Судебно-психологическая экспертиза способности давать показания
Суде́бно-психологи́ческая эксперти́за спосо́бности дава́ть показа́ния, предметный вид судебно-психологической экспертизы, направленный на диагностику способности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного или гражданского дела, и давать показания. Экспертный вывод о том, что подэкспертное лицо неспособно давать показания, традиционно на практике (по аналогии со ст. 72 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РСФСР) приводит к тому, что оно не может допрашиваться в качестве свидетеля. Согласно ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Если речь идёт об исследовании степени психических нарушений у подэкспертных, лишающих их способности давать показания, назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Эксперты-психиатры устанавливают психопатологические факторы, обусловливающие грубые расстройства восприятия, памяти, мышления и речи у подэкспертных, что не даёт возможности суду и следственным органам привлекать их в качестве свидетеля по делу. В то же время способность давать показания может быть нарушена в силу и непатологических особенностей психики, в первую очередь связанных с факторами интеллектуального и личностного развития, с индивидуально-психологическими особенностями. Эти случаи входят в компетенцию судебно-психологической экспертизы, и объектом её преимущественно выступают особенности психической деятельности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.
История судебно-психологической экспертизы способности давать показания
Психологическую проблему свидетельских показаний начали разрабатывать в конце 19 – начале 20 вв. (в Европе – Г. Гросс, А. Бине, В. Штерн, в России – В. П. Сербский, А. Н. Бернштейн, О .Б. Гольдовский, А. Ф. Кони и др.). Основной проблемой являлась оценка, в том числе и судебно-экспертная, достоверности свидетельских показаний. В 1930–1960-е гг. фокус внимания сместился к изучению факторов, нарушающих способность подэкспертных к правильному восприятию, хранению, переработке и воспроизведению юридически значимой информации: психических расстройств, патологической склонности к оговорам и самооговорам, псевдологии, патологическому фантазированию у детей и подростков (М. Ф. Брайнина, А. Н. Бунеев, И. Н. Введенский, В. А. Внуков, Л. С. Юсевич). С возникновением и развитием в 1970-е гг. судебно-психологической (М. М. Коченов) и комплексной судебной психолого-психиатрической (Н. Н. Станишевская, Т. П. Печерникова, Н. И. Фелинская) экспертиз общепринятым предметом экспертного исследования психолога и психиатра стала способность подэкспертного (с учётом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Оценка достоверности показаний относится к исключительной компетенции дознавателя, следователя, прокурора и суда (ч. 3 и 4 ст. 88 УПК РФ). Методология судебно-психологической экспертизы свидетеля разрабатывалась М. М. Коченовым, И. А. Кудрявцевым, Н. Б. Морозовой, М. В. Морозовой.
Юридическое значение судебно-психологической экспертизы способности давать показания
Показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля являются доказательством по делу (ст. 74 УПК РФ; ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ). Показания свидетеля могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу и в случае его последующего отказа от этих показаний (п.1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).
Юридическое значение имеет ответ на вопрос: «Способен ли подэкспертный с учётом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?»
В качестве дополнительных вопросов на разрешение экспертов нередко ставятся вопросы: «Обнаруживаются ли у испытуемого признаки повышенного фантазирования?», «Обнаруживаются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?»
Сами по себе ответы на них могут и не иметь юридического значения. Если подэкспертный обнаруживает склонность к внушаемости и/или фантазированию, но в исследуемой ситуации данные качества никак не проявляются, то экспертный вывод об их наличии у обследуемого не даёт важной информации о возможности или невозможности давать правильные показания по конкретному делу. Необходимо решать вопрос не только о наличии у подэкспертного повышенной внушаемости и склонности к фантазированию, но и об их влиянии на способность давать показания.
Современные представления о судебно-психологической экспертизе способности давать показания
Эксперт-психолог должен исследовать указанную способность во всех юридически значимых ситуациях (докриминальной, криминальной, посткриминальной, следствия, судебного разбирательства) на основе ретроспективного анализа особенностей психики подэкспертного в период времени, предшествующий производству экспертизы, актуального анализа во время экспертного исследования и прогностической оценки психического состояния в последующем, после проведения экспертизы. Юридический критерий способности давать показания состоит из двух видов психической деятельности, способность к осуществлению которых и является необходимой предпосылкой для возможности использовать показания подэкспертного в качестве доказательства по делу. Первый компонент юридического критерия – «способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела» – обычно исследуется экспертом-психологом в докриминальной, криминальной и посткриминальной ситуациях. Второй – «способность давать о них показания» – имеет значение в ситуациях предварительного следствия и судебного разбирательства.
Судебно-психологическая экспертиза решает два типа задач: к первому из них относится установление способности правильно воспринимать и воспроизводить отдельные факты или внешнюю сторону событий, ко второму – установление способности правильно воспринимать их внутреннее содержание и в последующем их воспроизводить. К способности воспринимать внешнюю сторону событий относится способность к восприятию времени, места преступления, внешности преступника, последовательности его действий и действий других участников события. К способности воспринимать внутреннюю сторону событий относится способность к осмысленному восприятию и пониманию событий.
При судебно-психологическом экспертном исследовании способности к восприятию важной для дела информации необходимо учитывать внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную) стороны перцептивной деятельности. Оценка ситуации должна проводиться в двух направлениях: с одной стороны, очень важно исследовать влияние на восприятие тех условий, в которых находился свидетель или потерпевший (темнота, сильный шум, быстротечность событий и пр.), с другой стороны, для анализа взаимодействия личности и ситуации необходимым представляется исследование особенностей субъективной переработки информации – в первую очередь, субъективной сложности ситуации с учётом уровня психического развития малолетнего или несовершеннолетнего, а также субъективной значимости воспринимаемых событий. Оценка субъективной стороны восприятия включает изучение таких факторов, как уровень развития и особенности органов чувств (анализаторов) у подэкспертного; уровень его психического (у потерпевших по половым преступлениям – и психосексуального) развития, в частности уровень сформированности и особенности познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, речи); психическое состояние (чаще всего – кратковременные аффективные состояния).
Судебно-психологическое исследование способности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых воспроизводить значимую для дела информацию основывается на изучении ряда субъективных факторов, которые взаимодействуют с определёнными ситуационными переменными. Таким ситуативным обстоятельством может быть внешнее давление значимых окружающих, заинтересованных в определённом исходе дела. Оценка субъективной стороны способности давать правильные показания включает исследование уровня психического развития подэкспертного (в первую очередь – особенностей памяти, мышления и речи) и его индивидуально-психологических особенностей.
Заключение судебно-психологической экспертизы о способности подэкспертного правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания должно быть категоричным, промежуточные выводы («способность … была ограничена») не имеют какого-либо юридического значения. Эксперт-психолог должен конкретизировать категорию обстоятельств, имеющих значение для дела (внешняя сторона юридически значимых событий или внутреннее, смысловое их содержание), которые могли быть правильно восприняты и воспроизведены.
Пределы компетенции эксперта-психолога определяются оценкой только принципиальной способности правильного восприятия и воспроизведения значимой для дела информации, а не исследованием того, воспринял или нет подэкспертный интересующие суд и следствие события на самом деле, или того, правдиво или неправдиво он их воспроизвел.