Ли Ханьсян
Ли Ханься́н (кит. 李翰祥, пиньин Lǐ Hànxiáng; Ричард Ли Ханьсян, англ. Richard Li Han-Hsiang) (18.4.1926, Цзиньси, ныне Хулудао, провинция Ляонин, Китай – 17.12.1996, Пекин), гонконгский, тайваньский и китайский режиссёр, продюсер, сценарист и актёр, 6-кратный лауреат тайваньской премии «Золотая лошадь», включая почётную награду за профессиональные достижения. В 1960-е гг. стал одним из основоположников жанра китайской исторической драмы и направления дворцовых мелодрам, которые пользуются большой популярностью.
Начало карьеры
Когда Ли Ханьсяну было 4 года, его семья переехала в Чэндэ, а ещё через 3 года – в Пекин. После окончания школы в 1946 г. он поступил в Центральную академию изящных искусств, но год спустя был отчислен. Причиной стало участие в националистическом студенческом движении. Перебравшись в Шанхай, Ли некоторое время проучился в Шанхайской театральной академии (上海戏剧学院), куда попал по рекомендации писателя Ма Яньсяна. Там будущий режиссёр познакомился с постановщиком Шэнь Фу и благодаря рекомендательному письму последнего переехал в Гонконг (Сянган), где устроился работать в кинокомпанию Great China Film Company (大中華電影企業有限公司). Первым фильмом, в котором Ли принял участие, стала драма «Витающие слухи» («Rumours in the Air», 1947, режиссёр Вэнь Иминь).
Первые годы в Гонконге Ли хотел стать актёром и даже устроился на актёрские курсы при студии Yung Hwa Motion Picture Industries (永華電影製片廠有限公司), однако был отчислен. Какое-то время он работал скрипт-супервайзером, реквизитором, декоратором и звукооператором, а также писал сценарии, которые безуспешно пытался продать нескольким студиям. В 1950 г. во время съёмок фильма «Цветочная улица» («The Flower Street», 1950, режиссёр Гриффин Юэ) авторы решили вставить в сюжет эпизод с шулайбао (数来宝) – традиционным видом китайской частушки под аккомпанемент трещотки. Ли часто развлекал съёмочную группу шулайбао, поэтому режиссёр Гриффин Юэ, сценарист До Чин и актёры Янь Цзюнь и Хань Фэй обратились к нему за помощью в подготовке музыкального номера.
После того как Ли успешно справился с задачей, Янь Цзюнь предложил ему написать сценарий для нового проекта, в котором Янь Цзюнь должен был сниматься в паре с начинающей актрисой – Линдой Линь. Однако, хотя сценарий понравился актёру, боссы студии Yung Hwa Motion Picture Industries настояли на замене ведущей актрисы на более известную – Ли Лихуа – и переработке сценария другим человеком. Поскольку за фильм, который получил название «Вечный возлюбленный» («Lover Eternal», 1953) и стал режиссёрским дебютом Янь Цзюня, Ли не заплатили, Янь пригласил его в качестве второго режиссёра в свой следующий проект – историческую драму «Песни под луной» («Singing Under the Moon», 1953). В ходе работы над фильмом Ли пришлось освоить сразу несколько профессий – он перерабатывал изначальный сценарий, режиссировал (Янь Цзюнь исполнял сразу 2 роли, поэтому часто физически не мог заниматься постановкой), помогал при монтаже, а также сыграл небольшую роль.
В 1954 г. Ли совместно с Цзян Нанем и Гу Сам-Ламом снял для студии Yung Hwa Motion Picture Industries драму «Девушка с Луны» («Lady from the Moon», 1954, режиссёры Цзян Нань, Гу Сам-Лам и Ли Ханьсян), но его полноценный режиссёрский дебют состоялся лишь в 1956 г., когда вышла драма «Красный бутон на снегу» («Red Bloom on the Snow»). Исполнительница главной роли, Ли Лихуа, лично выбрала Ли как режиссёра, с которым хочет работать. В том же году в гонконгский прокат вышел ещё один режиссёрский проект Янь Цзюня – историческая драма «Золотой феникс» («Golden Phoenix»), в которой Ли вновь выступил сценаристом и ассистентом постановщика, а фактически значительную часть времени выполнял функции основного режиссёра, т. к. Янь Цзюнь исполнял главную роль в фильме.
Контракт с Shaw Brothers
Во время съёмок фильма «Красный бутон на снегу» рабочие материалы картины оказались в распоряжении руководителей кинокомпании Shaw Brothers, которые пригласили Ли Ханьсяна на встречу и предложили ему режиссёрский контракт со студией. Ли согласился на 8-летнее сотрудничество. Его первый фильм для Shaw Brothers вышел уже осенью 1956 г., им стала драма «За голубым горизонтом» («Beyond the Blue Horizon»). В 1957 г. Ли снял для студии 5 картин самых разных жанров, от драм и мелодрам до комедий и мюзиклов, в следующем году – 6.
