#Искусство и архитектура классицизма в России
Искусство и архитектура классицизма в России
Тег

Искусство и архитектура классицизма в России

Искусство и архитектура классицизма в России
Найденo 30 статей
Архитекторы, градостроители
Старов Иван Егорович
Старо́в Ива́н Его́рович (1744–1808), российский архитектор, один из главных представителей классицизма в России. Академик (1769), профессор (1785) и адъюнкт-ректор (1794) Императорской Академии художеств. Создатель Таврического дворца (1783–1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778–1790) в Санкт-Петербурге, ряда усадебных ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга, Москвы и других частях России.
Иван Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург. 1778–1790
Произведения градостроительства
Марсово поле (Санкт-Петербург)
Ма́рсово по́ле, площадь в Санкт-Петербурге. Современное название закрепилось за площадью в 1-й четверти 19 в., после установки здесь памятника А. В. Суворову в образе бога войны Марса (1799–1801, скульптор М. И. Козловский; в 1818 перенесён ближе к набережной Невы) и победы в Отечественной войне 1812 г. Архитектурное обрамление Марсова поля в основном сформировалось в конце 18 – 1-й трети 19 вв., важную роль в нём играет здание казарм лейб-гвардии Павловского полка (1817–1819, архитектор В. П. Стасов). После 1917 г. площадь приобрела современный вид: установлен памятник «Борцам революции» (1917–1919, архитектор Л. В. Руднев), создан регулярный партерный сад (1920–1923, архитектор И. А. Фомин, ландшафтный архитектор Р. Ф. Катцер). В 1957 г. здесь сооружён первый в СССР Вечный огонь.
Марсово поле, Санкт-Петербург
Архитекторы, градостроители
Росси Карл Иванович
Ро́сси Карл Ива́нович (1775, по другим сведениям, 1777 – 1849), российский архитектор итальянского происхождения, один из крупнейших представителей ампира. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1822). Проекты, реализованные архитектором в Санкт-Петербурге, значительно изменили облик центра города: ансамбли Дворцовой площади (1819–1829), Михайловского дворца (1819–1825, ныне здание Русского музея), Александринского театра (1828–1832), здания Сената и Синода (1829–1834) и др.
Карл Росси. Здание Александринского театра, Санкт-Петербург. 1828–1832
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Палладианство
Палладиа́нство, направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й половины 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио. Первым палладианцем в Италии был младший современник Палладио В. Скамоцци. В 18 в. традиция палладианской архитектуры получила продолжение в творчестве архитекторов Ф. Муттони и О. Бертотти-Скамоцци. Приёмы палладианства активно использовали британские архитекторы И. Джонс в 17 в. и У. Кент, К. Кэмпбелл, Дж. Вуд Старший и другие в 18 в. Английское палладианство, в свою очередь, повлияло на становление палладианской архитектуры Ирландии (Э. Л. Пирс), колоний в Северной Америке (впоследствии США; Т. Джефферсон) и других британских владений. Палладианство развивалось также в странах континентальной Европы: Нидерландах (Я. ван Кампен, П. Пост), Швеции (Н. Тессин Старший), Польше (С. Завадзский) и т. д. Последователи Палладио в России 18 в. – Н. А. Львов, Дж. Кваренги, Ч. Камерон; крупнейший отечественный палладианец 20 в. – И. В. Жолтовский.
Оттавио Бертотти-Скамоцци. Проект виллы Капра в Сарчедо (Италия)
Архитекторы, градостроители
Львов Николай Александрович
Львов Никола́й Алекса́ндрович (1753 – 1803/1804), российский архитектор, инженер, график, литератор, естествоиспытатель. Тайный советник; член Российской академии (1783), почётный член Императорской Академии художеств (1786). Представитель зрелого классицизма и наиболее заметный последователь палладианства в архитектуре Российской империи. Создал проекты многочисленных храмовых построек (собор Борисоглебского монастыря в Торжке, 1785–1796; церковь Святой Екатерины в Валдае, 1786–1793) и усадеб (Знаменское-Раёк, 1787 – 1790-е гг.; Никольское-Черенчицы, 1780-е – 1790-е гг.; обе – близ Торжка). Автор ряда литературных произведений в жанрах оды, поэмы, оперного либретто и т. д. Перевёл на русский язык и издал 1-ю книгу трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1798). Член Вольного экономического общества (1791).
