#Искусство и архитектура романского стиля
Искусство и архитектура романского стиля
Тег

Искусство и архитектура романского стиля

Искусство и архитектура романского стиля
Найденo 9 статей
Интерьер базилики Санта-Сабина в Риме. Ок. 422–432
ТерминыТермины
Базилика (тип здания)
Бази́лика, тип прямоугольного, протяжённого в плане здания, разделённого рядами опор на три или пять продольных нефов, освещаемых через клеристорий – окна в стене повышенного центрального нефа. В Древнем Риме – общественная постройка, предназначенная для собраний; в христианской культуре – храм, церковь. Древнейшие базилики появились в Риме во 2 в. до н. э. Массовое возведение христианских базилик началось после издания Миланского эдикта в 313 г.; в 4–6 вв. они представляли собой главный архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов. В восточнохристианской архитектуре с 8 в. происходило постепенное оттеснение больших базилик более компактными зданиями с центрическим планом. В западнохристианской архитектуре со 2-й половины 8 в. базилика утвердилась как основной тип церковного здания.
Термины
Карликовая галерея
Ка́рликовая галере́я, элемент архитектуры романского стиля, невысокая арочная галерея в апсиде, башне или фасаде церковного здания. Утопленная в толщу стены, является преимущественно декоративным элементом. Иногда в такой галерее могли устраиваться служебные проходы. Имела также конструктивное значение, облегчая верхнюю часть стены и уменьшая нагрузку на основание. Использовалась главным образом в архитектуре Италии и Германии. Получила широкое распространение в архитектуре неороманского стиля.
Карликовая галерея южной апсиды собора Святых Апостолов в Кёльне. Между 1198 и 1200. Перестроена в 1658–1662
Монастырские общины
Конк
Конк, католический монастырь во Франции, крупный религиозный и паломнический центр. Находится в департаменте Аверон (регион Окситания). Основан, вероятно, во 2-й половине 8 в., впервые достоверно упоминается в 801 г. Получил известность после того, как в 866 г. туда были принесены мощи святой Веры – 12-летней христианки, по преданию принявшей мученическую смерть в 303 г. во время гонений императоров Диоклетиана и Максимиана Геркулия. В 11 в. вокруг монастыря сформировалось поселение (бург), из которого вырос город Конк. С 12 в. Конк стал одним из главных пунктов на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела. После «Чёрной смерти» 1348–1349 гг. начался демографический и экономический упадок. В 1537 г. монастырь преобразован в общину регулярных каноников, закрытую в ходе Французской революции 18 в. (1792). Монастырь возрождён в 1873 г. регулярными канониками-премонстрантами. В 1911 г. открыт музей Конка, в 1992 г. – Центр европейского искусства и средневековой цивилизации. В 1998 г. памятники Конка включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь Конк. Департамент Аверон, регион Окситания (Франция)
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Романский стиль
Рома́нский стиль, стиль в искусстве и архитектуре стран Западной и частично Центральной Европы, распространённый с 10 до 12 – начала 13 вв. Первый интернациональный большой стиль Средневековья, объединивший все виды пространственных искусств на базе нового типа храма – сводчатой базилики с усложнённой структурой восточного окончания храма (деамбулаторий с венцом капелл). Несмотря на общность некоторых признаков, в каждой из множества региональных школ романский стиль имел собственные отличительные черты, сформировавшиеся под влиянием местных традиций, античной или византийской культуры и др. В эпоху романского стиля складывалась система декора церковного здания, включающая в себя украшенные рельефами порталы, капители и другие декоративные элементы. Романская живопись (середина 11 в. – около 1200) представлена настенными росписями, мозаикой и книжной миниатюрой.
Западный фасад церкви Сен-Филибер в Турню. 1066–1120
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Бургундская полуготика»
«Бургу́ндская полуго́тика» (франц. «demi-gothique» bourguignon), протоготические черты в романской архитектуре Бургундии, к которым относят вертикализм пропорций интерьера, стрельчатый профиль арок и сводов, кантонированные пилоны, использование отстоящих от стен контрфорсов. Наиболее полно эти черты представлены в монастырских церквях Клюни III (около 1088 – 1130) и Сен-Мадлен в Везле (1096–1160). Термин введён К. Дж. Конантом.
Интерьер церкви Сен-Лазар в Отёне. Ок. 1120–1146
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Ломбардская школа
Ломба́рдская шко́ла, художественная школа в Северной Италии. В архитектуре сложилась в 8–10 вв., сыграв решающую роль в формировании первого романского стиля в Италии (церковь Сант-Амброджо в Милане, основное строительство – 11–12 вв.). Декоративный характер архитектуры определил постройки готики (монастырь Чертоза близ Павии, с 1396) и эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, П. А. Солари, Д. Браманте). Интернациональная готика в живописи 14 – начала 15 вв. (Дж. де Грасси и др.). В эпоху Возрождения, особенно с конца 15 в., под влиянием Леонардо да Винчи в живописи преобладают ясность композиции, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Брамантино, Дж. А. Больтраффио, Б. Луини и др.). На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутреннее единство ломбардской школы утрачивается. Интернациональная готика
Амброджо Бергоньоне. Богоматерь с Младенцем и святыми Екатериной Александрийской и Екатериной Сиенской. Ок. 1490
Религиозные сооружения
Ла-Шез-Дьё
Ла-Шез-Дьё, бенедиктинский монастырь в одноимённом городе во Франции. Основан в 1043 г. святым Робером де Тюрландом, ставшим первым аббатом Ла-Шез-Дьё (канонизирован в 1070). Монахом Ла-Шез-Дьё был папа Римский Климент VI (1342–1352). Монастырская церковь Святого Робера в формах «лангедокской готики» (1344–1352; архитекторы Ю. Морель, П. де Себаза); в её интерьере – алтарный образ «Распятие» со статуями 15 и начала 17 вв., в хоре – надгробие Климента VI (скульптор П. Буай, 1349–1351) и др. К югу от церкви клуатр в стиле пламенеющей готики (конец 14 – 15 и 16 вв.). С 1966 г. ежегодно проводится музыкальный фестиваль.
Церковь Святого Робера в монастыре Ла-Шез-Дьё, Франция. 1344–1352. Архитекторы Юг Морель, Пьер де Себаза