Каденция (исполнительское искусство)
Каде́нция (итал. cadenza; от лат. cadens – падающий, оканчивающийся; род. п. cadentis), виртуозное соло в некоторых вокальных и инструментальных жанрах (в оперной арии, классическом инструментальном концерте и др.).
В эпоху барокко каденции импровизировались исполнителями, с конца 18 в. записывались самими композиторами (начиная с инструментальных концертов В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена). Новые каденции к классическим концертам сочинялись и в дальнейшем, например каденции Бетховена, И. Н. Гуммеля, И. Брамса, К. Штокхаузена, А. Г. Шнитке – к концертам Моцарта. Известные авторы каденций к скрипичным концертам – Ф. Крейслер, Л. С. Ауэр, к клавирным – К. Шуман, В. Кемпф, Чик Кориа. Вокальную каденцию к мотету Моцарта «Exsultate, jubilate» написал Р. Штраус (1919). Импровизируемые каденции характерны для музыкантов, выступающих в русле аутентичного исполнительства, и для джазовых музыкантов (в их числе – саксофонисты Дж. Колтрейн и Сонни Роллинз).