Мэгги Чун
Мэ́гги Чун (Мэгги Чун Мань-Юк, англ. Maggie Cheung Man-Yuk; Чжан Маньюй, кит. 张曼玉, пиньинь Zhāng Mànyù; Чён Маньюк, кантон. 張曼玉, ютпхин zoeng¹ maan⁶juk⁶) [род. 20.9.1964, Гонконг (Сянган)], гонконгская актриса, 5-кратный лауреат Гонконгской кинопремии и тайваньской награды «Золотая лошадь». Чун прошла путь от участницы конкурсов красоты до звезды мейнстримных комедий и авторских драм, одна из секс-символов 1980–1990-х гг. Известна по циклу «Полицейская история» Джеки Чана и фильмам Вонг Карвая, прежде всего по культовой мелодраме «Любовное настроение» («In the Mood for Love», 2000).
Начало карьеры
Мэгги Чун родилась в семье выходцев из Шанхая. Когда девочке было 8 лет, семья переехала в Великобританию, где прожила до 18-летия Чун. В 1982 г. Чун приехала в Гонконг на каникулы, но в Англию так и не вернулась – ей предложили контракт в модельном агентстве, а в качестве подработки она устроилась консультантом в салон красоты, расположенный в крупном торговом центре. В этот период Чун много снималась в рекламных роликах, первым из которых стала реклама McDonalds в 1982 г.
В 1983 г. агентство выдвинуло Чун на участие в конкурсе красоты «Мисс Гонконг», где она заняла 2-е место и получила специальный приз «Мисс Фотогеничность». В том же году она дошла до полуфинала конкурса «Мисс мира», где одной из её соперниц была Мишель Йео. Как и практически все участницы конкурса «Мисс Гонконг», Чун получила предложение о сотрудничестве от продюсеров. Представители телеканала TVB обеспечили ей должность ведущей в нескольких шоу, а затем роли в сериалах. В 1984 г. вышло 3 сериала с Чун в главной роли: «Полицейский кадет – 84» («Police Cadet ‘84»), «Павшая семья» («The Fallen Family») и «Радуга за моим плечом» («Rainbow Round My Shoulder»), а также телефильм «Детектив» («The Detective», режиссёр Нг Хиу).
Чун не планировала задерживаться на телевидении и в том же 1984 г. снялась в 2 полнометражных фильмах аффилированной с TVB киностудии Shaw Brothers – «Прекрасный принц» («Prince Charming», режиссёр Вонг Цзин) и «За жёлтой линией» («Behind the Yellow Line», режиссёр Тэйлор Вонг). За роль в последнем она была номинирована на Гонконгскую кинопремию как лучшая новая актриса. Оба фильма были коммерчески успешными, а мелодрама «Прекрасный принц» вошла в десятку самых кассовых картин года в Гонконге.
Карьерный взлёт
В 1985 г. Мэгги Чун снялась в ещё одном фильме Shaw Brothers – «Девушка в бриллиантовой туфельке» («Girl With the Diamond Slipper», режиссёр Вонг Цзин) и двух сериалах TVB – «Вражда, которой не было» («The Feud That Never Was») и «Генералы семьи Ян» («The Yang’s Saga»). После этого она перешла на студию Golden Harvest, где ей досталась роль в комедийном боевике «Полицейская история» («Police Story», режиссёр Джеки Чан), ставшем одним из главных кассовых хитов года и одним из ключевых фильмов в карьере Чана. В том же году Чун приняла участие в комедии «В напитке бомба!» («It’s a Drink! It’s a Bomb!», режиссёр Дэвид Чун) гонконгской студии D&B Films (德寶電影公司).
