Лавис
Лави́с (франц. lavis – растушёвка, размывка кистью водяной краски), техника гравирования на металле, основанная на процессе глубокой печати. Художник рисует на полированной металлической пластине кистью, смоченной в растворе кислоты, которая делает её поверхность шероховатой. Для травления цинковых досок, как правило, применяют азотную кислоту, для медных используют раствор хлорного железа. Определить глубину тона и интенсивность травления помогает добавление в раствор кислоты красящего вещества. Чем толще слой травящего состава, тем более глубокий тон выходит при печати. Те участки доски, которые должны быть светлыми в оттиске, перед травлением иногда покрывают слоем асфальтового лака, оберегающего их от действия кислоты. После завершения процесса травления доску промывают и наносят на её поверхность типографскую краску, которая набивается в образовавшиеся углубления. Излишки краски убирают, после чего печатают оттиски. Для этого, как и в прочих техниках глубокой печати, используется влажная бумага, лучше принимающая краску. Поскольку в технике лависа происходит травление только поверхности доски, а не углублённых линий штрихов, при печати возможно получить лишь небольшой тираж – как правило, не более 30 оттисков.
Особенность техники лависа – работа тональным пятном, имитирующим в гравюре рисунок пером с размывкой кистью. Вследствие этого лавис редко используется самостоятельно, чаще всего художники применяют его в сочетании с офортом (в этой технике наносятся линии контура), а также акватинтой, позволяющей получить большее разнообразие тонов и более насыщенные оттенки.
Лавис появился в середине 18 в., когда высокий спрос коллекционеров на рисунки породил интерес к их гравированным воспроизведениям: для их создания требовались новые технические приёмы.
Честь открытия лависа нередко ошибочно приписывают французскому художнику Ж.-Б. Лепренсу, датируя изобретение 1768–1769 гг. Неточность возникла по той причине, что Лепренс, описывая свой метод создания акватинты, называл его «гравюра в манере лависа» (франц. «gravure en manière de lavis»). В 18 в. во Франции словом «лавис» обозначали все техники гравюры, в которых имитировалась размывка кистью, в том числе акватинту, и разнообразные техники рисунка, в которых также использовалась размывка красочного тона или растушёвка. Термин «акватинта», которым следовало бы обозначить изобретение Лепренса, вошёл в употребление во французском языке позднее.
Лепренс действительно в начале своих опытов использовал лавис в сочетании с офортом, а впоследствии – и с акватинтой. Однако ещё в 1758 г. французский мастер Ж.-Ш. Франсуа обращался в своих графических экспериментах к технике чистого лависа, а до него её применяли и многие другие авторы – например, англичанин П. Сэндби в начале 1750-х гг.; в своих гравюрах лавис использовал в 1758–1759 гг. немецкий художник Д. Ходовецкий. Таким образом, эта техника вошла в употребление в середине 18 в. практически одновременно в разных странах Европы.
Не получив широкого распространения в первую очередь из-за малой тиражности, лавис тем не менее был востребован у ряда выдающихся западноевропейских и российских мастеров 18–19 вв. В частности, его использовал английский гравёр Р. Ирлом в своих гравюрах с рисунков К. Лоррена из «Liber veritatis» (лат. «Книга истины»). К лавису не раз обращался Ф. Гойя. Среди мастеров, работавших в этой технике в России, – Н. А. Львов, А. Н. Оленин, И. Х. Майр, К. Новоселов, Е. О. Скотников.
Со 2-й половины 19 в. в связи с развитием репродукционных техник гравюры лавис, используемый прежде всего для воспроизведения рисунков старых мастеров, оказался практически забыт. В 20 в. он применялся некоторыми мастерами (А. И. Кравченко, Д. П. Штеренберг и др.) в сочетании с офортом, акватинтой, сухой иглой.