В 1958 г. Ли предложил Shaw Brothers костюмную драму в стиле одной из разновидностей китайской оперы – хуанмэй (黄梅戏). Его идею поначалу отвергли, но популярность снятой в этом стиле китайской драмы «Божественная пара» («The Heavenly Match», 1955, режиссёр Ши Хуэй) заставила хозяев студии передумать. Так появился музыкальный фильм «Дяо Чан» («Diau Charn», 1958), который стал кассовым хитом и был удостоен 5 наград на Азиатском кинофестивале – за лучшую режиссуру, женскую роль, сценарий, музыку и монтаж.
Такой успех подтолкнул студию поддержать ещё один проект в том же жанре – историческую драму «Королевство и красавица» («The Kingdom and the Beauty», 1959), на этот раз в цвете, – который стал ещё более успешным в коммерческом плане и снова получил главную награду на Азиатском кинофестивале. В 1960 г. главным призом Азиатского кинофестиваля была награждена другая драма Ли – «Задний вход» («Rear Entrance», 1960), а его мистическая мелодрама «Очаровательная тень» («The Enchanting Shadow», 1960), основанная на рассказе Пу Сунлина, попала в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и считается одним из первых образцов жанра гонконгского романтического фэнтези.
Поездка в Тайвань
С тремя главными наградами Азиатского кинофестиваля подряд Ли Ханьсян стал одним из самых востребованных режиссёров Shaw Brothers и получил карт-бланш на любые проекты. Ли предпочёл продолжить работать в жанре костюмной исторической драмы и оперы, сняв фильмы «Янг Квей Фэй» («The Magnificent Concubine», 1962), «Императрица Ву» («Empress Wu», 1963) и «Бесконечная любовь» («The Love Eterne», 1963). Последняя картина побила рекорд кассовых сборов на Тайване.
По истечении 8-летнего контракта с Shaw Brothers Ли решил не продолжать сотрудничество со студией. По предложению главы конкурирующей студии Motion Picture & General Investment Лу Ваньтхоу Ли переехал на Тайвань и основал там собственную студию Grand Motion Picture (國聯影業有限公司), на которой выступал режиссёром и продюсером. Первым успехом студии стала историческая драма «Красавица из красавиц» («Beauty of Beauties», 1965), отмеченная пятью тайваньскими наградами «Золотая лошадь» – за лучший фильм, режиссуру, работу оператора, художника и мужскую роль.
Ли оказался не очень успешным бизнесменом: через несколько лет у студии возникли финансовые проблемы, и после отказа в поддержке со стороны тайваньского правительства в 1970 г. её пришлось закрыть. Даже друзья не смогли помочь погасить огромные накопленные долги Ли – режиссёры Кинг Ху, Бай Цзинжуй и Ли Син бесплатно приняли участие в работе над киноальманахом «Четыре настроения» («Four Moods», 1970), однако, как позднее утверждал Ли, их художественные амбиции взяли верх, фильм провалился в прокате и лишь усугубил финансовые трудности режиссёра.
Возвращение в Гонконг
В начале 1970-х гг. Ли Ханьсян вернулся в Гонконг, где снял в собственной компании New Grand Films (新國聯影業公司) комедию «Легенда об афере» («Legends of Cheating», 1971) [позднее вышел сиквел – «Афера на панораме» («Cheating in Panorama», 1972)]. Фильм стал хитом, заработав в гонконгском прокате более 1 млн гонконгских долл. После него Ли получил прозвище Миллионер Ли и вернулся на Shaw Brothers как востребованный постановщик. Первым его проектом после возвращения на студию стала сатирическая комедия «Полководец» («The Warlord», 1972). На главную роль в фильме Ли пригласил начинающего комика Майкла Хуэя, впоследствии ставшего суперзвездой. За 3 последующих года Ли снял ещё 3 комедии с участием Хуэя: «Счастливое мгновение» («The Happiest Moment», 1973), «Скандал» («Scandal», 1974) и «Греховная исповедь» («Sinful Confession», 1974), а также несколько эротических картин: «Легенды похоти» («Legends of Lust», 1972), «Незаконное желание» («Illicit Desire», 1973) и «Золотой лотос» («The Golden Lotus», 1974), одну из ролей в котором сыграл тогда ещё не прославившийся Джеки Чан.
Пикантные комедии и мелодрамы Ли Ханьсяна стабильно становились успешными в прокате, но режиссёр хотел попробовать себя в более серьёзных жанрах, поэтому с одобрения главы студии взялся за дилогию дворцовых драм «Вдовствующая императрица» («The Empress Dowager», 1975) и «Последняя буря» («The Last Tempest», 1976). Первая картина была тепло встречена критиками и зрителями и получила номинацию на премию «Золотая лошадь» как лучший фильм. Лента «Последняя буря» прошла не очень успешно, так что Ли вернулся к более лёгкому жанру, сняв для Shaw Brothers эротические фильмы «Брачные ночи» («Wedding Nights», 1976), «Безумный секс» («Crazy Sex», 1976), «Любовный аферист» («Love Swindler», 1976), «Оттенки любви» («Moods of Love», 1977) и «Чувственные наслаждения» («Sensual Pleasures», 1978).
