Исцеленнов Николай Иванович
Исцеле́ннов Никола́й Ива́нович (Исцелленов, Исцелёнов, Исцелённов) [31.5(12.6).1891, Иркутск – 24.2.1981, Париж], российский и французский архитектор, реставратор, живописец, книжный график и искусствовед.
В 1917 г. окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге со званием художника-архитектора (за проект Военно-исторического музея в Санкт-Петербурге). В период учёбы принял участие в реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме (1911), сотрудничал с архитекторами В. А. Покровским и А. В. Щусевым при проектировании и строительстве храмов в неорусском стиле, в 1914 г. по его проекту (при участии архитектора С. С. Кричинского) возведён храм Святителя Николая Чудотворца на подворье Палестинского общества в Санкт-Петербурге (проект одобрен императором Николаем II). Разработал проект походного храма Общества трезвости для парохода, предназначенного для плавания по сибирским рекам. В 1919–1920 гг. принял участие в работе Живскульптарха.
В 1920 г. эмигрировал в Финляндию, в Хельсинки женился на художнице М. А. Лагорио, племяннице пейзажиста Л. Ф. Лагорио (в дальнейшем принимал участие в совместных с ней выставках и проектах). С 1921 г. в Германии (жил в Дрездене, Берлине), работал книжным графиком в русских издательствах, входил в совет Дома искусств. В 1924 г. переехал в Прагу, где по его проекту осуществлены декорации к постановке оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для пражского Нового немецкого театра. Предпринял попытку создать вместе с С. Я. Эфроном театр-студию, преподнёс в дар Русскому культурно-историческому музею в Праге выполненный акварелью проект панно «Град Китеж» на тему оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова. В 1925 г. переехал с супругой в Париж, где они расписывали фарфоровые изделия в стиле русского модерна для фабрики «Фолья» князя Ф. Ф. Юсупова из рода Юсуповых. В 1929–1936 гг. состоял в масонской ложе «Гермес». Сотрудничал с В. П. Рябушинским, И. Я. Билибиным, Д. С. Стеллецким и П. П. Муратовым, работал инженером-архитектором в различных компаниях (до 1939), уделяя свободное время проектированию и строительству православных храмов, занимался проектированием иконостасов, иконописью, росписью стен и отливкой церковных колоколов.
В числе его основных построек: звонница Сергиевского подворья в Париже, храм-памятник в честь царя-страстотерпца Николая II в Брюсселе (где Исцеленнов также исполнил фреску «Богоматерь Оранта», 1950), храм во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже (1953), архитектура иконостаса церкви Божией Матери «Знамение» в Париже, иконостаса Ильинского храма на русском православном кладбище в Хельсинки (1950-е гг.).
Исцеленнов вошёл в секцию художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции (создан для юридической защиты профессиональных интересов и авторских прав русских художников). В 1939–1945 гг. работал инженером фирмы Pechiney. С 1952 г. председатель, с 1971 г. почётный председатель общества «Икона», которое объединяло ценителей русской старины и иконописцев (основными направлениями деятельности общества были организация публичных докладов, издание каталогов, брошюр по православной иконе и устроение выставок). Исцеленнов был среди основателей и членов первого Совета общества, часто выступал с лекциями. В 1950-х гг. публиковал статьи на русском языке в литературно-политическом журнале «Возрождение» в Париже, газете «Русская мысль», других изданиях. Член-основатель Общества охранения русских культурных ценностей (Association pour la conservation des valeurs culturelles russes, 1956). Выполнял расчёты для строительства небоскрёба Tour Montparnasse в Париже (1969–1973), проекты гражданских построек.