Конк
Конк (франц. Conques, лат. Conchas, окситан. Concas), католический монастырь во Франции, крупный религиозный и паломнический центр.
История
Находится в департаменте Аверон (регион Окситания). Основан, вероятно, во 2-й половине 8 в. неподалёку от древнего, судя по топониму, сформировавшегося ещё при римлянах, поместья Монтиньяк, бывшего в каролингское время центром викариата. По-видимому, монастырь возник при активном участии испанских клириков, переселившихся в Галлию после арабского завоевания Пиренейского п-ова (около 711). Первое сохранившееся упоминание монастыря относится к 801 г. Главный храм первоначально был посвящён Христу Спасителю, но около 866 г. один из монахов выкрал из церкви близ г. Ажен (Аквитания, ныне департамент Ло и Гаронна) и принёс в Конк мощи святой Веры (лат. Fides, франц. Foi) – 12-летней христианки, по преданию принявшей мученическую смерть в этом городе в 303 г. во время гонений императоров Диоклетиана и Максимиана Геркулия. С этого времени именно культ святой Веры стал в Конке главным, притом скоро приобрёл очень широкую известность, неведомую ранее. Уже в первой половине 11 в. вокруг монастыря сформировалось поселение (бург), из которого позднее вырос г. Конк. Его успешное развитие было обусловлено в первую очередь популярностью культа святой Веры, чьи мощи, связанные с ними богослужения и традиция обращения к небесной заступнице привлекали множество паломников со всей Франции и некоторых соседних стран, в том числе из Испании, где культ был тесно связан с Реконкистой. Со 2-й четверти 12 в. Конк стал также одним из главных религиозных центров на Дороге франков, по которой паломники шли из Северо-Западной и Центральной Европы в Сантьяго-де-Компостела. Это способствовало притоку в Конк денежных средств, созданию ремесленных производств и сферы услуг, призванных удовлетворить потребности паломников и монастыря. Конк избежал подчинения аббатству Клюни и в 12 в. стал центром собственной конгрегации монастырей, разбросанных по нескольким странам Западной Европы.
Согласно налоговой описи, проведённой в Руэрге в 1341 г., в Конке было 730 «очагов» (домохозяйств), т. е. общее население превышало 3 тыс. человек (на деле, вероятно, было заметно больше, ввиду того что это время отмечено быстрым демографическим ростом). Бург Конка находился в составе монастырской сеньории, но обладал достаточно высоким уровнем самоуправления, в том числе избираемыми ежегодно консулами. «Чёрная смерть» в 1348–1349 гг. сильно ударила по Конку, который в дальнейшем не достиг прежнего уровня населения и благополучия. В 15 в. Конк, как и большинство других католических монастырей, пережил кризис. В 1537 г. папа Римский Павел III преобразовал бенедиктинский монастырь в общину регулярных каноников. В ходе Религиозных войн в 1568 г. монастырь был разорён гугенотами. Усилиями епископов Родеза в 17 в. он был восстановлен, но уже не играл прежней роли и имел статус приората.
В годы Французской революции 18 в. монастырь был официально закрыт (1792). Местные жители спрятали и сохранили реликварий с мощами святой Веры и другие особо ценные предметы из монастырской сокровищницы. Здания монастыря пострадали относительно мало, но были заброшены. В 1837 г. к ним привлёк внимание известный писатель П. Мериме, бывший в то время инспектором исторических памятников Франции. После этого власти стали понемногу уделять внимание архитектурному комплексу Конка и его художественным ценностям. В 1873 г. с согласия епископа Родеза Ж.-К.-Э. Бурре в монастыре обосновались шесть регулярных каноников-премонстрантов, и его жизнь возобновилась. В 1875 г. были обретены мощи святой Веры, утраченные во время революции, в 1878 г. возобновились паломничества. В 1911 г. открыт музей Конка, где были размещены уцелевшие сокровища древнего аббатства. Эти меры помогли сохранить культурно-историческое наследие Конка и отчасти вернуть ему статус религиозного центра, но не остановили его упадок как населённого пункта. Количество жителей неуклонно сокращается со 2-й половины 19 в. (по оценке на 2017, составляет около 250 человек). В 2016 г. коммуна Конк была объединена с несколькими соседними в коммуну Конк-ан-Руэрг. Создание в Конке в 1992 г. Центра европейского искусства и средневековой цивилизации, в котором стали проводить важные научные конференции, а также публичные лекции, выставки, концерты, спектакли и другие акции, имеющие региональное значение, а затем включение в 1998 г. памятников Конка в список Всемирного наследия ЮНЕСКО содействовали замедлению этого процесса.
