Кастельбажак Жан-Шарль де
Кастельбажа́к Жан-Шарль де (Jean-Charles de Castelbajac; Дидье Жан-Шарль, маркиз де Кастельбажак; Didier Jean-Charles, marquis de Castelbajac) (род. 28.11.1949, Касабланка, Марокко), французский дизайнер одежды.
Отец – маркиз Жан-Луи де Кастельбажак (1908–1964), представитель французского аристократического рода, известного по историческим источникам с 14 в.; инженер текстильной промышленности, служил пианистом при королевском дворе в Марокко. Мать – Жанна-Бланш де Кастельбажак, урождённая Эмперёр-Бисоне (1922–2013), модельер. В 1955 г. семья переехала в Лимож.
Ж.-Ш. де Кастельбажак учился в школе-интернате для мальчиков в Лиможе (1956–1967), затем в Школе изящных искусств и в Высшей школе текстильной промышленности (ныне Высшая школа «Ла Фабрик» в составе Торгово-промышленной палаты региона Парижа – Иль-де-Франс) в Париже (конец 1960-х гг.). В 1968 г. начал профессиональную карьеру в лиможском ателье своей матери – Valmont, переименовал его в Ko & Co. В 1969 г. под эгидой Ko & Co создал первую коллекцию женской одежды. В рамках этого бренда сотрудничал с модельерами Кендзо Такада и Ш. Томассом. На рубеже 1960–1970-х гг. также работал в компаниях по производству одежды Pierre D'Alby и V de V в Париже.
В начале 1970-х гг. де Кастельбажак оказался в центре скандала на религиозной почве: в рекламной кампании джинсов Jesus Jeans (для итальянской компании Kappa) он разместил цитаты из Библии на фоне фотографий девушек в ультра-коротких джинсовых шортах и юношей в джинсах с расстёгнутой ширинкой (фотограф О. Тоскани). Однако этот эпизод не помешал дальнейшему развитию его карьеры. С 1970-х гг. фотографии работ дизайнера появлялись в журналах Elle и Vogue.
В 1976 г. де Кастельбажак присоединился к бюро Créateurs et Industriels (основатель Д. Грумбах при поддержке А. Путман; среди участников Миякэ Иссэй, Т. Мюглер, Ж.-П. Готье), созданному для поддержки дизайнеров, производителей текстиля и др. Принял участие в трёх модных показах Créateurs et Industriels. В 1977 г. разработал коллекцию уличной и спортивной одежды Sportmax для итальянского бренда Max Mara; в ней преобладали разноцветные вещи из переработанных материалов. В 1978 г. де Кастельбажак основал собственный дом моды – JC de Castelbajac; в 2000 г. показал единственную коллекцию от-кутюр. Из-за сходства инициалов дизайнера с названием рок-группы AC/DC его иногда называют JC/DC.
По мнению де Кастельбажака, в работе дизайнера всегда должно оставаться место для несовершенства, спонтанности, игры и сюрпризов. Разработка и воплощение идей, порой провокационных, для него важнее утилитарности в одежде.
На его творчестве отразился опыт пребывания в интернате. Воспоминания о строгой атмосфере учебного заведения трансформировались в желание добавлять в дизайн повседневных вещей сюрреалистические черты, создавать яркие оптимистические образы. Его проекты отличает любовь к чистым интенсивным цветам: жёлтому, красному, синему, зелёному, белому.
На эстетические взгляды де Кастельбажака также повлияло личное знакомство с художником-дадаистом Р. Хаусманом и его творчеством в 1967 г. в Лиможе. Дизайнер приобрёл коллаж авторства Хаусмана в местном антикварном магазине; его впечатлила сила простых, «обыденных» материалов, из которых создано произведение (обрывки газеты, обёрточной бумаги, фрагмент фотографии). Сам де Кастельбажак на раннем этапе творчества работал с бытовыми материалами и предметами, повторно использовал ткани. В конце 1960-х гг. он превратил старое шерстяное одеяло из школы-интерната в пальто оверсайз. Это дизайнерское решение стало популярным; впоследствии подобное пальто носил Дж. Леннон. Такие «антимодные» эксперименты, включая вторичную переработку материалов, закрепили за де Кастельбажаком репутацию авангардного дизайнера.
Его проекты зачастую балансируют на грани между сферами изобразительного искусства, китча и моды. Некоторые из них производят впечатление детской непосредственности; другим свойственны экстравагантность, постмодернистская ироничность, любовь к цитированию образов массовой культуры и изобразительного искусства в духе поп-арта. В его портфолио – платья в виде знаменитых (благодаря творчеству Э. Уорхола) банок супа Campbell, в виде бутылок Coca-Cola и бензиновых канистр с логотипом компании Shell (все – коллекция весна/лето 1984); платья с принтами по мотивам работ К. Хэринга (коллекция осень/зима 2002–2003); с изображением американского доллара (коллекция осень/зима 2009–2010); с портретами Коко Шанель, Дж. Хендрикса (оба – коллекция осень/зима 1983–1984); с фотографиями М. Джексона в юности, Уорхола (оба – коллекция осень/зима 2009–2010), фотографиями авторства Мана Рея (осень/зима 2011–2012; платье из этой коллекции надела певица Кэти Перри на церемонию вручения премии Logie Awards в 2011) и др.