В 1986 г. Чун снялась в мистической комедии «Счастливый призрак – 3» («Happy Ghost 3», режиссёр Джонни То), приключенческом фэнтези «Седьмое проклятье» («The Seventh Curse», режиссёр Лам Най-Чой) и артхаусной мелодраме «Роза» («Rose», режиссёр Юнфань). Партнёром актрисы в 2 последних фильмах выступил Чоу Юньфат. В 1987 г. Чун вернулась к жанрам комедии и мелодрамы, снявшись в картинах «Зуд седьмого года» («Seven Years Itch», режиссёр Джонни То), «Сестра Купидон» («Sister Cupid», режиссёр Гай Лай), «Звезда романтики» («The Romancing Star», режиссёр Вонг Цзин), «Ты моя судьба» («You Are My Destiny», режиссёр Эрик Цан). В этом же году она приняла участие в тайваньской драме «Игра, которую называют секс» («The Game They Called Sex», режиссёры Чинь Кочао, Ван Сяоди и Сильвия Чан), триллере «Пульс 100 ударов в минуту» («Heartbeat 100», режиссёры Ло Кин и Кент Чэн) и боевике Джеки Чана «Операция А, часть 2» («Project A, Part 2»).
Конец 1980-х гг. был для гонконгского кино самым продуктивным временем, а главные звёзды за год успевали сняться в 7–10 проектах. В одном только 1988 г. вышло 11 фильмов с участием Чун. Самым кассовым из них стал сиквел «Полицейская история – 2» («Police Story 2», режиссёр Джеки Чан); успешно прошли в прокате ромкомы «Воин любви» («Love Soldier of Fortune», режиссёр Стэнли Фун), «Фиктивный брак» («Paper Marriage», режиссёр Альфред Чун), «Двойная жирность» («Double Fattiness», режиссёр Дэвид Цзян) и «Как снимать девушек» («How to Pick Girls Up», режиссёр Вонг Цзин). Чун снялась также в артхаусной мелодраме «Последняя любовь» («Last Romance», режиссёр Юнфань), социальной драме «Девушки без будущего» («Call Girl ‘88», режиссёр Дэвид Лам) и криминальной мелодраме «Пока не высохнут слёзы» («As Tears Go By», режиссёр Вонг Карвай). Последняя роль принесла ей актёрскую номинацию на Гонконгскую кинопремию. Именно после работы с Вонгом Чун заинтересовалась актёрской профессией по-настоящему и решила развиваться как драматическая актриса (Havis. 2022).
В 1989 г. с участием Чун вышло 10 фильмов, но актриса старалась не ограничиваться комедийными ролями, предпочитая драмы и мелодрамы (Havis. 2022). В результате главным кассовым хитом для неё стал фэнтези-боевик «Ледяная комета» («The Iceman Cometh», режиссёр Кларенс Фок), также успехом пользовались ромкомы «Лебединая песня холостяка» («The Bachelor’s Swan Song», режиссёр Дерек Йи) и «От двойняшек одни неприятности» («Doubles Cause Troubles», режиссёр Вонг Цзин) и мелодрама «Рыбная история» («A Fishy Story», режиссёр Энтони Чан), за роль в которой Чун получила награду Гонконгской киноакадемии как лучшая актриса. Главная роль в драме «Полнолуние в Нью-Йорке» («Full Moon in New York», режиссёр Стэнли Кван) принесла Чун статуэтку «Золотая лошадь».
Оставаясь одной из самых востребованных актрис (в начале 1990-х гг. Чун входила в десятку наиболее высокооплачиваемых актрис Гонконга – её гонорар за роль составлял 10 млн гонконгских долл., или 1,3 млн американских), Чун чередовала съёмки в мейнстриме и более экспериментальном, почти артхаусном кино. Её главным хитом 1990 г. стала комедия «Сердце в сердце» («Heart Into Hearts», режиссёр Стивен Шинь), занявшая четвёртую строчку в списке самых кассовых фильмов года в Гонконге. Также она снялась в боевике «Дракон из России» («Dragon From Russia», режиссёр Кларенс Фок), съёмки которого проходили в том числе на Красной площади в Москве, и авторских драмах «Дикие дни» («Days of Being Wild», режиссёр Вонг Карвай), «Красная пыль» («Red Dust», режиссёр Им Хо), «Прощай, Китай» («Farewell China», режиссёр Клара Ло) и «Песня изгнания» («Song of Exile», режиссёр Энн Хуэй). За роль второго плана в картине «Красная пыль» Чун получила награду премии «Золотая лошадь», а Гонконгская кинопремия отметила её номинациями за фильмы «Прощай, Китай» и «Красная пыль».
