлиных шкур и мешковины с бородами и рогами, колокольцами на поясе, металлическими трещотками и бубнами в руках) танцуют и гримасничают, разыгрывая сценки и пародируя ненормативное социальное и сексуальное поведение, олицетворяют зло и хаос. Ноги паскола от колен до щиколоток обмотаны тенабари (бáасe’eбo’oри). По праздникам сооружаются ряды навесов из тростника – маленьких кухонь, в которых готовится еда для фиестерос и проходят церемонии второго плана.
По всем праздникам, включая обряды перехода, паскола исполняется вместе с танцем оленя (маасо йиивуа). Эта ритуальная мистерия – один из главных символов культуры майо и близких к ним народов. Согласно представлениям майо, звёздный олень – священный зверь, обучивший людей музыке и танцам, он олицетворяет силы добра, мир леса и ассоциируется с Христом.
В конце октября – начале ноября отмечается День мёртвых, когда, по представлениям майо, души умерших навещают живых.