Де Кастельбажак часто обращается к узнаваемым образам из комиксов и мультфильмов. Так, в 1974 г. он создал бренд одежды Iceberg (совместно с С. Джерани), который прославился благодаря вязаным пуловерам с изображениями Снупи (собаки из комикса Ч. М. Шульца), Багз Банни, Микки Мауса, Дональда Дака, кота Феликса, Тома и Джерри и других известных персонажей массовой культуры. Пуловеры приобрели особую популярность в хип-хоп- и рэп-сообществах (например, их носили Jay-Z, К. Уэст).
Дизайнер также использует в своих проектах мягкие игрушки. Одна из самых известных его работ – шуба, сшитая из плюшевых медведей (коллекция осень/зима 1988–1989; впоследствии её носила певица Мадонна). Де Кастельбажак повторял этот культовый образ в различных вариациях: жакет из игрушек в виде Снупи (коллекция осень/зима 1989–1990, модель – В. Паради); шуба из плюшевых лягушек (кукла «лягушонок Кермит» из телевизионного шоу «Улица Сезам»), которую надела на одно из интервью Леди Гага; жакет из плюшевых тигров (оба – коллекция осень/зима 2009–2010) и др.
Дизайнер вдохновляется культурой Средних веков и темой геральдики, изобретая собственные эмблемы и гербы. Этому аспекту творчества посвящена его персональная выставка «Люди завтрашнего дня» в парижском Центре Помпиду (2021–2022).
Де Кастельбажак часто сотрудничает с компаниями по производству одежды, посуды, мебели и др. [дизайн курток и плащей для K-Way, в том числе плащ для двоих с молнией «на случай развода» (1986); мебель (стул «Funny Valentine»), ковры и светильники для Ligne Roset (1990); две коллекции женской одежды для дома моды Courrèges (1992–1993); реклама часов Cartier (1993); дизайн часов Swatch с рисунками на тему космоса (1993); разноцветные мокасины для J.M. Weston (1994); фарфоровый сервиз с ручками в форме птичьих крыльев для Bernardaud (ранее Королевская мануфактура Лиможа, 1995); стул для Fermob с изображением двух ангелов на спинке (2009); дизайн автомобиля для Citroën (2018); капсульная коллекция одежды для United Colors of Benetton (2022); посуда для Gien (2023)]. Де Кастельбажак также сотрудничал с Carel, Ellesse, Reynaud, Levi Strauss & Co., Aigle, Palace Skateboards, Lee Cooper, Rossignol и др.
Дизайнер работал над костюмами для фильмов и сериалов, клипов и концертных выступлений. Он создал ряд образов актрисы Ф. Фосетт для телесериала «Ангелы Чарли» (1976–1981), певиц Кэти Перри (платье с портретом Б. Обамы из пайеток, дополненное парой перчаток с надписями «Yes» и «No», для выступления на церемонии вручения премии MTV Europe Music Awards в 2008), Бейонсе (для клипа на песню «Telephone», 2010) и др.
Наиболее масштабный проект де Кастельбажака – разработка дизайна одежды для участников празднования католического Всемирного дня молодёжи в Париже (1997), в том числе облачение для 500 епископов и 5000 священников, футболки для участников (более 1 млн человек) и мантия папы Римского Иоанна Павла II. Дизайнер оформил все предметы одежды в цветах радуги как символа союза между Богом и человеком.
Де Кастельбажак часто привлекал художников, фотографов, музыкантов к работе над своими проектами. Они вручную расписывали платья (М. Барсело, Р. Комба, Ж.-Ш. Бле, Л. Пикассо, Ж. Гаруст, Э. Ди Роза, А. Мессаже) – т. н. платья-картины (франц. robes-tableaux); оформляли приглашения на модные показы (К. Хэринг, К. Пармиджани); участвовали в фотосессиях в качестве фотографов (Р. Мейплторп, С. Шерман) и моделей (Уорхол); создавали визуальное и музыкальное (М. Макларен) оформление показов; и т. д.
Де Кастельбажак работает как живописец и график; большинство его произведений – композиции из ярких чистых цветов, с толстыми чёрными контурами на белом фоне. В 2015 г. де Кастельбажак создал масштабное панно на фасаде терминала в аэропорту Орли (Париж); в 2018 г. – инсталляцию «Небесная карусель» для 30-й биеннале антикваров в парижском выставочном центре Гран-Пале. Де Кастельбажак также занимался книжной иллюстрацией [рисунки для собственной книги «Ангелы и ты» («Les anges et toi»), 1996].
Отдельный корпус работ де Кастельбажака посвящён темам культурной апроприации и сочетания изобразительного искусства с культурой потребления: это созданные с помощью художников-копиистов копии знаменитых произведений живописи (маслом и в технике трафаретной печати), на которые нанесены логотипы известных брендов. Эти произведения были показаны на персональных выставках де Кастельбажака «Триумф знаков» в галерее Paradise Row в Лондоне (2009) и «Тирания красоты» в галерее B.A.N.K в Париже (2010).
В 2016 г. дом моды JC de Castelbajac приобрела южнокорейская компания Hyungji, вскоре дизайнер покинул его. В 2018–2022 гг. занимал пост креативного директора в итальянской компании United Colors of Benetton.
Награждён орденом Искусств и литературы (командор, 1998), орденом Почётного легиона (кавалер, 2002).