Вороново
Во́роново, село в Троицком административном округе г. Москва, усадебный комплекс.
История усадьбы
Не позднее последней четверти 16 в. Вороново оказалось во владении одной из ветвей рода Волынских (потомков Д. М. Боброка Волынского) – Вороных-Волынских. Принявшая постриг в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре М. А. Булгакова (урождённая Вороная-Волынская) в 1628/1629 г. пожаловала данную грамоту на Вороново Троице-Сергиеву монастырю. В 1640 г. окольничему Ф. В. Волынскому по его челобитью было разрешено выкупить вотчину, и она вернулась во владение Волынских, которым принадлежала вплоть до 1740 г. Среди владельцев усадьбы в это время – В. С. Волынский и А. П. Волынский. После казни А. П. Волынского Вороново было конфисковано в казну (1740), однако после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны (1741) возвращено детям А. П. Волынского. После смерти П. А. Волынского в 1743 г. усадьба оказалась приданым его сестры Марии Артемьевны (1725–1792), вышедшей в 1748 г. замуж за представителя рода Воронцовых графа (c 1760) И. И. Воронцова (1719–1789). При нём и его сыне – графе А. И. Воронцове велась масштабная перестройка усадебного комплекса. В 1775 г. Вороново посетила императрица Екатерина II.
В 1800 г. граф А. И. Воронцов продал Вороново графу Ф. В. Ростопчину. Новый владелец вложил много сил и средств в развитие экономической жизни усадьбы, открыл конный завод, построил оранжерею, планируя организовать в Воронове образцовое хозяйство. Эти планы были нарушены событиями Отечественной войны 1812 г. В ночь на 20 сентября (2 октября) в ожидании подхода французских войск Ростопчин сжёг главный дом усадьбы.
После войны Вороново было восстановлено в 1810–1820-х гг. Позднее, в 1830–1850-х гг., Вороново – любимое место отдыха поэтессы графини Е. П. Ростопчиной (урождённой Сушковой) (1811–1858). В Воронове она написала ряд стихотворений, в том числе «Село Анна» (1840), «Цирк 19 века» (1850), «Ода поэзии» (1852), «Душа вассалов» (1853), «В деревне» (1854), природа усадьбы описана в стихотворении «Колокольчик» (1853).
В 1859 г., вскоре после смерти жены, владелец Воронова граф А. Ф. Ростопчин продал усадьбу и земли нескольким владельцам, при этом собственно усадебный комплекс с прилегающей территорией перешёл во владение представителя рода Толстых П. М. Голенищева-Кутузова-Толстого (1800–1883). При нём усадебный дом дважды горел. По слухам, зафиксированным графиней Л. А. Ростопчиной, «таким образом крестьяне проявляли свою любовь к прежнему владельцу» (Ростопчина. [1912]. С. 228).
Подобная ситуация подтолкнула Голенищева-Кутузова-Толстого к продаже усадьбы, которую не позднее 2-й половины 1870-х гг. купил граф А. Д. Шереметев. В 1879 г. новый владелец организовал в Воронове пожарную команду для тушения пожаров в окрестных сёлах и деревнях. Не позднее начала 1890-х гг. граф Шереметев продал Вороново своему старшему брату, графу С. Д. Шереметеву. В 1894 г. усадьба была отдана в приданое его старшей дочери, графине Анне Сергеевне (1873–1949), вышедшей замуж за А. П. Сабурова (из рода Сабуровых) (1870–1919).
После Октябрьской революции 1917 г. усадьба национализирована, в 1920-х гг. частично сожжён главный дом. В 1926–1941 гг. в Воронове размещалась профессионально-техническая школа, в 1941–1945 гг. – школа офицеров и госпиталь, в 1949–1961 гг. – дом отдыха горняков. Затем чуть более 2 лет в Воронове размещалась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина. В 1966 г. усадебный комплекс с территорией около 160 га передан Госплану СССР под дом отдыха, с 1992 г. в ведении Правительства РФ. В 2014 г. санаторий Вороново преобразован в Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития РФ.
Архитектурный комплекс
Двор вотчинников появился в Вороново не позднее конца 16 в. при А. И. Вороном-Волынском. Наряду с ним существовала и деревянная церковь в честь Происхождения Креста Господня. Начало формирования усадебного комплекса связано с именем А. П. Волынского. В 18 в. расцвет усадьбы пришёлся на вторую его половину, когда для её перестройки были приглашены выдающиеся архитекторы того времени – К. И. Бланк, а затем Н. А. Львов.
