Кирцнерианское предпринимательство
Кирцнериа́нское предпринима́тельство, направление экономической теории о предпринимательстве как универсальной категории человеческой деятельности, рассматривающее его как движущую силу рыночного процесса. Названа по имени лидера австрийской школы последней четверти 20 – начала 21 вв. И. Кирцнера, изложившего её в наиболее сжатом виде. Концепция опирается на работы Л. фон Мизеса и Ф. А. фон Хайека и их понимание механизма рыночной экономики, обеспечивающего максимизацию благосостояния людей с бóльшим успехом, чем другие экономические системы. Дихотомическое деление ролей предпринимателя и непредпринимателя основано, по Кирцнеру, на различном – эффективном и неэффективном – использовании рассеянных, скрытых от внешних участников информации и экономических знаний.
Бо́льшая часть сведений о производственных возможностях, издержках, вкусах и предпочтениях потребителей не поддаётся точному определению. Предприниматель, как любое действующее лицо экономической жизни, играет исключительную роль в координации этих сведений. Так, выявление разницы между ценами факторов и продукта, т. е. прибыли, успешный предприниматель осуществляет с помощью своих ментальных (т. е. относящихся к внутреннему миру человека) способностей (обозначенных Кирцнером понятием «чуткость»). В австрийской школе ментальный аспект экономического поведения имеет большое значение, так же как и индивидуальные оценки экономической ситуации, и выбор альтернативных вариантов. Предпринимательство, по Кирцнеру, заключается в выявлении и исправлении ошибки в сложившейся на рынке ситуации, приближая таким образом рыночный процесс к состоянию равновесия. Чуткость предпринимателя, позволяющая получить прибыль и избежать потерь, обеспечивает непрерывную координацию рыночной активности, от которой зависит уровень жизни населения. Особое место в кирцнерианском предпринимательстве уделено социальной функции конкуренции.
Деятельность предпринимателя, основанная на его видении и представлении о предлагаемом рынку продукте, – это всегда процесс открытий, при котором необходимо взвешивать шансы и риски. Каждое открытие новых возможностей есть присвоение того, чего не существовало до момента, когда человеческое воображение увидело потенциальную цель в особенной ситуации или в использовании неких объектов или ресурсов новым, отличающимся от прежних способом. Если этот процесс успешен, то получение прибыли справедливо, т. к. она принадлежит предпринимателю, как, по сравнению Кирцнера, находка принадлежит нашедшему.
Важное место в предпринимательской теории Кирцнера («Восприятие, возможность и прибыль», 1979; «Открытие, капитализм и справедливость в распределении», 1989) занимает понятие «творческого предпринимательства». В своих работах он выделяет значение спекулятивной творческой деятельности на рынке, где воображение рыночных агентов играет исключительную роль в динамике рынка. Мера соответствия между будущим, предвиденным предпринимателем, и осуществившимся определяется закономерностями человеческого поведения, а предпринимательская деятельность, связанная с инновациями и открытиями, – составная часть процесса движения к равновесию. Тенденция к равновесию как закономерности частнопредпринимательской рыночной экономики является результатом действия таких факторов, как механизм цен, способность предпринимателей реагировать на возможности получения прибыли за счёт разницы цен, сила информации в координации человеческой деятельности даже в условиях непредвиденных изменений, нарушающих планы и ожидания индивидов.
Кирцнер предупреждает об опасных последствиях государственного вмешательства, регулирования и налогового бремени. Нарушение свободы рынка правительством приводит к подавлению и изоляции предпринимательской «чуткости» и способности к открытиям. Это также препятствует предпринимательским экспериментам с новыми, инновационными методами производства, улучшающими качество, разнообразие жизни. Его теория объясняет, что многие преимущества рыночной конкуренции, с одной стороны, и проблемы, проистекающие от вмешательства государства, с другой, не всегда ясно ощущаются из-за различных типов моделей рынка, используемых (применяемых) экономистами.