Время от времени он получал приглашения и в более серьёзные проекты, сняв, например, свою киноверсию классического китайского романа «Сон в Красном тереме» («The Dream of the Red Chamber», 1977), а также продолжил цикл популярных исторических драмеди об императоре Цяньлуне, начавшийся с фильма «Император Цяньлун» («Emperor Chien Lung», 1976, режиссёр Вонг Фун). Ли снял фильмы «Приключения императора Цяньлуна» («The Adventures of Emperor Chien Lung», 1977), «Путешествие императора Цяньлуна» («The Voyage of Emperor Chien Lung», 1978), «Император Цяньлун и красавица» («Emperor Chien Lung and the Beauty», 1980) и «Император и министр» («The Emperor and the Minister», 1982).
Работа в материковом Китае
Во 2-й половине 1970-х гг., когда его фильм «Вдовствующая императрица» с большим успехом прошёл в китайском прокате, Ли Ханьсян задумал снять масштабную историческую драму об императрице Цыси не в Гонконге, а на материке. В 1978 г. Ли встретился в Пекине с представителем коммунистической партии Ляо Чэнчжи, который готов был поддержать этот проект, однако режиссёр не мог принять это предложение до истечения контракта с Shaw Brothers. Кроме того, работа в материковом Китае вызвала бы недовольство на Тайване – ключевом для студии рынке. К тому же Ли предстояла операция на сердце, которую он собирался делать в США.
На рубеже 1970–1980-х гг. Ли снял для Shaw Brothers хорроры «История о призраках» («The Ghost Story», 1979) и «Возвращение мертвецов» («Return of the Dead», 1980), а также историческую драму «Тигр и вдова» («The Tiger and the Widow», 1982), кун-фу боевик «Убийца тигра» («Tiger Killer», 1982), драму «Мерцание плёнки» («Passing Flickers», 1982), частично основанную на его одноимённой автобиографии, и историческое драмеди «Берегитесь, ваше высочество!» («Take Care, Your Majesty!», 1983). На этом завершилось сотрудничество Ли с Shaw Brothers, и он отправился в материковый Китай на съёмки дилогии исторических драм «Сожжение императорского дворца» («Burning of Imperial Palace», 1983) и «Царство за портьерой» («Reign Behind the Curtain», 1983). Отъезд режиссёра вызвал негодование у властей Тайваня, которые наложили запрет на его фильмы на территории острова и запретили ему въезд в страну. Оба фильма стали большими коммерческими хитами в Гонконге, за второй из них Ли получил номинацию на Гонконгскую кинопремию как лучший режиссёр. Удачно прошёл в прокате и следующий фильм этого цикла – «Последний император» («The Last Emperor», 1986).
Запрет, наложенный властями Тайваня, создавал большие проблемы для работы и в Гонконге, поэтому Ли остался работать в Китае, где снял ещё 2 исторические драмы: «Табакерка» («Snuff Bottle», 1988) и «Императрица Цыси» («The Empress Dowager», 1989) – ремейк его собственного фильма 1975 г., но с актёрским составом «Сожжения императорского дворца» и «Царства за портьерой».
В 1989 г. тайваньский режиссёр Кевин Чу вставил в свой фильм «Неловкая странная пара» («The Blundering Odd Couple», 1989) несколько кадров из хроники событий на площади Тяньаньмэнь, что вызвало резкую реакцию со стороны китайских властей. Ли как один из поручителей проекта утратил поддержку членов коммунистической партии и возможность снимать кино на материке.
Поздние годы карьеры и смерть
Оказавшись персоной нон-грата в Гонконге, на Тайване и в Китае, Ли Ханьсян переехал в Республику Корея, где начал снимать китаеязычные эротические комедии и мелодрамы: «Госпожа Бамбук» («Madame Bamboo», 1991), «Золотой лотос: Любовь и желание» («The Golden Lotus: Love and Desire», 1991), «Дуньхуан: Истории ночи» («Dun Huang Tales of the Night», 1991) и «Любвеобильная Лотус Пань» («The Amorous Lotus Pan», 1994). В 1993 г. стараниями своих высокопоставленных друзей он вновь получил право въезда на территорию Тайваня, куда был приглашён в качестве почётного гостя церемонии вручения премии «Золотая лошадь».
Режиссёрская карьера Ли завершилась в 1-й половине 1990-х гг. Его последний законченный полнометражный фильм – драма «Любовник любовницы» («Lover’s Lover», 1994) – оказался коммерческой и художественной неудачей. Китайская актриса Лю Сяоцин, исполнявшая главную роль в дворцовом цикле Ли, убедила продюсеров пригласить его на режиссёрскую позицию в 40-серийный сериал «Сожжение дворца Эфан» («The Fire Burns Efang Palace»), но в полной мере приступить к работе постановщик не успел: после рабочей встречи по проекту 17 декабря 1996 г. Ли умер от сердечного приступа.