Архитектура и памятники искусства
По инициативе аббата Стефана I в 10 в. была построена первая церковь аббатства – трёхнефная базилика с деревянными перекрытиями. Ныне существующая романская церковь Сен-Фуа была заложена в 11 в. по причине увеличения потока паломников к мощам святой Веры. Согласно «Хронике Конка», аббат Одольрик (стоял во главе аббатства в 1031–1065) возвёл большую часть базилики, однако скульптурные элементы позволяют предположить, что значительная часть церкви была построена позднее: в конце 11 в. и даже частично в 12 в. Расположение церкви в узкой лощине между двух склонов определило её скромные размеры (длина – 56 м, центральный неф – высотой 20,7 м, верхняя точка купола – 26 м) и относительно малое число капелл. Для возведения церкви с южной стороны была создана искусственная насыпь высотой до 12 м. Восточная часть церкви построена при аббате Одольрике из песчаника, западная – при аббатах Стефане II и Бегоне III из известняка с тёмными вкраплениями сланца. Готический свод над средокрестием был возведён в 15 в. на месте рухнувшего романского. Башни западного фасада были разрушены до высоты центрального нефа в 1568 г. и восстановлены после 1881 г. Церковь пережила три волны реставраций (в 1828, 1837–1848 и 1874–1881). В ней установлены монохромные витражи П. Сулажа и Ж.-Д. Флёри (1987–1994).
На первом этапе церковь возводилась по плану, распространённому в Оверни (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране и др.), но впоследствии приобрела характерные черты паломнической базилики: крестообразный план с трёхнефным трансептом, сводчатые эмпоры над боковыми нефами, 7 капелл, открывающихся из восточного нефа трансепта и деамбулатория. Под алтарной частью церкви расположена крипта. Над аркадой главного нефа размещены эмпоры, выходящие в пространство церкви через бифории. Главный неф перекрыт цилиндрическим сводом, разбитым на сегменты подпружными арками, над боковыми нефами – крестовые своды. В отличие от таких примеров паломнических базилик, как церковь Сен-Сернен в Тулузе и собор в Сантьяго-де-Компостела, ордерная система в церкви Сен-Фуа не сводится к унифицированной системе повторения однотипных элементов: приставленные к столпам трёхчетвертные колонки-тяги, продолжающиеся от пола до основания свода, чередуются с комбинированными, состоящими из лизены в нижнем ярусе и полуколонны на уровне эмпор.
К югу от церкви частично сохранился клуатр, построенный при аббате Бегоне III на рубеже 11 и 12 вв., из которого происходит ряд историзованных капителей. В центре клуатра реконструирован романский колодец из тёмно-зелёного змеевика. Саркофаг Бегона III расположен в аркосолии между контрфорсами при южной стене церкви.
Церковь обладает одним из богатейших ансамблей романской скульптуры: тимпан портала с изображением Страшного суда, около 40 капителей из разрушенной части клуатра, несколько рельефов и около 250 капителей нефов, лишь малое число которых украшены фигуративными изображениями. Можно выделить несколько мастерских, принимавших участие в украшении церкви и, по-видимому, происходивших из Лангедока и Оверни. Важный для декорации базилики период был связан с заказом аббата Бегона III (его гробница, ряд капителей нефа и клуатра, рельефы в тромпах башни над средокрестием: архангелы Гавриил и Михаил, головы апостолов Петра и Павла).