Николай Львов. Церковь Святой Екатерины в Валдае (ныне Музей колоколов). 1786–1793
Архитекторы, градостроители
Стасов Василий Петрович
Ста́сов Васи́лий Петро́вич (1769–1848), российский архитектор, мастер позднего классицизма и ампира. Профессор Академии Святого Луки в Риме (1808), академик (1811) и почётный вольный общник (1827) Императорской Академии художеств. Спроектировал ряд сооружений в Санкт-Петербурге [Нарвские ворота, 1827–1834; Троицкий (Измайловский) собор, 1828–1835; и др.], его окрестностях [чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе (ныне г. Пушкин), 1817; и др.], а также других городах Российской империи (храм Александра Невского в Саратове, 1-я четверть 19 в., колокольня 1840–1842; утрачен). Одним из первых использовал мотивы древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве (храм Александра Невского в Потсдаме, проект 1826; Десятинная церковь в Киеве, 1828–1842, утрачена).
Василий Стасов. Троицкий (Измайловский) собор, Санкт-Петербург. 1828–1835
Архитекторы, градостроители
Фельтен Юрий Матвеевич
Фе́льтен Ю́рий Матве́евич (1730–1801), российский архитектор. Профессор (1772) и директор (1789–1794) Императорской Академии художеств. Представитель эпохи классицизма. Автор ряда построек в Санкт-Петербурге (южный павильон Малого Эрмитажа и Висячий сад, 1765–1766) и его окрестностях (интерьеры Большого дворца в Петергофе, конец 1760-х – 1770-е гг.). Один из первых в России работал в стилях неоготики [Чесменская церковь (церковь Рождества Иоанна Предтечи) в Санкт-Петербурге, 1777–1780], шинуазри (Скрипучая, или Китайская, беседка, 1778–1786) и тюркери [Башня-руина, 1771–1773; обе – в Царском Селе (ныне г. Пушкин)].
Юрий Фельтен. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в ансамбле Чесменского дворца, Санкт-Петербург. 1777–1780
Архитекторы, градостроители
Монферран Огюст
Монферра́н Огю́ст (1786–1858), французский и российский архитектор и инженер. Представитель позднего классицизма и ранней эклектики. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1831), почётный член и член-корреспондент Института британских архитекторов в Лондоне (не позднее 1835), профессор Академии художеств во Флоренции, почётный член Академии Святого Луки в Риме (оба – 1842). Автор проектов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1818 и 1825; строительство в 1818–1858), спроектировал и руководил установкой Александровской колонны на Дворцовой площади (1834). Для ярмарки в Нижнем Новгороде создал Спасский Староярмарочный собор, а также утраченный ансамбль административных зданий, решённых в традициях классицизма, и торговых Китайских рядов в духе шинуазри (все – 1817–1822). Среди сооружений в исторических стилях – частные дома в Санкт-Петербурге (П. Н. Демидова, 1835–1840; княгини В. Ф. Гагариной, 1836). Как мастер интерьера создал ряд парадных залов и личных покоев в Зимнем дворце (1822–1837). Офицер ордена Почётного легиона (1841).
Огюст Монферран. Проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Общественные сооружения
Смольный (здание в Санкт-Петербурге)
Смо́льный, здание в Санкт-Петербурге, архитектурный памятник позднего классицизма. Построен в 1806–1808 гг. архитектором Дж. Кваренги для Смольного института. В здании Смольного происходили ключевые события Октябрьской революции 1917 г.: в нём состоялся 2-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, располагались Всероссийский центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров и Центральный комитет Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). В 1934 г. в Смольном был убит С. М. Киров. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в здании располагался штаб Военного совета Ленинградского фронта. С 1996 г. служит резиденцией губернатора Санкт-Петербурга.
Джакомо Кваренги. Проект здания Смольного института. Главный фасад и план первого этажа. 1806–1808
1
2
3