Догматизм (в философии)
Догмати́зм, понятие, распространённое в философии немецкого Просвещения; обозначало педантическое, подчинённое авторитетам, исходящее из предрассудков и непроверенных положений мышление. Имело негативное значение. Использовалось для обозначения немецкой школьной философии и средневековой схоластической метафизики.
Появилось во Франции, использовалось М. де Монтенем и Б. Паскалем, однако не играло у них центральной роли. Было известно в Англии, где также не получило широкого распространения. Особое значение приобрело лишь в Германии. Популярным становится после выхода в свет труда «Критика чистого разума» (1781, 2-е издание 1787) И. Канта, где занимает центральное место, противопоставляясь критицизму.
И. Кант – о догматизме и догматическом методе
Кант не только использует понятие «догматизм» в своих сочинениях, применяя его для критики предшествующих ему философских систем. Для него понятие догматизма приобретает структурообразующее значение. Кантовский проект критики чистого разума, понимаемой как пропедевтика к построению истинной философской системы, устанавливающей методические основания нового типа философствования, во многом выстраивается в противопоставлении предшествующему типу философствования, называемому догматизмом. Догматизм, таким образом, оказывается воплощением грубых нарушений в сфере метафизических познаний, связанных с незнанием или пренебрежением законами функционирования разума, и как таковой превращается в имя нарицательное, обозначая предшествующую Канту ложную философию и противопоставляясь новой, истинной философии, предлагаемой Кантом, называемой критицизмом, основанием которого является критика чистого разума. Именно критика чистого разума представляется как учение о методе, и её задачей является установление границ метафизического познания. Выстроенная на новых основаниях, философия сможет избежать ошибок и заблуждений, характерных для предшествующих метафизических построений. Догматизм характеризуется постоянным выходом за границы возможного для нас разумного познания и распространением на сферу вещей самих по себе категорий и основоположений рассудка, применение которых ограничивается лишь сферой возможного опыта. При этом Кант полагает, что такого рода выход за границы допустимого применения рассудочных понятий сам по себе является естественной склонностью разума и оказывается тем заблуждением, в которое разум неизбежно впадает, если ему не предшествует тщательная критика. Именно в этом Кант видел причину столь длительного беспрепятственного распространения догматизма в метафизике. В то же время от догматизма необходимо отличать догматический метод. Последний приписывается Кантом Х. Вольфу и оценивается исключительно положительно как синоним основательности и последовательности философских размышлений.
Догматизм в философии немецкого идеализма
В философии И. Г. Фихте мы находим сходное с кантовским понимание догматизма, которое, однако, подвергается еще большей радикализации. Основоположением истинной философии для Фихте становится утверждение, что основанием и источником всего является Я. Я представляется как спонтанное дело-действие, таким образом оно не зависит ни от чего другого, кроме как от самого Я, само себя порождающего и манифестирующего. И именно Я полагает всякое не-Я, становясь тем самым основанием не только для самого Я, но и для не-Я. Любая философия, не принимающая этот принцип во всей его полноте и исходящая в своих построениях из чего-то внешнего по отношению к Я, – ложная и относится Фихте к догматизму. В отличие от Канта, Фихте использует этот термин не только применительно к теоретической, но и к практической философии. Значение его при этом остаётся неизменным: к догматизму относится любое философское построение, которое исходит не из Я как своего абсолютного первопринципа, т. е. не из принципа свободы. Единственной истинной философией, которая принимает этот принцип во всей его полноте и продумывает последовательно самые отдалённые дедукции из него, Фихте считает наукоучение. Соответственно все остальные философии (в том числе и критическая философия самого Канта) идентифицируются Фихте как догматизм.
Ф. В. Й. Шеллинг в раннем периоде своего творчества под влиянием философии Канта и Фихте употребляет понятие догматизма в сходном негативном значении. Для Шеллинга, как и для Фихте, догматизмом является любая философия, исходящая не из Я как своего первопринципа, а из не-Я, т. е. чего-то внешнего по отношению к Я. Догматизм при этом оказывается синонимичен неистинной философии. Однако позднее в философии тождества Шеллинга значение догматизма меняется с резко негативного на позитивное. Здесь догматизм становится истинной философией, которая стремится объединить односторонние противоположности – идеализм и реализм. Такое изменение в понимании догматизма оказалось возможным, поскольку первопринципом философии для Шеллинга теперь становится не Я, а абсолютное тождество. Для обозначения старого негативного понимания догматизма (характерного для Канта и Фихте), в отличие от нового шеллингианского позитивного, Шеллинг использует понятие «догматицизм» (Dogmaticismus).
Г. В. Ф. Гегель понимает догматизм сходным с Шеллингом образом. Для него истинным первопринципом является абсолютное тождество объективного и субъективного. Любой тип философии, не признающий это, считается ложным и именуется догматизмом. И, как и в случае Фихте, к догматизму у Гегеля относится также и критическая философия Канта. Но и наукоучение Фихте Гегель также относит к догматизму. Догматизм понимается как одностороннее философское мышление, не выходящее на уровень снятия видимого противоречия противоположностей. Гегель выделяет два вида догматизма: «догматизм бытия» (исходящий из объективного) и «догматизм мышления» (исходящий из субъективного). Кант, наряду с Фихте и Ф. Г. Якоби, подпадает под второй тип догматизма. Эти два вида догматизма противоположны друг другу и воспринимаются Гегелем в качестве самих по себе ложных, но необходимых в истории развития абсолютного духа философских представлений, которое должно увенчаться истинной философией, заключающейся в окончательном снятии противоположностей.