Йосселин де Йонг Ян Петрус Беньямин де
Йо́сселин де Йонг Ян Пе́трус Беньями́н де (Jan Petrus Benjamin de Josselin de Jong) (13.3.1886, Лейден – 15.11.1964, Зайст), нидерландский антрополог и языковед. Окончил факультет лингвистики Лейденского университета (1910); ученик К. К. Уленбека. В 1910–1911 гг. собирал материалы среди алгонкинов Севера США (черноногих и оджибве) для диссертации, посвящённой сравнению представлений об одушевлённом и неодушевлённом в культурах индогерманских и алгонкинских народов на основе их отражения в языках. В 1910–1935 гг. хранитель отдела Африки, Америки и Австралии Лейденского королевского этнографического музея, в 1922–1935 гг. – этнографической коллекции Лейденского университета, с 1922 г. преподаватель общей этнологии, в 1935–1956 гг. профессор и заведующий кафедрой антропологии Лейденского университета. В 1933–1934 гг. проводил полевые исследования в Восточной Индонезии (на о-вах Кисар, Моа и др.).
Научные положения Йосселин де Йонга связаны с кругом идей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Мосс), лингвистического структурализма (Ф. де Соссюр, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон) и американской исторической школы (Ф. Боас, Р. Г. Лоуи). Его работы составили теоретическую основу лейденской школы – одного из первых и ведущих направлений структурализма в антропологии (1930-е гг.).
Ключевой постулат Йосселин де Йонга – о культуре как цельной всеохватывающей системе, отдельные сферы которой (политические организация, религиозные верования и т. д.) существуют и взаимодействуют на основе базовых структурных принципов, вытекающих из особенностей социальной организации того или иного общества. В изучении этих принципов опирался на методы семиотики и этнолингвистики, считая, что структурные особенности языка отражают своеобразие соответствующей культуры (вследствие чего лингвистика как дисциплина неотрывна от антропологии и археологии). Одно из основных понятий, введённых Йосселин де Йонгом в научный оборот на материалах Индонезии, – «поле этнологического исследования» (etnologisch studieveld). Под ним он понимал географический ареал, населённый народами со сходными формами культуры, в частности социальной организации. Внутреннее единство «поля» определяется «структурным ядром» – совокупностью социокультурных правил. Разработка понятия «поле этнологического исследования» позволила Йосселин де Йонгу избежать свойственного многим структуралистским школам антиисторизма и придать своим теоретическим построениям компаративистскую направленность. Им особо подчёркивалась необходимость опоры на результаты полевых исследований и изучения образа культуры в сознании её представителей. Важны исследования Йосселин де Йонгом конкретных социальных феноменов (дуальной организации, билинейного счёта родства и др.). Виднейшие представители лейденской школы – П. Э. де Йосселин де Йонг (племянник Йосселин де Йонга, общепризнанный глава школы после его смерти), Я. ван Бал, Ф. А. Э. ван Вауден, Р. Т. Зуйдема и др.