Вторая схоластика
Втора́я схола́стика, совокупность католических философских учений 16–17 вв., возникших и развивавшихся преимущественно в Испании и Португалии и в противостоянии идеологии Реформации обосновывавших реформы в лоне самой Римско-католической церкви.
В конце 15 – 1-й четверти 16 вв., после столетия упадка и измельчания схоластической мысли, происходит возрождение философии «большого стиля» в трудах таких выдающихся комментаторов Фомы Аквинского, как Каэтан (Томмазо де Вио) и Ф. Сильвестри да Феррара (около 1474–1526). Подъём схоластического философствования во 2-й половине 1520-х гг. и середине 16 в. связан с деятельностью трёх поколений теологов-доминиканцев из Университета г. Саламанка. Сочинения ведущего представителя саламанкской школы Франсиско де Витории (1492–1546) содержали богословское обоснование права и морали, учение о природе человека и ценности человеческой жизни и др. («О гражданской власти» – «Relectio de potestate civili», 1528; «О праве войны» – «Relectio de jure belli», 1539). Крупными представителями саламанкской школы были Доминго де Сото (1494–1560), Мельхиор Кано (1509–1560), Бартоломе де Медина (1527–1580), Доминго Баньес (1528–1604).
Определяющими факторами расцвета Второй схоластики во 2-й половине 16 – начале 17 вв. явились Тридентский собор и деятельность ордена иезуитов, основанного в 1534 г. Иезуитами были все ведущие представители Второй схоластики этого периода. Луис де Молина развивал учение о согласованности (лат. concursus) Божественной воли и воли человека, основанное на концепции «среднего знания» (лат. scientia media), т. е. присущего Богу изначального знания будущих случайных событий. В натурфилософии и логике первенствующую роль играли Бенито Перейра (1535–1610) и Франсиско де Толедо (1532–1596); в метафизике – «португальский Аристотель» Педру да Фонсека (1528–1599), автор комментариев к «Метафизике» Аристотеля (1577), и Ф. Суарес, творчество которого явилось вершиной Второй схоластики. Впервые в истории европейской философии Суарес создал независимый от Аристотеля систематический трактат по метафизике (1597), оказавший влияние на всю рационалистическую философию Нового времени вплоть до И. Канта.
В 17 в. тексты и идеи Второй схоластики выходят за пределы Пиренейского п-ова и получают широкое распространение в Европе, в том числе в большинстве университетов в протестантской Германии, где они послужили импульсом для развития собственно «протестантской схоластики» (нем. Schulmetaphysik) 17–18 вв. Общепринятой формой становится Cursus philosophicus – всеобъемлющий курс, включавший в себя все разделы философии того времени, начиная с логики и кончая метафизикой. Крупнейшие представители Второй схоластики 17 в.: иезуиты Родриго де Арриага (1592–1667), Педро Уртадо де Мендоса (1578–1641), Франсиско де Овьедо (1602–1651), а также францисканцы Бартоломео Мастри (1602–1673) и Джон Понс (1603–1670). К началу 18 в. традиция Второй схоластики угасает. В трактатах Второй схоластики, которые начала осваивать историко-философская наука в конце 20 в., ставились проблемы общей теории объекта, чисто мыслимого бытия и др.