«Страшный суд» в тимпане западного портала (1107–1125), «Благовещение», фигуры Исайи и Иоанна Крестителя в северном трансепте приписываются скульптору из Оверни. Тимпан делится на три регистра. В центре композиции – «Христос во славе», восседающий на престоле в окружении ангелов. Десницей он указывает на небо, левая рука опущена. В верхнем регистре за головой Христа возвышается крест с надписью «Сей знак креста будет в небе, когда [Господь придёт судить]», вокруг которого парят ангелы: одни держат орудия страстей, другие трубным гласом возвещают начало Страшного суда. Среднюю часть тимпана по правую руку от Христа занимают изображения сонма праведников (в разном социальном статусе: паломник-мирянин, аббат, король, диаконы) во главе с Богоматерью и святым Петром, а также ангелов, держащих свитки с названиями христианских добродетелей. В нижнем регистре по правую руку от Судии представлен райский чертог в виде аркады, в центре которой – композиция «Лоно Авраамово». В левых аркадах – девы мудрые со светильниками, в правых – патриархи. В узких компартиментах над фронтоном райского чертога – сцены всеобщего воскресения и святая Вера (Сен-Фуа), сошедшая со своего трона и распростёртая перед Десницей. Над троном святой Веры изображены оковы заключённых, освобождённых благодаря её предстательству, что соответствует изначальному оформлению зоны алтаря базилики (в том числе из этих оков выкована решётка, отделяющая алтарную зону от деамбулатория). По левую руку от Христа расположены сцены адских мучений, а также изображения четырёх ангелов, держащих в руках «книгу жизни», кадило, меч со щитом и знамя. В центре притолоки представлена сцена взвешивания душ; праведные души входят в райский чертог через дверь, охраняемую ангелом, души грешников попадают через пасть Левиафана в ад, где на троне восседает сатана. Изображения адских мук частично соответствуют концепции семи смертных грехов, описанной папой Римским Григорием I Великим (гордыня, падающая с коня, разврат в виде монаха об руку с блудницей, отчаяние в виде повесившегося Иуды Искариота). Более 120 фигур, представленных в тимпане, компактными группами вписаны в каменные блоки, из которых он сложен. Сохранились следы их полихромной росписи. Стиль скульптуры Конка оказал влияние на рельефы, изображающие Благовещение, искушение Христа, предательство Иуды и бичевание Христа в тимпанах «Портала серебряных дел мастеров» собора Сантьяго-де-Компостела (после 1109). Фигура Христа во славе с тимпана Конка была воспроизведена над порталом церкви Сен-Жорж-де-Камбула в Пон-де-Салар (12 в.).
Сокровищница Сен-Фуа в Конке была одной из наиболее значимых в средневековой Европе. Реликвии церкви были спрятаны во время религиозных войн и Французской революции 18 в. и снова обретены в 1803 г. после конкордата и в 1837 г. благодаря П. Мериме. Золотая статуя – реликварий (мажесте́) святой Веры Аженской – единственный сохранившийся экземпляр реликвария дороманской эпохи в форме сидящего на троне святого (конец 9 в. или начало 10 в.). Голова, часть античного бюста 4–5 вв., закреплена на основе из тисового дерева, покрытой золотыми пластинами с кабошонами, разновременными инталиями и камеями. Трон, элементы в технике филиграни и корона были добавлены в начале 11 в.; набор драгоценных украшений (в том числе оконце на груди), эмалевые вставки и фиалы для цветов в руках – в 13–15 вв.
Переносной «реликварий Пипина» также сочетает в себе разновременные элементы (8, 9 и 11 вв. и более поздние добавления). В мастерской золотых дел, существовавшей при аббате Бегоне III, были созданы реликварий «Альфа» Карла Великого, «Свеча Бегона» (первый сохранившийся европейский реликварий с прозрачными оконцами для демонстрации реликвий), переносные алтари аббата Бегона и святой Веры (оба – около 1100). Реликварии первоначально находились в капеллах, примыкавших к трансепту первой базилики. С именем преемника Бегона III Бонифация (аббат в 1107–1119) связаны ранние изделия в технике выемчатой эмали (реликварий-ларец аббата Бонифация). В сокровищнице также находятся произведения позднеготического ювелирного искусства: статуэтка святой Веры (1493–1497) и большой процессионный крест (до 1512, оба – Пьер Фрешрьё).
При монастыре действует музей Жозефа Фо, в котором выставлены капители из разрушенного клуатра и цикл из семи шпалер на сюжеты из жизни Марии Магдалины (около 1634).