Аранда
Ара́нда (арунта, аррернте, aranda, arrernte, arunta), объединяющее название ряда этнолингвистических общностей коренных австралийцев, исконно расселявшихся на обширных пространствах Центральной Австралии (административная единица – Северная территория) и характеризовавшихся определённым этнокультурным своеобразием, отражённым в самосознании. В начале 21 в. большинство аранда живут в окрестностях города Алис-Спрингс, некоторые – в крупных городах других районов страны. Численность составляет более 2,5 тыс. человек (2006, перепись). Говорят на языках арантийской ветви языковой семьи пама-ньюнга. Сочетают традиционные верования с христианством.
В доколониальный период аранда были высокомобильными охотниками и собирателями. Регулярно занимались культурным выжиганием растительности, способствовавшим оптимальному воспроизводству флоры и фауны. Орудия, утварь и оружие преимущественно изготовлялись из камня, дерева, коры и растительных волокон (мужские – копья различных видов с каменными и деревянными наконечниками, копьеметалки, бумеранги, дубинки, мечи, топоры – кодья и др.; женские – палки-копалки, ёмкости для жидкостей, плетёные сумки, корзины, зернотёрки и др.). Мобильный образ жизни обусловливал портативный и эргономичный состав материальной культуры. В то же время был весьма развит межгрупповой обмен различными изделиями и материалами, пути которого пересекали огромные пространства. Определённую роль в хозяйстве аранда играла полудикая собака – динго.
Как и представители всех других этнокультурных общностей коренных австралийцев, аранда делились на множество локальных групп (общин, бэндов) с весьма текучим, изменчивым составом. Стержнем социальной организации аранда была бифуркативная номенклатура родства, а также деление всего населения осваиваемых ими территорий на две унилинейные половины и на четыре (южные аранда) или восемь (северные аранда) поименованных подсекций, а также на несколько десятков преимущественно патрилинейных кровнородственных десцентных групп, ведших своё происхождение от мифических предков. Наряду с группами, основанными на кровном родстве и принципе десцента, у аранда имелись объединения религиозного назначения – тотемические группы, которые формировались по нескольким различным принципам, в том числе по принципу места рождения: человек входил в ту тотемическую группу, вблизи святилищ который появился на свет.
У аранда, как и других коренных австралийцев, существовало ярко выраженное гендерное и возрастное неравенство. Типична была полигиния среди наиболее уважаемых старших мужчин. Имелись лидеры – алатунья, которых первоначально считали светскими лидерами (главами локальных групп); позднее учёные пришли к выводу, что алатунья – лидеры тотемических групп. Они имели авторитет преимущественно в культовой деятельности. Одним из таких лидеров, описанных миссионером К. Штреловым, был Лоатьира из группы нгалиа.
Для традиционной жизни характерны были продолжительные и массовые религиозные церемонии, сопряжённые с общими мифологическими представлениями, сложными традициями изобразительного, драматического, песенного и музыкального искусства. Значительное развитие получили воинские искусства, различные виды магии, индивидуальная специализация в сфере оккультизма.
У аранда в 19 в. существовал развитый язык жестов. К. Штрелов описал 290 различных жестов, передававших в различных комбинациях более 450 понятий. Язык жестов чаще использовался женщинами, чем мужчинами.
Ключевым мифологическим персонажем аранда был Алчира, который представлялся в виде высокого сильного мужчины со светлыми волосами, спадавшими на лоб, часто его звали страусоногий Алчира. Место жизни Алчиры – небеса, а Млечный Путь считается рекой (или ручьем), у которого он живёт со своими женами и детьми. Алчира существует вечно, поэтому его мир, называемый Альчиринга, считается одновременно миром мифов и вечности (ср. Время сновидений, время о́но, мифологическое время), существовавшим до людей и сосуществующим с миром людей (профанное время).
Из языков аранда происходят многие слова, получившие известность не только в Австралии, но и далеко за её пределами и ставшие отчасти также этнографическими терминами: чуринга, интичиума, уже упомянутое Алчеринга и др. Слово «чуринга» иногда используется в науке как нарицательное для обозначения священных предметов. Чуринга обычно представляла собой деревянную дощечку или плоский камень, на которые нанесены символические изображения. Чуринга считалась у аранда материальным символом души человека. Слово «интичиума» широко применяется этнографами для распространённых некогда во многих районах страны обрядов «размножения тотема» (вернее, магических обрядов, направленных на поддержание существования и воспроизводства численности животных и растительных видов, культурных и природных явлений и др.)
Аранда получили наибольшую известность среди австралийских коренных народов благодаря имевшим широкую популярность пространным описаниям их культуры, которые составили английский биолог и путешественник У. Б. Спенсер и миссионер Ф. Дж. Гиллен (1890-е гг.), а также немецкий миссионер К. Штрелов (1907). Сын последнего, Т. Штрелов, росший вместе с детьми аранда, стал одним из самых уважаемых и знающих профессиональных этнографов (социальных антропологов) Австралии. Материалы по мифологии и социальной организации аранда часто использовались для характеристики коренных австралийцев в целом и легли в основу теоретических построений многих классических эволюционистов, а также представителей более поздних течений теоретической социальной антропологии (Л. Г. Морган, Ф. Энгельс, Л. Леви-Брюль, А. Н. Максимов, П. Ф. Преображенский, С. П. Толстов, С. А. Токарев, К. Леви-Строс и многие другие).
На 2023 г. значительная часть аранда живет в самоуправляющихся посёлках, где имеются начальные школы, магазины, библиотеки, доступны интернет, мобильная связь, современные коммуникативные и транспортные технологии. Имеются церковные приходы и иные религиозные организации, в том числе синкретического характера. Действуют всевозможные государственные и общественные программы по охране здоровья, улучшению питания и бытовых условий, просвещению жителей и др. Налажена деятельность ряда культурно-просветительских организаций. На языке аранда издаются книги, газеты и журналы, ведётся радио- и телевещание. Около 20 % жителей города Алис-Спрингс имеют предков аранда. Немало аранда получили среднее и высшее образование, стали общественными деятелями, художниками, певцами, актёрами, писателями и поэтами, спортсменами и прочее. Известными представителями аранда являются получивший мировое признание художник Альберт Наматжира и лингвист Вероника Добсон.
С 2016 г. язык аранда включён в программу Северной территории «Сохраняя силу языков и культуры коренных народов» (Keeping Indigenous Languages and Cultures Strong). Участие в программе предполагает организацию преподавания языка аранда для всех желающих в языковом центре г. Алис-Спрингс, а также наличие курса этого языка в расписании Университета Чарлза Дарвина (г. Дарвин).