Дом чаеторговца Сергея Васильевича Перлова в Москве: история создания фасада
Дом чаеторговца Сергея Васильевича Перлова в Москве: история создания фасада. История появления в конце 19 в. в Москве на Мясницкой улице трёхэтажного дома с обширным подвалом и с необычным фасадом в китайском стиле (ныне дом № 19), на первом этаже которого был магазин колониальных товаров (чая, кофе и сахара; ныне «Магазинъ чай-кофе на Мясницкой»), многие годы интересует и москвоведов, и искусствоведов – историков архитектуры.
В литературе утвердилось мнение, что первоначально, в 1890–1893 гг., дом был построен в стиле неоренессанса по проекту архитектора Р. И. Клейна (во 2-й половине 20 в. преобладала точка зрения, будто бы Клейн работал вместе с архитектором К. К. Гиппиусом), но вскоре, в 1895–1896 гг., Гиппиус (возможно, под руководством Клейна) оформил фасад и интерьеры в китайском стиле. Однако при присвоении постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. зданию статуса памятника культуры, подлежащего охране как памятник государственного значения, имя архитектора не было указано, а само строительство отнесено к «концу XIX в.» (О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР ... // Министерство Культуры Российской Федерации).
Принято считать, будто изменение облика дома стало следствием конкурентной борьбы его владельца, чаеторговца Сергея В. Перлова (из рода Перловых), с сыновьями его единокровного брата Семёна В. Перлова, владевшими чайной фирмой «Товарищество "Василий Перлов с сыновьями"» (соперничество в семействе Перловых началось в 1870-е гг., когда Сергей, выйдя после кончины отца из фирмы «Василий Перлов с сыновьями Семеном и Сергеем», основал собственное дело). Согласно городской легенде, рассказанной историком-москвоведом П. В. Сытиным в его научно-популярной книге «Из истории московских улиц» (Москва, 1958. С. 257) и благодаря этому получившей широкое распространение, новая отделка фасада была рассчитана на интерес и даже дальнейшее знакомство чаеторговца с одним из крупнейших китайских политических деятелей и дипломатов Ли Хунчжаном, в 1896 г. прибывшим в Российскую империю для завершения секретных переговоров об оборонительном российско-китайском союзе и посетившим Москву в мае – мае/июне в связи с коронацией императора Николая II. Эту легенду с оговоркой «весьма вероятно» повторил, например, китаист П. В. Перлин, занимающийся изучением биографии Ли Хунчжана (Перлин П. В. Ли Хунчжан и его визит в Россию в 1896 // Теория и практика регионоведения. Санкт-Петербург, 2018. Т. 2, кн. 2. С. 81). Однако анализ проектов Р. И. Клейна и К. К.Гиппиуса, хранящихся в Центральном государственном архиве города Москвы [Отдел хранения научно-технической документации Москвы. Ф. Т-1 (Строительное отделение Московской городской управы). Оп. 7. Д. 135. № 6. Л. 9–11; № 12. Л. 7] и изданных С. В. Сергеевым в книге «Роман Клейн» (Москва, 2016. С. 142, 145; 148–149), позволяет значительно скорректировать общепринятую версию.
Из дат на проектных листах Р. И. Клейна следует: проект утверждался Московской городской управой дважды – 17(29) мая 1885 г. и 22 мая (3 июня) 1890 г. Это, в свою очередь, даёт возможность выдвинуть следующее предположение: Клейн создал первый проект архитектурного сооружения (или один из первых проектов) в своей карьере не для Сергея В. Перлова, а для другого лица, по неизвестным нам причинам не сумевшего его воплотить.
Ключ к ответу на этот вопрос, возможно, кроется в фактах начальной биографии Р. И. Клейна. Вернувшись в Москву из пенсионерской поездки по Европе, молодой архитектор осуществлял работы по благоустройству дома купца В. А. Хлудова (из рода Хлудовых) на улице Новая Басманная, по-видимому, готовя здание к продаже (проект утверждён в июне 1884; ныне дом № 19), после чего возвёл для сестры Хлудова, предпринимательницы и благотворительницы В. А. Морозовой, двухэтажный особняк в городской усадьбе на улице Воздвиженка (проект утверждён в июне 1886; ныне дом № 14) (Сергеев С. В. Роман Клейн. С. 27–31, 48–49, 51, 58–59). В конце 1880-х гг. началось сотрудничество Клейна с семейством Перловых: в частности, он выстроил для братьев В. С., Н. С. и И. С. Перловых пятиэтажный доходный дом и частный трёхэтажный дом (в основу его проекта Клейн положил, скорее всего, вышеупомянутый проект 1885) на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, дом № 5, строения 1 и 2 соответственно), а затем уже для их дяди Сергея дом на Мясницкой улице и по его заказу ряд зданий в Шамординской пустыни.
Купеческие роды Перловых и Хлудовых связывали отношения свойства́: молодая супруга В. А. Хлудова Нина Флорентьевна (её мать Елизавета Карловна, урождённая Пфёль, была немкой) приходилась родной племянницей Семёну В. Перлову и двоюродной сестрой его сыновьям, поэтому существует вероятность, что начинающего архитектора (немца по происхождению) посоветовали братьям Перловым их родные.
Составление проекта дома, выстроенного впоследствии на Мясницкой улице, после работы Р. И. Клейна с В. А. Хлудовым, но до получения заказа от его сестры В. А. Морозовой позволяет предположить, что заказчиком выступил их дядя, предприниматель и мануфактур-советник Г. И. Хлудов, скончавшийся 7(19).6.1885 г., через две недели после утверждения проекта Московской городской управой.
Таким образом, спустя пять лет архитектор мог предложить Сергею В. Перлову ранее неосуществлённый проект. Однако действительно ли чаеторговец принял «простое» архитектурное оформление здания?
В августе 1893 г. журнал «Зодчий» частично представил проект Р. И. Клейна под названием «Чайный магазин Перлова в г. Москве» (Вып. 8. Л. 40). На рисунке, выполненном, очевидно, специально для журнала (и сопровождающемся подписью Клейна, хорошо читающейся в нижнем правом углу) мы видим лишь центральный вход в дом Сергея В. Перлова с пустой вывеской и два этажа из трёх (первый, а также над входом и окном слева от входа – третий вместо второго, далее – над первым, вероятно, второй). Дом оформлен не в стиле неоренессанса, как на проекте 1885 г., а в восточном стиле с китайскими и мавританскими мотивами. В нижнем левом углу листа пояснение редакции: «проектир[овал] и стр[оил] архитектор Р. Клейн». Отсутствие указания на публикацию «плана», «проекта», «конкурсного проекта» (как в ряде других случаев в «Зодчем») свидетельствует, скорее всего, о том, что фасад дома изначально был оформлен Клейном в восточном стиле. Следовательно, выбор стиля убранства дома Сергея В. Перлова был обусловлен лишь основным занятием владельца и профилем его магазина – торговлей восточными товарами. Сравнение же рисунка Клейна и проекта К. К. Гиппиуса, одобренного Московской городской управой не позднее 20 июля (1 августа) 1895 г. (т. е. за 9 месяцев до прибытия Ли Хунчжана в Российскую империю) и уже снабжённого указанием на вывеску «Товарищество С. В. Перловъ» показывает, что некоторое время спустя чаеторговец решил только усилить китайские мотивы в облике своего дома.