Новый главный дом усадьбы был возведён в духе зрелого классицизма в конце 1780-х – начале 1790-х гг. архитектором Львовым. Он представлял собой трёхэтажный основной объём с двумя симметричными трёхэтажными флигелями, соединявшимися с основным объёмом двухэтажными переходами. Первый этаж главного дома был рустован, а второй и третий – украшены восьмиколонным портиком ионического ордера с треугольным фронтоном. Дом серьёзно пострадал в огне пожара 1812 г. и был восстановлен к 1-й половине 1820-х гг. в упрощённом виде. Вид восстановленного главного дома запечатлел внук графа Ф. В. Ростопчина – граф Л.-Г. де Сегюр в 1839 г.: главный дом представлял собой двухэтажный основной объём с одноэтажными флигелями и переходами к ним. В конце 1890-х гг. главный дом подвергся радикальной перестройке в стиле необарокко: было разобрано его южное крыло, появились высокие мансардные крыши, к парадному фасаду пристроена открытая аркада с балконом на 2-м этаже. После пожара начала 1920-х гг. 3-й этаж был утрачен, а 2-й восстановлен лишь в 1930-е гг. В 1949 г. главный дом вновь перестроен при приспособлении его под дом отдыха. В 1978–1983 гг. по проекту архитектора Г. А. Короткова проведена реставрация главного дома, в ходе которой была предпринята попытка вернуть ему облик на начало 20 в.
К югу от дома сохранилась барочная церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя (1752–1762, архитектор К. И. Бланк; освящена в 1763) с центрическим планом (восьмерик на крестообразном основании со скруглёнными углами). Рукава креста украшены портиками с парными колоннами и треугольными фронтонами. Высокий купол в духе елизаветинского барокко украшен люкарнами и увенчан фонарём с малым куполом-навершием. Фасады декорированы пилястрами, карнизами, барочными наличниками разной формы (в том числе овальные с мотивами рококо), лепными волютами и головами ангелов в духе петровской скульптуры, оконными решётками. В храме два придела – южный во имя великомученика Артемия Антиохийского и северный во имя преподобной Марии Египетской (в 1836 последний переосвящён во имя святителя Николая Чудотворца). Сохранился главный иконостас (1760-е гг.) и иконостасы приделов (19 в.), росписи 19 в. В советское время храм не закрывался. В 2001–2013 гг. проводилась его реставрация. Православный приход храма Всемилостивого Спаса стал лауреатом конкурса «Московская реставрация–2014» в номинации «Объекты культового зодчества» за лучшую организацию ремонтно-восстановительных работ. Близ храма были похоронены владельцы Воронова – граф И. И. Воронцов с супругой. Рядом возвышается трёхъярусная колокольня (1766, архитектор К. И. Бланк). Её 20-метровый шпиль, разобранный в 1942 г. советскими войсками, восстановлен в 1998–2000 гг.
К северо-западу от главного дома на берегу пруда расположен двухэтажный Голландский домик (1759, архитектор К. И. Бланк), декорированный трёхъярусным фигурным фронтоном в духе петровского барокко.
К северо-востоку от главного дома – остатки каретного сарая и северо-восточная угловая башня конного двора (конец 18 в., перестроен в 19 в., разобран в 1957).
Регулярный парк в центре усадьбы (середина 18 в.) к юго-западу сменяется пейзажным, спускающимся к большому пруду с островом (конец 18 – начало 19 вв.). Общая площадь парка 43,5 га.
На противоположном от главного дома западном берегу пруда в 1968–1974 гг. в стиле позднего советского модернизма с элементами брутализма построен новый комплекс дома отдыха (проект Центрального научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования лечебно-курортных зданий; архитекторы И. З. Чернявский, И. А. Василевский, инженер В. И. Мальц) с общественным и спальным корпусами. Рядом возведён лечебный корпус (2012–2013).
Напротив храма, на другой стороне Калужского шоссе, в двухэтажном здании бывшей сельской школы (последняя четверть 19 в.) расположена Художественная галерея села Вороново, открытая 5 мая 1975 г. группой энтузиастов во главе со скульптором Е. М. Гончаровым (1930–2007) на основе коллекции Р. А. Луговского (1910–2000), включившей произведения главным образом советских художников и скульпторов середины – 2-й половины 20 в. (картины и графика М. А. Абрамова, А. М. Герасимова, В. Н. Горяева, Н. Н. Жукова, А. И. Китаева, М. В. Маторина, В. В. Мешкова, В. К. Нечитайло, Г. Г. Нисского, А. И. Плотнова, Д. А. Шмаринова и др., более 200 натурных рисунков времени Великой отечественной войны 1941–1945 гг., созданных мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова; скульптуры Е. В. Вучетича, А. П. Кибальникова, Н. В. Томского и др.).