«Рамаяна»
«Рама́яна» (санскр. रामायण, буквально – «Путь Рамы» или «Деяния Рамы»), собирательное название индийских повествований о герое (царевиче, затем царе) по имени Рама (буквально – радующий, прекрасный) и его жене Сите (буквально – борозда).
Наиболее известная и едва ли не самая ранняя версия «Рамаяны» – одноимённая эпическая поэма (на санскрите), автором которой традиционно считается Вальмики, хотя очевидно, что текст, как и «Махабхарата», не был создан одним автором, но сложился и долгое время бытовал в устной традиции. Поэма записана (в разных вариантах), по-видимому, в первые века н. э. Сохранилось около 2000 рукописей (старейшая – 11 в.), группируемых в 2 или 3 «рецензии» с единым основным сюжетом: Рама, аватара бога Вишну, рождается на земле, чтобы уничтожить ракшасу (демона) Равану, врага богов и людей. Из-за происков Кайкейи, младшей жены своего отца Дашаратхи, Рама вместе с Ситой и братом Лакшманой вынужден уйти на 14 лет в лесное изгнание. Ситу похищает Равана и уносит её в своё царство на о. Ланка (отождествляемый с современной Шри-Ланкой). Рама отправляется на поиски Ситы, вступает в союз с царём обезьян Сугривой, советник которого Хануман узнаёт, где находится Сита. Рама с помощью обезьян переправляется через океан на Ланку, вступает в битву с ракшасами, убивает Равану, вызволяет Ситу, возвращается с ней в свою столицу Айодхью и принимает власть над царством.
В индийской культуре Рама – образ идеального сына, мужа и царя, «царство Рамы» – идеал государства, Сита – образ идеальной жены, Лакшмана – образ идеального брата и т. д. Для многих приверженцев индуизма Рама – человекобог, Высшее Божество, воплотившееся в человека ради утверждения на земле истины и добродетели.
«Рамаяна» оказала огромное влияние на культуру Индии и сопредельных стран Азии. Во 2-м тыс. много переложений «Рамаяны» было создано на новых индийских языках. Старинные версии «Рамаяны» есть на языках Мьянмы, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Таиланда, Филиппин, а также в Китае, Тибете и Монголии. Сюжеты «Рамаяны» нашли отражение в декоре многих памятников архитектуры (Ангкор-Ват и др.). Европейцы начали изучать «Рамаяну» с конца 18 в.