Лифшиц Михаил Александрович
Ли́фшиц Михаи́л Алекса́ндрович [10(23).7.1905, Мелитополь, Украина – 20.9.1983, Москва], российский философ и публицист. Родился в семье мелкого служащего. В 1923 г. поступил во Вхутемас (с 1926 Вхутеин), где затем преподавал философию до 1929 г. В 1929–1931 гг. в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ), с 1932 г. читал лекции в Институте литературы и искусства Комакадемии (с 1934 Институт философии, литературы и истории, ИФЛИ). В 1930 г. началась его совместная работа с Д. Лукачем (издание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, разработка теории «большого» реализма), в том числе в журнале «Литературный критик» (1933–1940) вплоть до его закрытия постановлением ЦК ВКП(б) после инициированной А. А. Фадеевым кампании 1939–1940 гг. и осуждения их деятельности как «вредоносного» течения, представленного именами не только самого Лифшица и Лукача, но и писателя А. П. Платонова. С 1941 г. на фронте, служил в Днепровской военной флотилии, был ранен. В 1950–1960-х гг. сотрудничал с А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир». С 1963 г. сотрудник Института истории искусства Министерства культуры СССР, затем Института теории и истории изобразительных искусств при Академии художеств (действительный член с 1975).
Начиная с середины 1920-х гг. в полемике с т. н. вульгарной социологией (В. М. Фриче, В. Ф. Переверзев и др.), с её установкой на отыскание «социального эквивалента» художественных произведений, рассматривавшихся как выражение «психоидеологии» того или иного класса, Лифшиц отстаивал идею объективной правды (истины и красоты «самой жизни»), заключённой в каждом подлинном произведении (дискуссии 1934–1936 и др.). Осуществлённая Лифшицем реконструкция эстетических взглядов К. Маркса, представленного как поборника высокой классики – античной и новоевропейской (сборник «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», 1937; 4-е издание, т. 1–2, 1983), сопровождалась утверждением непреходящего «всемирно-исторического» содержания творчества великих художников прошлого, отвечающего «конечным целям свободного человеческого развития». Так, недостатком «генетической» социологии Г. В. Плеханова Лифшиц считал его неспособность провести через историю культуры «генеральную перспективу классовой борьбы – перспективу коммунистической революции» (Лифшиц М. А. Вопросы искусства и философии. Москва, 1935. С. 309), понятой как развёртывание общественной самодеятельности в процессе освобождения от оков капитализма и классовой цивилизации, когда «возвращение всех человеческих вещей» (Дж. Вико) становится «нормальной пульсацией общественного организма». Концепция художественного реализма и «народности» всякого «большого» искусства, сформулированная в работах Лифшица и Лукача 1930-х гг., отстаивалась Лифшицем в 1960–1970-х гг. в противостоянии теории и практике модернизма (памфлет «Почему я не модернист?», «Феноменология консервной банки», оба – 1966; «Кризис безобразия», 1968, совместно с его женой Л. Я. Рейнгардт; и др.). Характерное для модернизма «воинственное отрицание традиции во имя активной воли художника», во имя его иллюзорной свободы «ломать реальные формы окружающего мира» (Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. Москва, 1980. С. 475, 479) истолковывалось Лифшицем по аналогии с марксистской критикой религии как своеобразная «отдушина», дающая мнимый выход подавленной общественной энергии. Утверждая, что художественное произведение – это «зеркало мира», а не «продукт коллективного солипсизма, не система условных знаков эпохи, личности, класса, нации или расы» (Лифшиц М. А. Мифология древняя ... С. 514), Лифшиц считал при этом, что искусство становится самим собой лишь отражая «ноуменальные» моменты, присутствующие в самой жизни (классика как голос «истинного бытия»). Концепция отражения конкретизировалась в «онтогносеологии» позднего Лифшица: вызывая «бытие на себя», человек своей активностью возбуждает ответное действие природы; благодаря этой «провокации» «объект приобретает как бы статус субъекта», и эта его субъективность отражается в человеческом сознании, «становится для нас объективным зеркалом, отвечающим на запрос человека» (Лифшиц М. А. Мифология древняя ... 1980. С. 75–76). Уже в древней мифологии, представляющей собой «отражение действительности под углом зрения свободы», запечатлена «технологическая драма человека», сталкивающегося в своей деятельности с «возмущением естественных сил против слишком тесной узды, навязанной им человеческой волей» (Лифшиц М. А. Мифология древняя ... С. 135, 73, 77).
Значительное место в публицистике Лифшица занимает полемика с характерными для многих представителей советской интеллигенции «пустозвонством», «мелочностью, школьностью и бюрократизмом мысли» (сатирической памфлет «Дневник Мариэтты Шагинян», 1954, сборник статей «В мире эстетики», 1985, и др.).