#Русские писатели 18 века
Русские писатели 18 века
Тег

Русские писатели 18 века

Русские писатели 18 века
Найденo 14 статей
Архитекторы, градостроители
Львов Николай Александрович
Львов Никола́й Алекса́ндрович (1753 – 1803/1804), российский архитектор, инженер, график, литератор, естествоиспытатель. Тайный советник; член Российской академии (1783), почётный член Императорской Академии художеств (1786). Представитель зрелого классицизма и наиболее заметный последователь палладианства в архитектуре Российской империи. Создал проекты многочисленных храмовых построек (собор Борисоглебского монастыря в Торжке, 1785–1796; церковь Святой Екатерины в Валдае, 1786–1793) и усадеб (Знаменское-Раёк, 1787 – 1790-е гг.; Никольское-Черенчицы, 1780-е – 1790-е гг.; обе – близ Торжка). Автор ряда литературных произведений в жанрах оды, поэмы, оперного либретто и т. д. Перевёл на русский язык и издал 1-ю книгу трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1798). Член Вольного экономического общества (1791).
Николай Львов. Церковь Святой Екатерины в Валдае (ныне Музей колоколов). 1786–1793
Литераторы
Комаров Матвей
Комаро́в Матвéй (около 1733 – около 1812), русский писатель. Автор популярных в 18–19 вв. лубочных книг «Обстоятельная и верная история двух мошенников: первого – российского славного вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина, со всеми его сысками, розысками, сумасбродною свадьбою и разными забавными его песнями; второго – французского мошенника Картуша и его товарищей с их портретами» (1779) и «Повесть о приключении аглинского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы» (1782).
Матвей Комаров. Повесть о приключении аглинского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе. Ч. 1. Москва, 1799. Титульный лист
Литераторы
Лёвшин Василий Алексеевич
Лёвшин Васи́лий Алексе́евич (1746–1826), русский писатель, переводчик. Представитель раннего русского сентиментализма (повесть «Утренники влюблённого», 1779). Наиболее значимые произведения – сборники «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения» (1780–1783; переиздан в 1807, 1820 и 1829) и «Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских» (1787–1788), в которых предприняты первые попытки создания русской повествовательной прозы на фольклорном материале; сборники оказали влияние на творчество Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина. Автор переводных и компилятивных сочинений, книг хозяйственного содержания, сатирической утопии «Новейшее путешествие, сочинённое в городе Белёве» (1784), историко-биографических книг о российских военачальниках.
Портрет Василия Лёвшина. 1812
Литераторы
Озеров Владислав Александрович
О́зеров Владисла́в Алекса́ндрович (1769–1816), русский драматург, действительный статский советник (1804). Обновил русскую классицистическую трагедию, внеся в неё сентиментальные и романтические черты: поведение героя подчинено не долгу, а чувству; господствует не борение страстей, а сентиментальная чувствительность, которая представлена как гуманное, облагораживающее человека начало, возвышающее его над узкой моралью и религиозными предрассудками. Одна из наиболее значительных – трагедия «Димитрий Донской» (поставлена и опубликована в 1807), насыщенная аллюзиями и патриотическими тирадами; вместе с тем подверглась критике за многочисленные анахронизмы и антиисторичность образа древнерусского князя, охваченного любовными переживаниями. Среди других трагедий: «Ярополк и Олег» (поставлена в 1798, опубликована в 1828), «Эдип в Афинах» (поставлена и опубликована в 1804), «Фингал» (поставлена в 1805, опубликована в 1807).
Портрет Владислава Озерова. 1840
Литераторы
Крылов Иван Андреевич
Крыло́в Ива́н Андре́евич (1769, по другим данным, 1766 или 1768 – 1844), русский писатель, журналист. Член Российской академии (1811), академик Петербургской академии наук (1841). Из произведений наиболее известны басни (отдельные прижизненные издания – 1809, 1811, 1815, 1816, 1819, 1825, 1830, 1843). Басни Крылова – итог и вершина развития этого жанра в русской литературе. Их широкую популярность обусловило доминирование поэтического начала над дидактическим. Книжная мораль, высокие идеалы разума, связанные с традицией Просвещения, у Крылова посрамляются житейской мудростью. Как драматург работал преимущественно в жанрах комедии и комической оперы. Издавал сатирический журнал «Почта духов...» (1789), в котором сделал главным объектом сатиры неразумное и неправедное устройство современного общества. Выпускал журналы «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), где печатал свои стихотворения, сатирические «похвальные речи», статьи и повести.
Отто Герман Эстеррейх. Портрет Ивана Андреевича Крылова. 1824
Литераторы
Фонвизин Денис Иванович
Фонви́зин Дени́с Ива́нович (1743 или 1745 – 1792), русский драматург, прозаик, поэт, переводчик и публицист. Наиболее значительные произведения – комедии нравов «Бригадир» (1768–1769, поставлена в 1772, опубликована в 1790) и «Недоросль» (1779–1782, поставлена в 1782, опубликована в 1783), в которых высмеивается жизнь провинциальных помещиков. Переводил с немецкого и французского языков: «Басни нравоучительные…» Л. Хольберга (1761; дополненное издание – 1765), роман «Геройская добродетель…» Ж. Террасона (1762–1768), поэма в прозе на библейский сюжет «Иосиф» П. Ж. Битобе (1769) и др. В 1769–1782 гг. секретарь Н. И. Панина; как публицист проводил его политические взгляды и выступал с завуалированной критикой политики Екатерины II. Среди других сочинений: стихотворная сатира «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1769), повесть «Каллисфен» (1787), воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791–1792, не завершены; полностью опубликованы в 1830).
Денис Фонвизин
Историки
Карамзин Николай Михайлович
Карамзи́н Никола́й Миха́йлович (1765 или 1766 – 1826), российский историк, общественный деятель, издатель, переводчик, русский писатель и поэт, действительный статский советник (1824), почётный член Петербургской АН (1818). Дворянин. Состоял на службе в лейб-гвардии Преображенском полку (1781–1784). Путешествуя по Европе в 1789–1790 гг., вёл записи, ставшие основой «Писем русского путешественника» (1-е отдельное издание, ч. 1–6, 1797–1801). Редактировал и издавал «Московский журнал» (1791–1792), литературный альманах «Аглая» (1794–1795), журнал «Вестник Европы» (1802–1803). Автор повестей, ставших образцами русского сентиментализма, – «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» (обе – 1792). Разработал языковую «реформу», направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества. Сторонник просвещённой монархии; выступал за сохранение территорий, полученных Российской империей в результате разделов Речи Посполитой, в составе России. С конца 1790-х гг. занимался изучением русской истории, в 1803 г. удостоен императором Александром I звания историографа. Главный труд – «История государства Российского» с древнейших времён (доведена до середины 1611, не окончена; т. 1–12, 1-е издание печаталось в 1816–1829).
Василий Тропинин. Портрет Николая Михайловича Карамзина. 1818
1
2