В 1991 г. вышли всего 4 фильма с участием актрисы, из которых самой кассовой стала романтическая комедия «Идеальная пара» («The Perfect Match», режиссёр Стивен Шинь), но в следующем году Чун появилась уже в 10 картинах, многие из которых стали кассовыми хитами, начиная от двух проектов Джеки Чана – «Близнецы-драконы» [«Twin Dragons», 1991 (премьера – 15.1.1992), режиссёры Цуй Харк и Ринго Лам) и «Полицейская история – 3» («Police Story 3: Supercop», режиссёр Стэнли Тун), заканчивая новогодней комедией «Всё хорошо, что хорошо кончается» («All’s Well End’s Well», режиссёр Клифтон Ко) и кун-фу боевиками «Воины Луны» («Moon Warriors», режиссёр Саммо Хун) и «Таверна Дракона» («Dragon Inn», режиссёр Рэймонд Ли). В том же 1992 г. она снялась в авторских драмах «Роза» («Rose», режиссёр Самсон Чиу) и «Авансцена» («Center Stage», режиссёр Стэнли Кван). За роль в последнем Чун получила Гонконгскую кинопремию и награду премии «Золотая лошадь» (причём в обеих соревновалась сама с собой, т. к. была также номинирована в категории «Лучшая женская роль» в фильме «Таверна дракона»), а также приз Берлинского кинофестиваля.
1993 г. стал самым плодотворным в карьере актрисы: она снялась в 12 фильмах, наибольшего успеха из которых добилась абсурдная фэнтези-комедия «Стреляющие по орлам герои» [«Eagle Shooting Heroes», режиссёр Джефф Лау; спродюсирована Вонг Карваем в перерыве между съёмками его уся-эпика «Прах времён» («Ashes of Time», 1994)]. В том же году вышли кинокомикс «Героическое трио» («Heroic Trio», режиссёр Джонни То), его сиквел «Палачи» («Executioners», режиссёр Джонни То), фэнтези-комедии «Священное оружие» («Holy Weapon», режиссёр Вонг Цзин), «Летающий кинжал» («Flying Dagger», режиссёр Кевин Чу), «Безумный монах» («Mad Monk», режиссёр Джонни То), ромком «С парнями просто» («Boys are Easy», режиссёр Вонг Цзин) и фэнтези-мелодрама «Зелёная змея» («Green Snake», режиссёр Цуй Харк), считающаяся одной из жемчужин гонконгского кино.
Уход из кино
В 1993 г. стало ясно, что гонконгская киноиндустрия производит больше, чем может продать зрителю, – другие азиатские страны, куда гонконгское кино традиционно успешно экспортировалось, снижали объёмы закупок, а в самом Гонконге удар по кинопрокату нанесло видеопиратство. С этого момента Чун начала отходить от кино: в 1994 г., помимо уже упомянутой картины «Прах времён», вышел ещё один фильм с её участием – авторская драма «Новый период совместной жизни» («New Age of Living Together», режиссёры Самсон Чиу, Юнфань и Сильвия Чан), а 1995 г. стал первым, который прошёл без единого фильма с актрисой.
В 1996 г. Чун приняла участие в 2 проектах. Первой стала фантасмагорическая драма, снятая будущим мужем актрисы, режиссёром О. Ассайасом, – «Ирма Веп» («Irma Vep»), в которой она сыграла саму себя: гонконгскую актрису Мэгги Чун, снимающуюся во Франции в ремейке старинного хоррора. В конце года вышла мелодрама «Товарищи. Почти история любви» («Comrades: Almost a Love Story», режиссёр Питер Чан), ставшая одной из главных актёрских удач Чун, – эту работу отметили наградами и Гонконгская кинопремия, и тайваньская «Золотая лошадь». Гонконгская кинопремия за лучшую женскую роль досталась Чун и в следующем году – за роль в драме «Сёстры Сун» («The Soong Sisters», режиссёр Мэйбел Чун). Её авторитет на международной арене быстро рос: в 1997 г. Чун была приглашена в жюри Берлинского кинофестиваля, в 1999 г. – Венецианского.
