Методологические основы судебно-психологической экспертизы
Методологи́ческие осно́вы суде́бно-психологи́ческой эксперти́зы, совокупность принципов, методов и алгоритмов, используемых при проведении судебно-психологических экспертиз с целью получения фактических данных о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение и влекущих определённые правовые последствия.
Методологические принципы судебно-психологической экспертизы
Основой производства судебно-психологической экспертизы является психодиагностическая деятельность эксперта. Потребность в применении специальных психологических знаний появляется у судебно-следственных органов, когда они не могут доступными им средствами получить объективные данные об особенностях психической деятельности человека, имеющих значение для принятия судебного решения. Психодиагностическая деятельность эксперта-психолога имеет свою ярко выраженную специфику, определяется необходимостью использования специальных психологических знаний для исследования психики человека в целях правильного решения правовых вопросов. Предметом исследования эксперта-психолога являются особенности и нарушения структуры и динамики психической деятельности, имеющие юридическое значение. В большинстве предметных видов судебно-психологической экспертизы объектом внимания становятся такие свойства психики, которые нарушают или ограничивают способность подэкспертного лица к осуществлению юридически значимой деятельности. Основой исследования регуляции психической деятельности подэкспертных лиц является системный подход. В практике судебно-психологической экспертизы он раскрывается в ряде методологических принципов:
принцип уровневого анализа поведения и деятельности;
принцип взаимодействия личностных и ситуационных факторов;
принцип единства сознания и деятельности;
принцип развития.
Планирование психодиагностического исследования
Полноценное планирование психодиагностического исследования требует чёткого понимания структуры и этапов взаимодействия эксперта-психолога с органом, назначившим экспертизу, с одной стороны, и с подэкспертным лицом – с другой.
На первом этапе устанавливаются задачи психодиагностического исследования, которые определяются судебно-следственными органами. Данные психодиагностического исследования, сформулированные в заключении судебно-психологической экспертизы, используются судом для принятия судебного решения. Это обстоятельство ставит перед экспертом-психологом проблему формулирования заключения на понятном и доступном для заказчика языке. Экспертные выводы должны быть представлены таким образом, чтобы их могли полноценно использовать судебно-следственные органы, и в то же время они не должны терять своей психологической сущности, адекватно отражая исследуемое явление на высоком научном уровне. Экспертные психологические выводы формулируются на языке экспертных понятий, которые являются психологическим содержанием правовых понятий, «встроенных» в уголовное или гражданское законодательство (например, аффект, ограничение способности к осознанию своих действий и руководству ими и т. п.). Основой формулирования экспертного вывода на языке экспертного понятия является психодиагностическое исследование. Оно описывается в заключении эксперта в узкопрофессиональной общепсихологической терминологии, которая может быть малопонятной людям, не обладающим знаниями в психологии, но позволяет суду оценить фактическую и научную обоснованность экспертного заключения по внутреннему убеждению, путём привлечения иных специалистов или производства повторных экспертиз.
На втором этапе производства экспертизы эксперт-психолог выделяет предмет исследования. В общем случае предмет психодиагностического исследования определяется вопросами, заданными эксперту лицом или органом, назначившим экспертизу. В то же время большое значение имеет предварительное ознакомление с материалами дела. Некоторые вопросы судебно-следственных органов могут быть сформулированы достаточно обобщённо, и эксперт-психолог, основываясь на своих специальных знаниях, должен самостоятельно определить, каким аспектам изучаемого явления он должен уделить основное внимание. Например, при задаче исследования индивидуально-психологических особенностей (ИПО) обвиняемого судебно-следственные органы, как правило, не конкретизируют, какие стороны личности подлежат исследованию и в каком объёме. Это решает сам эксперт-психолог, исходя из предварительного анализа дела. Кроме того, эксперт-психолог имеет право делать экспертные выводы, касающиеся тех обстоятельств, относительно которых не было задано вопросов (п. 4 ч. 3 ст. 57 УПК РФ, ч. 3 ст. 85 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ), – выделение этих обстоятельств, подлежащих экспертному исследованию, также является прерогативой самого эксперта-психолога. Выделение предмета психодиагностического исследования диктуется в каждом конкретном случае также чётким представлением эксперта-психолога о юридическом значении (правовых последствиях) экспертного заключения.
На третьем этапе планирования производства экспертизы решается самый главный вопрос: какие методы применить в конкретном экспертном исследовании?
В судебно-психологической экспертизе основным является метод ретроспективного психологического анализа уголовного или гражданского дела и приобщённых к нему материалов (медицинской документации, продуктов творчества подэкспертных – писем, дневников, литературных и художественных произведений, аудио- и видеозаписей допросов, следственного эксперимента, выхода на место происшествия и т. п.).
При выборе конкретной батареи психодиагностических методик для проведения экспериментально-психологического исследования учитываются следующие факторы:
1. Профессиональные знания эксперта-психолога в психодиагностике, в частности, – владение различными методами исследования (наблюдением, диалоговыми методами, объективными тестами, стандартизированными самоотчётами – опросниками, шкалированием, проективными методами, анализом продуктов творчества и т. п.), понимание их направленности на изучение различных объектов психодиагностики (ИПО, отдельных психических функций, эмоциональных состояний, самосознания и самооценки, социальных установок, мотивационной сферы, саморегуляции и т. п.).
2. Возможность применения методик в судебно-психологической экспертизе. Методы психодиагностики должны быть внедрены в практику судебно-психологической экспертизы и обладать валидностью и надёжностью. В практике судебно-психологической экспертизы может применяться довольно ограниченный круг психодиагностических методик, которые прошли многолетнюю апробацию в условиях экспертного исследования и доказали свою эффективность.
3. Процессуальное положение подэкспертного лица. В основе интересующей судебно-следственные органы способности подэкспертных лиц к осуществлению той или иной юридически значимой психической деятельности в зависимости от того, является ли обследуемое лицо обвиняемым, свидетелем или потерпевшим, истцом или ответчиком, лежат разные психологические предпосылки и, соответственно, разные объекты психодиагностического исследования.
4. Половозрастные факторы. Психодиагностические методики, как правило, валидизируются на определённых возрастных группах и с учётом половой дифференциации.
5. Психические аномалии и умственное развитие подэкспертного лица. В случаях, когда не решается специально задача определения уровня интеллекта, следует отбирать для исследования такие методики, которые позволяют изучать интересующее психолога явление и в то же время оказываются доступными для обследуемого лица.
6. Вид экспертизы по месту и условиям проведения. Этот фактор часто определяет трудоёмкость проведения психодиагностического исследования. В условиях амбулаторной экспертизы или экспертизы в зале судебного заседания по сравнению со стационарной экспертизой ресурсы времени существенно ограничены. В условиях дефицита времени предпочтение отдаётся наиболее информативным и занимающим меньше времени тестам.
7. Уровень квалификации эксперта-психолога.
Этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической экспертизы
Алгоритм экспертного исследования можно представить в виде обобщённой схемы.
1. Чёткое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетелей, потерпевших), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.
2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному или гражданскому делу и приобщённым к нему материалам.
3. Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.
4. Проведение клинико-психологической беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.
5. Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного или гражданского дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментально-психологического исследования.
6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией, предполагающий исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения, прогностических возможностей, степени опосредованности действий и других регуляторных психологических механизмов – с учётом индивидуально-психологических особенностей, эмоционального состояния, психических расстройств, особенностей уровня психического развития.
7. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответов на вопросы судебно-следственных органов).
При проведении заочной (посмертной) судебно-психологической экспертизы этапы 4–5 пропускаются.