Coca-Cola
Coca-Cola, транснациональная корпорация, функционирующая в сфере производства безалкогольных напитков и сиропов. Штаб-квартира расположена в г. Атланта (штат Джорджия, США).
Общая информация
В структуру компании Coca-Cola входят более 700 тыс. сотрудников и 225 партнёров по розливу на 900 заводах в мире (по состоянию на конец 2021). Компания производит продукцию под следующими торговыми марками: безалкогольные газированные напитки (Coca-Cola, Diet Coke/Coca-Cola Light, Coca-Cola Zero Sugar, Fanta, Fresca, Schweppes, Sprite и Thums Up), энергетические напитки, кофе и чай (Aquarius, Ayataka, Bodyarmor, Ciel, Costa, doğadan, Dasani, Fuze tea, Georgia, glacéau smartwater, glacéau Vitaminwater, Gold Peak, Ice Dew, I Lohas, Powerade и Topo Chico), соки, молочные и растительные напитки (AdeS, Del Valle, Fairlife, Invinity, Minute Maid, Minute Maid Pulpy и Simply). Также Coca-Cola участвует в продаже напитков других компаний через лицензии, поддержку совместных предприятий и стратегические партнёрства, например, определённых брендов компании Monster Beverage, включая Monster Energy.
История развития
Вкусовую основу безалкогольного сильногазированного напитка Coca-Cola составляет сироп, рецептура которого была предложена в 1886 г. фармацевтом Дж. Пембертоном (1831–1888). Изначально сироп изготавливался из листьев коки и орехов тропического дерева колы и продавался в одной из аптек Атланты как лекарственное средство от нервных расстройств. Логотип и название Coca-Cola для напитка придуманы партнёром и бухгалтером Пембертона – Ф. Робинсоном. 8 мая 1886 г. продан первый в мире напиток Coca-cola за 5 центов США. В первый год производства реализовывалось не более 9 порций напитка в день, поэтому создатель рецепта, не видя особой перспективы для этого продукта, по частям распродавал связанный с ним бизнес.
В 1888 г. Пембертон продал все активы компании Coca-Cola А. Кандлеру (1851–1929). В 1892 г. продажи сиропа возросли в 10 раз. В том же году Кандлер учредил предприятие под названием Coca-Cola, а в 1893 г. зарегистрировал соответствующую торговую марку. В 1894 г. открыт первый за пределами штата Джорджия завод по производству сиропа – в Далласе (штат Техас). В 1899 г. начался массовый розлив напитка в бутылки. К этому времени заводы по производству сиропа были открыты в Далласе, Лос-Анджелесе и Чикаго, а напиток продавался не только по всей территории США, но и в Канаде. В 1899 г. Coca-Cola подписала своё первое соглашение с независимой компанией, которой было разрешено покупать сироп, производить и продавать напиток Coca-Cola. К 1900 г. продажи напитка возросли в 40 раз.
В 1903 г. из производственной формулы напитка Coca-Cola были исключены листья коки. За последующие 20 лет количество заводов по розливу Coca-Cola возросло с 2 до 1000, производственные мощности компании появились на Кубе, в Панаме, Пуэрто-Рико, на Филиппинах и Гуаме. Однако рост продаж и повсеместная популярность напитка сопровождались производством различного рода подделок. Одним из эффективных способов борьбы с недобросовестными конкурентами стала предложенная в 1916 г. компанией Root Glass бутылка с непохожим на другие характерным контуром. Немного изменившаяся бутылка такой формы и поныне часть фирменного стиля компании.
В 1919 г. группа инвесторов во главе с Э. Вудруффом и У. Брадли выкупила Coca-Cola за 25 млн долл. США. В том же году открылся первый европейский завод компании – во Франции. Торговая марка Coke, впервые использованная в рекламе в 1941 г., была зарегистрирована в 1945 г. В 1946 г. компания получила права на разработанный в Германии безалкогольный напиток под торговой маркой Fanta, в 1960 г. приобрела бренд фруктовых соков и концентратов Minute Maid, а в 1961 г. представила лимонно-лаймовый напиток Sprite. Спустя 2 года Coca-Cola выпустила свой 1-й диетический напиток под торговой маркой Tab, а в 1966 г. запустила проект «Питание» с целью производить менее сладкие, богатые белком напитки, что привело к массовому производству и распространению диетических и энергетических напитков. В 1978 г. Coca-Cola стала единственной иностранной компанией, которой было разрешено продавать напитки в Китайской Народной Республике. В 1982 г. состоялся запуск производства диетического напитка Diet Coke, в результате чего спрос на Tab начал стремительно падать. В период 1982–1989 гг. Coca-Cola владела контрольным пакетом акций кинокомпании Columbia Pictures. В 1990-х гг. Coca-Cola начала продавать продукцию в Восточной Германии (1990) и в Индии (1993). В начале 21 в. линейка продукции компании Coca-Cola была представлена 450 торговыми марками и выпускалась более чем в 200 странах.
Деятельность в России
Компания Coca-Cola впервые вышла на советский рынок в 1979 г., в преддверии летних Игр XXII Олимпиады в Москве. В том же году на Московском пивобезалкогольном комбинате «Очаково» началось производство напитка Fanta. В 1988 г. был установлен первый в Советском Союзе автомат по продаже напитков Coca‑Cola. К этому времени общий объём инвестиций, произведённых компанией в советскую экономику, превысил 1,8 млрд долл. США. В 1992 г. в России открылись первые заводы, производящие Coca‑Cola, – в Ставрополе и Волгограде. В 2005 г. компания представила бескалорийный напиток Coca-Cola Zero. В том же году Coca‑Cola приобрела одного из крупнейших производителей соков в России – «Мултон», а в 2010 г. – российскую компанию «Нидан». В январе 2006 г. предприятия по розливу, принадлежащие компании Сoca-Cola, были объединены в группу Bottling Investments. Спустя год Coca-Cola приобрела компанию по производству безалкогольных напитков Energy Brands. В 2020 г. из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Coca-Cola прекратила производство диетического напитка Tab. В июне 2022 г. в рамках санкций, введённых странами Запада, в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине компания объявила о полном прекращении производства и продажи своих фирменных напитков в России.
Финансовые показатели
По состоянию на май 2022 г. в свободном обращении находится 3,9 млрд акций Coca-Cola, всего в обращении 4,34 млрд акций. 70,73 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 30 марта 2022): Berkshire Hathaway (9,23 %), Vanguard Group (8,1 %), BlackRock (6,44 %). Акции компании котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже: входили в промышленный индекс Доу Джонса в 1932–1935 гг., вновь включены в него в 1987 г.
В 2021 г. компания заняла 37-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации – 231,3 млрд долл. США. В 2022 г. Coca-Cola поднялась на 28-ю строчку рейтинга по рыночной капитализации, которая достигла 282,9 млрд долл. США. В целом в 2022 г. компания заняла 114-е место в рейтинге Forbes Global 2000.
По итогам 2021 г. выручка компании составила 38,66 млрд долл. США, чистая прибыль – 9,8 млрд долл. США, совокупные активы – 94,35 млрд долл. США.