Чун свободно владеет кантонским и мандаринским диалектами китайского, французским и английским языками и в 1997 г. впервые сыграла роль на английском языке – в драме «Китайская шкатулка» («Chinese Box», режиссёр Уэйн Ван), где её партнёрами стали Дж. Айронс и Гун Ли. В следующем году Чун взяла перерыв, а в 1999 г. снялась в одном фильме – французской комедии «Августин, король кунгфу» («Augustin, roi du kung-fu», режиссёр А. Фонтен). В конце 1990-х гг. Голливуд активно привлекал актёров и режиссёров из Гонконга, однако Чун отказывалась от приглашений в голливудские проекты, включая роли девушки Бонда, в супергеройский блокбастер «Люди Икс 2» («X-Men 2», 2003, режиссёр Б. Сингер) и оскароносную мелодраму «Мемуары гейши» («Memoirs of Geisha», 2005, режиссёр Р. Маршалл).
В 2000 г. Чун сыграла главную роль в мелодраме «Саусалито» («Sausalito», режиссёр Эндрю Лау), вошедшей в десятку самых кассовых гонконгских фильмов года. Главным её достижением в этом году стала мелодрама «Любовное настроение», принёсшая ей очередной дуплет актёрских наград – Гонконгскую кинопремию и награду «Золотая лошадь».
В 2002 г. Чун снялась в китайской уся-драме «Герой» («Hero», режиссёр Чжан Имоу), а в 2004 г. появилась у Вонг Карвая во внежанровой фантасмагории «2046» («2046») и у О. Ассайаса во франко-англо-канадской драме «Очищение» («Clean»), за роль в которой получила награду Каннского кинофестиваля и была номинирована на французскую премию «Сезар».
После такого успеха Чун фактически ушла из кино, с тех пор её появления на больших экранах стали крайне редки. Так, в 2010 г. она появилась в камео в китайской мелодраме «Жаркие летние деньки» («Hot Summer Days», режиссёры Вин Шья и Тони Чан) и сыграла в среднеметражном фильме-фантазии «Лучшая жизнь» («Better Life», 2010, режиссёр И. Жюльен), созданной как часть видеоинсталляции в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а в 2013 г. сыграла в экспериментальном фильме «Время игр» («Playtime», режиссёр И. Жюльен), после чего в кино больше не снималась, несмотря на предложения от таких режиссёров, как Цай Минлян, Цзя Чжанкэ и Лу Чуань. В 2009 г. она сыграла в военном боевике «Бесславные ублюдки» («Inglorious Basterds», режиссёр К. Тарантино), но её роль хозяйки парижского театра полностью вырезали при монтаже.
Жизнь после кино
Мэгги Чун активно занимается благотворительностью, социальной работой и музыкой. После землетрясения в Сычуани в мае 2008 г. она пожертвовала 2 млн юаней на помощь жертвам бедствия. В 2010 г. она стала послом Детского фонда ООН и на протяжении 3 лет посещала детские учреждения китайских провинций Юньнань, Сычуань, Цзянсу и др.
Музыкой Чун увлекалась всегда, но во время съёмок в фильме «Очищение», где она сыграла рок-певицу и для саундтрека которого даже записала 4 песни, начала заниматься этим профессионально, создав совместно с исполнителями из разных стран несколько композиций. Её выступление на музыкальном фестивале в Шанхае в 2014 г. было встречено крайне скептически (Low voice, flat pitch … 2014). В 2015 г. в Китае вышел фильм «Влюблённые города» («Cities in Love», режиссёры Вэнь Муе и др.), к которому Чун написала и исполнила заглавную песню. В июне 2022 г. на открытии магазина Gucci в Гонконге актриса исполнила диджейский сет.
На съёмках фильма «Ирма Веп» у Чун начался роман с режиссёром О. Ассаясом, с которым они вступили в брак в 1998 г. Пара развелась в 2001 г. В 2007 г. Чун начала встречаться с немецким архитектором О. Ширеном, в 2011 г. их отношения закончились.